Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Тимохова Наталья Евгеньевна
МАДОУ г. Мурманска №19
город Мурманск
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Развитие речи детей – одна из основных задач образовательного процесса. Для развития связной и выразительной речи детей дошкольного возраста необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которую надо проводить каждый день.
Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.
Театрализованная деятельность
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
•улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
•способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Понятие и виды театрализованных игр
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
· игры-драматизации и
· режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
· игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
· ролевые диалоги на основе текста;
· инсценировки произведений;
· постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
· игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
· настольный,
· плоскостной и объемный,
· кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
· катушечный;
· ложковый;
· баночный;
· кулачковый и т.д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры- драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду». Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах.
Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, на которые я опиралась для решения поставленных задач:
Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей.
При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.
Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.
Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.
Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.
Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
На занятиях, а так же в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности:
· артикуляционная гимнастика;
· упражнения на развитие мелкой моторики;
· упражнения для эмоционального развития детей;
· упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
· логоритмические упражнения;
· театральные этюды;
· игры – драматизации;
· режиссёрские игры.
Артикуляционная гимнастика
У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками: произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Упражнения для эмоционального развития.
Игра «Я радуюсь, когда…»
«Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Татьяна Антоновна, скажите нам, пожалуйста, когда Вы радуетесь?». Вы ловите мячик и говорите: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь спросите: «Имя собеседника, скажите нам, пожалуйста, когда Вы радуетесь?». Эту игру можно разнообразить, предложив рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками и с тоже время у воспитанников развивается диалогическая и монологическая речь.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи. «Почемучки» (игра для закрепления умения передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи). Я буду показывать сюжетные картинки, одни будут «почемучками» - будете задавать вопросы, а другие - отвечать на них. Вопросы надо формулировать по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.
Игры-упражнения на развитие восприятия ритма речи «Подбор рифмы». Это задание предполагает подбор рифмы к слову. Я буду читать стихотворение не договаривая последнее слово, вы должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не ... (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)
Маленький бычок,
Рыженький бочок.
Ножками ступает.
Головой ... (Трясет? Вертит? Мотает?)
Логоритмические упражнения. Все знают, что это за упражнения? Я буду читать, а вы выполнять движения по стокам стихотворения.
Листья
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.
Театральные этюды. Этюд. «Дерево».
Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Задание: представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень валено добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «мертвы». Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает ученик. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы. Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвление от пальцев рук через расслабление мышц.
Игры-драматизации.
Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни».
«Идёт кисонька из кухни».
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Ход игры.
Все сидят на стульях. Из-за дверей выходит персонаж, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо сидящих. Она очень печальна, вытирает лапкой
слезы.
Читаются стихи:
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Киска: (останавливается и плача отвечает):
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Ведущий её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из сидящих также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.