ФЦКМ с элементами экспериментирования. Космическое путешествие

Абрахимова Зульфия Икрамовна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №4"

Красноярский край, г. Красноярск


Цель: формирование представлений детей о космосе с использованием элементов исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:уточнить и расширить представления детей о космосе через знакомство с новыми понятиями (космическое путешествие, невесомость, солнечная система, спутник, кратер, отсек, марсоход) и проведение опытов и экспериментов. Расширить знания детей о профессии космонавт. Совершенствовать вычислительные навыки, упражнять в обратном счёте

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, активизировать словарный запас по теме «Космос», развивать творческие способности, воображение, любознательность;развивать монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать чувство гордости за историю своей страны, воспитывать желание бережно относиться к своей планете воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Оборудование: корзинка, воздушный шарик (инопланетянин), письмо от Незнайки, картинки с изображениями:  Ю.А. Гагарина, собаки Белка и стрелка, космическая ракета  «Восток». С.П. Королев, солнечная система, космическое пространство.  Ширма с изображением космического пространства и планет солнечной системы.  Космическая ракета «Орленок» (макет).  Мука, мячи-прыгуны.Пищевая сода, лимонная кислота, макет вулкана, вода, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (по количеству детей), салфетки. Фонарик, белый конверт.

 

 

Ход занятия.

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:- Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся и поделимся нашим хорошим настроением (здороваются, улыбаются).

 

 

Воспитатель:

 -Дети, что утром было…

Только в группу я зашла,

Здесь марсианина нашла, только говорить он не умеет.

Воспитатель: Посмотрите, в корзинке  что- то есть. Это конверт.

На конверте надпись: «Любознательным детям группы Орленок»

Воспитатель: Дети, давайте откроем конверт. Узнаем от кого письмо.

Дети:  Да, откроем и прочитаем.

Воспитатель читает письмо от Незнайки:

 

 «Дорогие  ребята, умные и смелые! Недавно я побывал вместе соЗнайкой в космосе! Знайка увлекательно рассказывало первых космонавтах, о космосе, о планетах, но я был не внимателен и все пропустил. Есть еще то ли гора, толи плюшка какая-то с названием Олимпи, Олимпа…не помню…И Знайка не меня обиделся.  Ребята, помогите мне все узнать и, тогда Знайка простит меня и  не будет обижаться».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Незнайке? Как вы можете ему помочь?

Дети:Узнать все о космосе

Воспитатель: Тогда, слушайте внимательно и смотрите картинки.

 

Воспитатель:Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

Они задумывались над вопросом: «Что такое космос?», «Есть ли жизнь на других планетах?». И тогда ученые-конструкторы создали первый космический корабль «Восток». Сергей Павлович Королев – главный конструктор космических кораблей и орбитальных станций.

Космический корабль- это очень сложная техника. Поэтому прежде, чем отправить человека в космос- технику надо проверить.

До человека в космосе побывали животные. И первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди мало знали о космосе и космические аппараты еще не умели возвращать на Землю. Поэтому Лайка осталась там, в космическом пространстве навсегда.

А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и СтрелкаОни пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на Землю.Люди всегда помнили о тех, кто первым побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому животному, побывавшему в космосе - собаке Лайке

Воспитатель: Ребята, а кто же был первым космонавтом???

Дети: Юрий Гагарин!

Воспитатель:Правильно ребята! Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, и облететь всю нашу Землю был Юрий Алексеевич Гагарин (ему было 27 лет).

12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» он полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут.

С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Ровно 60 лет назад человек впервые побывал в космосе.

Сейчас космонавты проводят много дней в космосе. Они живут на космических станциях, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования.

Космонавты увидели много разных планет, они крутились вокруг одной самой яркой планеты, которую называют Солнце.

Воспитатель: Дети, посмотрите на модель солнечной системы (показывает модель).

Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду Солнце, и все естественные объекты, обращающиеся вокруг Солнца.

 

Воспитатель:Вспомним нашу считалку: Солнце, раз Меркурий, два Венера, три Земля, четыре Марс, пять Юпитер, шесть Сатурн, семь Уран, за ним Нептун!

 

Воспитатель: Молодцы, все вспомнили. А еще космонавты увидели там звезды. Они так далеко находятся от нашей земли, что кажутся нам лишь маленькими точками.

 

Воспитатель:Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Ответы детей: смелым, отважным, сильным, здоровым, мужественным, выносливым.

