Знакомство с творчеством С.Я.Маршака
Кулакина Татьяна Евгеньевна, воспитатель
МАДОУ ДС №117 г.Краснодар
г.Краснодар
Цели:
- пробудить интерес к творчеству С.Я. Маршака;
- учить воспринимать содержание произведений;
- прививать интерес к чтению книг;
- развивать воображение, мышление, культуру общения;
Оборудование:
- телевизор, ноутбук для презентации биографии и творчества С. Я. Маршака,
- выставка книг С. Я. Маршака.
Ход мероприятия:
Слайд (заставка)
Дорогие ребята!
Сегодня нас с вами ждет совершенно необыкновенная встреча!
“Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это – он, это – он,
Ленинградский почтальон!”
Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не почтальон, а любимый детский писатель Самуил Яковлевич Маршак!
Это его умные и добрые книжки встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и увлекательным.
Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются, потому что они и наполнены юмором.
Для того чтобы так интересно писать для детей, писатель должен обладать замечательным талантом – талантом любви к детям, талантом понимания детской души.
Самуил Яковлевич Маршак родился в городе Воронеж в семье мастера-мыловара.
Семья была многодетной, а родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и стихами собственного сочинения.
А потом были долгие годы учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за границей– в Англии в университете. Тогда и начал Маршак писать свои первые книжки для детей. А помогал издавать их начинающему литератору знаменитый писатель Максим Горький.
С. Маршак жил и в нашем городе Краснодаре. Он работал в местной газете.
А еще Самуил Яковлевич рганизовал первый детский театр, пьесы для которого писал сам.
Появляется целый “Детский городок” со своей школой, детским садом, столярной и слесарной мастерской, библиотекой и различными кружками.
А чтобы детям было учиться нескучно, Маршак придумал веселую азбуку и счет.
Слайды (азбука и счёт)
А. “Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то”
Б. “Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот”
В. “Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону”
Г. “Гриб растет среди дорожки,-
Голова на тонкой ножке”
Д. “Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом”
Е. “Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик – тоже”
Ж. “Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет?”
Один. “Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица”.
Два. “А вот это цифра два,
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею”.
Три. “А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка-третий из значков,
Состоит из двух крючков”.
Да, так обучаться грамоте и письму – одно удовольствие! Но Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок:
“Загадки Маршака”
а Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
б Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу. (Очки)
в Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.(Пила)
г Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
д) Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
е) В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)
А еще Самуил Яковлевич Маршак очень любил животных и детей учил этому трепетному вниманию к “братьям нашим меньшим”. О зверятах, живущих в зоосаде, Маршак написал свою книжку и назвал ее “Детки в клетке”.
Послушайте ребята, с какой нежностью писал Самуил Яковлевич стихи о животных.
Слон:
“Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две ,а все четыре!”
Жираф:
“Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок”.
Тигренок:
“Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!”
Белые медведи:
“У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!”
Зебры:
“Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки.
Разрисованы лошадки
От копыт до головы”.
Львята:
“Вы разве не знаете папы –
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит – басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко”.
Ребята, С.Я. Маршак писал не только стихи и сказки, но и сочинял пьесы, то есть был прекрасным детским драматургом.
Он написал пьесы: “Теремок”, “Кошкин дом”, “Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать, “Двенадцать месяцев”.
А по этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные картины.
И сегодня мы с вами посмотрим фрагменты из мультфильмов, поставленных по произведениям С.Я.Маршака.
Вот и подошла к концу наша встреча, посвященная творчеству детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
Какие стихи вам понравились? (ответы детей)
Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!
И закончим мы нашу встречу словами поэта.
Пожелания друзям
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
До свидания, ребята!