Осенняя ярмарка

Михайличенко Оксана Емельяновна,музыкальный руководитель

Агафонова Наталья Ильинична, музыкальный руководитель

МАДОУ "Колобок"

ЯНАО, г.Ноябрьск


Цель: Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры, знакомство с русскими народными  промыслами. Продолжать знакомить воспитанников с малыми  жанрами русского народного фольклора. Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки.

 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций  народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки.   Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр, хороводов. 

 

Материалы и оборудование:  Яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, «скоморохов», купцов», атрибуты для игры «Карусель», бутафорские «арбузы», русские народные инструменты, павлопосадские платки, платочки,  бутафорские балалайки, хохломские ложки, лотки с товарами, игрушками, поделками.

 

Зал оформлен в стиле ярмарочной площади, расставлены прилавки с товарами, игрушками, поделками. Звучит удалая русская мелодия, в зал входят дети-мастера, встают за прилавки. Вбегают два скомороха.

 

Ход праздника:

1скоморох: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки, молодушки. Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2скоморох: Здравствуйте и вы почтенные мастера, вот мы и пришли к вам на ярмарку сюда. На ваш товар посмотреть, себя показать.

1скоморох: Подходите ближе, подходите,  и глаза свои протрите.

2скоморох: Мы, развеселые потешники, известные скоморохи насмешники.

Вместе: Народ собирается,  наша осенняя ярмарка открывается!

А так как наша ярмарка осенью то сейчас нам ребята споют песню об осени.

 

Исполняется песня: «Наступила осень золотая»  муз. М.Сидоровой.

 

Выходят купцы.

1 купец: Кому пирожки? Горячие пирожки!

               С пылу с жару гривенник за пару!

               Пряники печатные, ароматные.

               Баранки, крендельки, карамельки, петушки!

               Налетай, покупай, весь товар разбирай.

2 купец:  К нам скорее подходите, на игрушки посмотрите:

                 Игрушки наши словные, веселые, забавные

                 Покупайте за гроши, будут рады малыши!

2скоморох: Проходите, примечайте, все, что нужно покупайте.

3 купец: А вот платки цветные, с каймою по краям.

               На них цветы большие растут на диво вам.

               Подходите, покупайте девицы красавицы,

               Наши яркие платки, очень вам понравятся.

(девочки подходят к купцу, выбирают товар, отходят и хвалятся друг перед другом).

1скоморох: Эй, девчата, где вы были, что на ярмарке купили?

1 девочка: Мы по ярмарке ходили, мы платочки прикупили,

                  А платочки не простые, уголки их расписные.

                  Мы сейчас их вам покажем, с ними весело мы спляшем.

 

Исполняется «Танец с платками»  р.н.п. «Маков цвет»

 

1скоморох: Да, платочки хороши, танцевали от души.

4 купец:  А вот бусы, сережки, браслеты и кольца

               Мы вам предложим, не беспокойтесь.

2 скоморох:  Эх, налетайте, скорее, покупайте,

           Товара у Якова хватит на всякого.

                      Проходите, покупайте девицы красавицы,

                      Примеряйте, одевайте, чтоб ребятам нравится!  

( к купцу подходят мальчики и покупают бусы, затем дарят  девочкам).

1 скоморох: А бусики-то, на ягодку похожи!

2 скоморох: Ну-ка девицы, выходите номером своим нас удивите.

 

Исполняется песня «По малину в сад пойдем»  муз. А. Филиппенко

 

2 скоморох: я так люблю ягоды. Этим летом я отдыхал у бабушки на даче и кушал там разные ягоды, а какие вы сейчас отгадаете.

Проводится интерактивная игра «Угадай ягодку» (скоморох загадывает загадку, дети отгадывают - на экране появляется картинка с изображением ягодки-отгадки).

1 загадка: повернулась к грядке боком, налилась вся красным соком.

                Ей сестрица земляника, что за ягода (клубника).

2 загадка: ярко-красных, черных, белых, ягодок попробуй спелых.

                Сельский сад  - их родина, что это? (смородина).

2 скоморох: а когда я приехал к другой бабушке, которая живет в северных краях, она меня угощала такими ягодками….(загадывает загадки северных ягод).

3 загадка: эту ягоду найдете не в саду, а на болоте.

                Круглая, как пуговка, красненькая …(клюковка)

4 загадка: много темно-синих бус, кто-то уронил на куст.

                Их в лукошко собери-ка, эти бусины  - …(черника)

2 скоморох: ну и последняя загадка, эту ягоду я очень, очень люблю.

5 загадка: он тяжелый и пузатый, толстокожий полосатый,

                Сладкий, словно мед, на вкус. Как зовут его ? (арбуз).

5 купец: Арбузы, арбузы, спелые арбузы,

              Налетай, покупай, всех друзей угощай.

1 скоморох: Ах, арбузы сладкие да спелые.

                    Предлагаю поиграть и  арбузы все собрать.

 

Проводится игра «Собери арбузы»  (дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, в начале каждой шеренги стоят корзины с «арбузами»,  в конце шеренги стоят 2 скомороха и держат мешки для сбора «арбузов». По сигналу дети начинают передавать «арбузы» из корзин  по цепочке друг другу. Последний игрок кладет «арбуз» в мешок. Побеждает та команда, которая быстрее передаст все «арбузы» в мешок).

 

1 девочка: Эх,  колечки хороши, с узорами богатыми.

                     Пусть сыграют от души, мы споем с ребятами.

2 девочка: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка  частушки,

                  Запевайте побыстрей, чтобы было веселей.

 

Дети исполняют частушки

1мальчик: Мы частушки запоем, запоем мы громко.

                  Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

2мальчик: Купил Милке перстенок, Милка доброй стала,

                  Позабыл купить платок, Милка нос задрала.

3 девочка: У березки, у сосенки, тоненькие веточки,

                 А мы бойкие девчонки, все мы как конфеточки.

3 мальчик: На окошке два цветочка: голубой да аленький,

                   Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.

4 девочка: Ай-тари, тари, тари мне купили янтари,

                  Осталися деньги, мне купили серьги.

5 мальчик: Будет Машенька ходить, мои бусики носить,

                      Будет бусы надевать, меня будет вспоминать.

 

6 купец: Кому посуда для кашки, окрошки. Чудо блюдо да чашки, ложки?

               Откуда посуда? Да к вам приехала сама золотая хохлома.

               Звонкие. Резвые, ложки расписные! От зари и до зари, веселятся ложкари.

 

Исполняется оркестровая зарисовка на ложках. р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

 

1скоморох: Подходи честной народ, карусель давно вас ждет,

                  Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

 

Проводится подвижная игра «Карусель»

 

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

«Карусель» медленно движется в       правую сторону

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.

Темп речи и движений постепенно ускоряются

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра

Темп движения постепенно замедляется и на слова «Вот и кончилась игра», игра заканчивается

 

 

Ребенок: Мы приехали к вам в гости на веселый праздник ваш,

             Посмотрите на наш танец, мы танцоры  просто класс.

 

Исполняется парный танец «Чудо балалайка». муз. З.Роот

 

2 скоморох: проходи честной народ, ярмарка давно всех ждет!

 

Все проходят на ярмарку.