Воспитатель:А что он должен для этого делать? (много тренироваться)

Воспитатель:Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие. Но для этого предлагаю провести космическую тренировку:

 

Раз, два - стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре - скоро взлет (руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круговые движения руками)

Космонавтам нужен год (руки к щекам),

Но дорогой нам не страшно (качают головой)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают в локтях руки)

Пролетая над землею (руки в стороны)

Ей передаем привет (машут руками).



Воспитатель:У космонавтов есть специальные костюмы. Как же они называются?

Дети:Скафандры.

Воспитатель: Тогда не будем терять времени! Одеваем скафандры

Передо мной настоящие космонавты! В таких скафандрах вам и открытый космос не страшен!

Пора в путь! На чем же мы полетим? На ракете?А вот наша ракета!

Внимание! До запуска ракеты осталось 10 секунд.

Ребята, распределите воздух таким образом, чтобы сосчитать от 10 до 1 и громко, отчетливо произнести слово «пуск». Набираем воздух через нос… Начинаем отсчет времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Звучит аудиозапись шума взлетающей ракеты. 

Воспитатель:Мы в космосе. Здесь земное притяжение отсутствует. Поэтому мы находимся в состоянии невесомости. Как же здесь красиво!Звучит музыка космической невесомости дети произвольно двигаются.

Раскрывается ширма, на которой изображено космическое пространство и солнечная система.

Воспитатель:Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что вы видите?
Дети:Это наша Земля.
Воспитатель:Правильно, это наша родная планета – Земля. Так она выглядит из космоса. Какую форму она имеет?
Дети:Форму шара.
Воспитатель: Земля — это огромный шар. Вы только посмотрите, какая она красивая! Ее часто называют «голубой планетой». Как вы думаете, почему?
Дети:Потому что на Земле много воды.

Воспитатель:Молодцы! В солнечной системе есть 9 планет, среди которых самая уникальная планета – это планета Земля. Потому что только на ней существует жизнь. Но так было не всегда. Хотите узнать, как появилась наша планета?

Дети:Да.

Воспитатель:Некоторые ученые предполагают, что первоначально Солнце было огромным раскаленным шаром. Однажды на нем произошел взрыв, в результате которого от Солнца откололись огромные куски, которые и стали называть планетами. Сначала наша планета была горячей, но постепенно она начала остывать. Вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю, и образовался первый океан. А в океане возникла жизнь.  К сожалению, точно узнать какой была Земля много миллиардов лет назад, невозможно, поэтому это только догадки ученых.
Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите, мы пролетаем мимо какого-то небесного тела. Что это?



Дети:Это планета.
Воспитатель:Может моя загадка поможет вам узнать эту планету:

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.

Дети: Это Луна.
Воспитатель:Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник?
Дети:Он вращается вокруг земли.

Воспитатель: Правильно, ребята, спутник — это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна — это ближайшее к земле небесное тело и единственное, где побывал человек. На Луне нет ни воды, ни воздуха, ни погоды. А ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было?

Дети:Да!
Воспитатель:Тогда, предлагаю пройти в соседний отсек. 

(Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоит чаша с мукой).

Воспитатель:Ребята, посмотрите, перед вами чаша с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи – прыгуны – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. 

Дети и воспитатель бросают мячи-прыгуны в чашу с мукойс разной высоты.

Воспитатель:Что происходит с мукой?
Дети:В ней образуются ямки.
Воспитатель: Одинаковые ли они?

Дети: Нет!
Воспитатель:От чего зависит размер ямок-кратеров?
Дети:От размера мяча-прыгуна.
Воспитатель:А глубина ямки?
Дети:От того, с какой высоты его бросили.

Воспитатель: Правильно ребята, чем выше мяч-прыгун от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на фотографию, это фотография поверхности луны с космоса.

Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
Дети:Да.


Воспитатель: Предлагаю вернуться в наш посадочный отсек и посмотреть, что мы пролетаем в данный момент.

Это самая загадочная планета в нашей солнечной системе – Марс. Ее еще называют «красной планетой». Как вы думаете, почему?

Дети:Потому что она красного цвета.

Воспитатель:Вы правы, именно потому, что она имеет красновато-коричневый оттенок поверхности. А загадочная она потому, что издавна люди верили, что на марсе есть жизнь. Как же называют существ, живущих на Марсе?

Дети:Марсиане.


Воспитатель:Дети давайте немножко отдохнем.

