Волшебство книжных страниц
Кривенкова Ольга Сергеевна, ведущий библиотекарь
МБУК г.о. Самара "Централизованная система детских библиотек"
детская библиотека - филиал №16
г.Самара
Форма: урок творчества
Аудитория: 0+
Цель: знакомство и популяризация детских самарских писателей и их произведений.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с произведениями Цыпленковой Г.М.
Развивающие:
- развивать память, навыки декламации, творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к художественной литературе, к чтению книг.
- воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности.
Оборудование: телевизор, ноутбук; презентация в программе Power Point, пластилин, доска для лепки, стека, прозрачная основа
Ход мероприятия:
I. Организационный этап.
Дети рассаживаются на стулья. На экране транслируется титульный слайд.
II. Основной этап.
Показ презентации в программе Power Point (слайд с фотографией писателя и изображения книг)
Библиотекарь: Дорогие ребята. Мы рады побывать сегодня у вас в гостях. А пришли мы к вам не с пустыми руками, а принесли вам очень интересные книжки, которые вместе с вами перелистаем. Автор этих книг - Цыпленкова Галина Мингачевна. Она родилась в городе Сызрань в 1940 году. После школы закончила медицинское училище и семь лет проработала медсестрой в детской объединенной больнице, потом работала фельдшером МСЧ ЗТМ. Первые детские стихи Галина Мингачевна написала в 1963 году. Награждена Почётным дипломом 3-го Международного конкурса произведений для детей и юношества. Лауреат городской литературной премии «Признание» (2006). Печаталась в журналах «Мурзилка», «Костёр», «Детская Роман-газета» и других. Член Союза писателей России. Первая книжка называлась “Непослушный ручеек” и вышла в 1967 году.
Давайте прочитаем стихотворение «ПРО ЁЖИКА»
Бегал ежик без сапожек.
Простудился бедный ежик.
Стал он кашлять и чихать,
Перестал и есть, и спать.
Говорит ежиха - мать:
- Надо доктора позвать.
Тут лисица прибежала,
По иголкам постучала,
Облизнулась:
- Редкий случай!
Вы, больной, такой колючий!
От большой температуры
Прописала три микстуры.
И дала наказ – лежать!
Без сапожек не гулять!
И ему портнихи – кошки,
Сшили новые сапожки.
Стал в сапожках он гулять,
И в лесу травой шуршать.
Понравилось вам стихотворение?
(Возможные ответы детей: Да)
Про кого мы сейчас прочитали?
(Возможные ответы детей: про ёжика)
А что с ним случилось?
(Возможные ответы детей: Простудился , бегал без сапожек, и т.д. по тексту)
Но сейчас ёжики не бегают по дорожкам, почему?
(Возможные ответы детей: ёжики зимой спят)
Правильно. А про зиму у Галины Мингачевны тоже есть коротенькое стихотворение. Послушайте. Давайте попробуем его запомнить. Первый раз его прочитаю одна, а вы внимательно слушайте. А во второй раз будем по строчкам повторять вместе. Хорошо? (Примерные ответы детей)
ЗИМА
Вот так зимушка-зима —
Красит в белый цвет дома.
Красит улицы, сады,
Красит речки и пруды.
Снежной кистью много лет
Красит зайца в белый цвет.
Вот какое белое стихотворение получилось у Галины Мингачевны. Вам понравилось ребята?
(Примерные ответы детей: ДА)
И ещё одно зимнее стихотворение, которое мы не просто прочитаем, а еще и поиграем. Я буду читать и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Всё понятно?
(Примерные ответы детей: ДА) Встаем перед стульчиками.
ПОЗЁМКА
Завывая тонко-тонко, (прикладываем руки ко рту, изображая рупор и тихонько тянем звук У-У-У)
По земле бежит позёмка (бег на месте)
Тонким снежным полотном, (Руки вытянуты перед собой, ладонями вниз и их разводим в стороны)
А потом вдруг, разбежавшись, (бег на месте)
Вмиг закрутится волчком, ( кружимся на месте)
Разлетится снежной пылью, (руки перед лицом, ладонями вверх и сдуваем с них «пыль»)
Дальше силы нет бежать, (вытираем пот со лба)
И, усталая, приляжет
На сугробы отдыхать. (складываем руки ладонями друг к другу, прижимаем к щеке и закрываем глаза - имитация сна)
Молодцы, ребята! Понравилось ли вам стихотворение? (Возможные ответы детей: Да)
Есть еще стихотворение. Оно тоже немного зимнее и очень доброе. Давайте почитаем…
БОЖЬЯ КОРОВКА
Я божью коровку
Поймал на окне.
Может погибнуть она,
Простудиться.
Почему же ей не спится,
Непонятно мне.
А за окном метель.
И где её постель?
Пусть снятся букашке
Деревья, ромашки,
Пусть снятся ей
Добрые сны.
Я божью коровку
Положу в коробку:
Спокойной зимы,
До весны!
III. Урок творчества: Пластилинография
С помощью пластилина, дети раскрашивают «Божью коровку»
Материалы для занятия: пластилин, доска для лепки, стека, прозрачная основа
Библиотекарь: У божьей коровки маленькая головка, усики, шесть лапок. У нее выпуклое овальное тело, ярко красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками.
Посмотрите, какая у меня божья коровка. Сделаем такую же?
1. Отщипываем маленький кусочек черного или синего пластилина
2. Скатываем тоненькую колбаску
3. Прикладываем к окошку, делая круг, прижимаем
4. Берем кусочек красного пластилина, расплющиваем ладошками, размазываем внутри круга. Это тело божьей коровки
8. Берем темный пластилин. Скатываем тоненькой колбаской. Разделяем тело божьей коровки пополам.
9. Берем темный пластилин. Скатываем тоненькой колбаской. Формируем лапки – по три с каждой стороны.
Ребята, чего не хватает божьей коровке (Возможные ответы: глаз, головы, крыльев)
Правильно, головы.
10. Берем темный пластилин. Скатываем шарик.
Прикладываем к тельцу и расплющиваем пальчиком. Получилась голова.
11. Берем голубой пластилин для глазок. Отщипываем, скатывает маленький шарик. Прикладываем на голову и расплющиваем.
12. Берем темный пластилин. Скатываем тоненькой колбаской. Делаем усики.
Молодцы, ребята
IV. Заключительный этап. А сейчас нам пора уходить. Но мы не прощаемся с вами, друзья. Нас ждут еще много новых знакомств и интересных произведений. До скорой встречи
Литература:
Цыпленкова, Г.М. Непослушный ручеек [Текст] : стихи / Г.М. Цыпленкова . – Куйбышев : Кн. изд-во, 1967. – 34 с.
Цыпленкова, Г.М. Я иду по облакам [Текст] : стихи / Г.М. Цыпленкова. – Сызрань: Ваш Взгляд, 2008. – 48 с.