 

Физминутка

Долетели мы до Марса,
Примарсились, отдохнём!
Физзарядочку начнём.
Ой, нас что – то укачало!

Закачало, понесло:
То направо, то налево
То назад, а то вперёд!
Закружило, завертело
И на место принесло!


Воспитатель:Ребята, на самом деле, никаких марсиан человек на Марсе так и не обнаружил, хотя… может быть, он просто плохо искал. Зато посланные на планету марсоходы (космический аппарат, предназначенный для передвижения по поверхности планеты Марс) смогли обнаружить там самую высокую гору- вулкан в солнечной системе Олимп, самый глубокую долину и самые обширные в солнечной системе пылевые бури, которые охватывают всю планету и могут длиться несколько месяцев.

Звучит сигнал тревоги на космическом корабле.


Воспитатель:Ребята, приборы показывают, что сейчас на Марсе как раз период пылевых бурь. Мы подлетели слишком близко, и наш космический корабль получил повреждения. Поэтому необходимо срочно вернуться на Землю. Пристегните ремни. Мы возвращаемся на Землю. 

Звучит аудиозапись приземления и посадки ракеты.

 

ВоспитательВот мы и дома, на родной Земле… Жаль только, что нам не удалось увидеть остальные планеты солнечной системы.  Хотя, на космодроме есть лаборатория, в которой мы с вами сможем создать свой собственный космос.

Вообразим себя учеными-исследователями?
Дети: Да!

Воспитатели:Ребята, все объекты на космодроме находятся под охраной, поэтому чтобы попасть в лабораторию нам необходимо рассказать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Дети: Можно задавать вопросы, слушать, смотреть, нюхать и трогать руками, только если разрешает взрослый. Нельзя пробовать на вкус, громко разговаривать и кричать, нужно быть аккуратным, чтобы ничего не разбить.

Воспитатель:Молодцы, ребята! Теперь мы можем пройти в лабораторию. 

 

Опыт 1 «Имеет ли сода и лимонная кислота запах?»

Перед вами тарелочки с содой и лимонной кислотой. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета сода, лимонная кислота? Давайте определим, есть ли у соды и лимонной кислоты запах? Наберите на ложечку немного соды, затем лимонной кислоты Запах есть?

Вывод: Сода – это вещество белого цвета, без запаха.

Лимонная кислота – это вещество белого цвета, без запаха.

 

Опыт 2 «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Пододвиньте к себе тарелки, наберите полную ложку соды,  переверните ложку. Наберите ложку лимонной кислоты. Что произошло? Значит сода, лимонная кислота  какая? (Сыпучая, рассыпчатая)

Вывод: Мы с вами определили еще одно качество соды и лимонной кислоты, сода и лимонная кислота,сыпучиевещества.

 

Опыт 3 «Из чего состоит сода и лимонная кислота?»

Рассмотрите соду и лимонную кислоту через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит сода? (Белые крупинки)

Из чего состоит лимонная кислота? (Из мелких,прозрачных кристаллов).

 

Опыт 4 «Извержение Вулкана»

Для эксперимента необходимо отрезанную верхнюю часть пластиковой бутылки (с горлышком) поставить на тарелку и герметизировать места стыка с помощью пластилина. Это нужно для того, чтобы жидкость не вылилась из импровизированного вулкана.В вулкан выкладываем слоями соду и лимонную кислоту. Заполняем вулкан до половины. Добавляем воду.

Вывод: При соединении соды, лимонной кислоты и воды выделяется пена.

 

Опыт 5 «Светят ли звёзды днём»

Картон с отверстиями положить в белый конверт, посветить фонариком на себя. Виден только белый лист. Посветить от себя – видны отверстия.

Вывод: днём звёзды светятся, только их не видно, так как на улице светло.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Незнайке?

Дети:

«Первые космонавты животные - собаки Белка и Стрелка, первым человеком в космосе стал Ю.А. Гагарин, чуть больше часа он находился в космосе. В солнечной системе 9 планет, только на Земле существует жизнь. На луне ямы-кратеры от метеоритов, и самая высокая гора-вулкан  Олимп находится на планете МАРС. Мы  провели несколько опытов с содой и лимонной кислотой,  узнали, что сода и лимонная кислота сыпучие вещества состоят из крупинок, кристаллов, без запаха, растворяются в воде. При смешивании соды, лимонной кислоты и воды выделяется пена. Звезды всегда светят, только днем их не видно».