По неведомым дорожкам…

Сачкова Наталья Порфирьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №87"

г. Нижний Новгород


Цель:

Формировать у детей представление о богатстве русской культуры через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:

• Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

• Учить узнавать сказки по заданию.

• Закрепить знания детей о сказке, как литературном жанре.

• Развивать память, мышление, связную речь, воображение.

• Развивать навык работы в коллективе.

• Обогащать словарный запас детей.

• Прививать интерес к литературному чтению.

• Способствовать сплочению детского коллектива.

Материалы и оборудование:

Книга русских народныхсказок с портретом Бабы Яги, записка от Бабы Яги.

Клубок ниток – волшебный клубочек.

Скотч, конверт с вопросами «Быстрый ответ», лист бумаги красного цвета. - 1страничка – красная.

Конверт, карточки с загадками и портретами сказочных героев, лист бумаги оранжевого цвета. - 2 страничка – оранжевая.

Записка от бабы Яги, три конверта с разрезными картинками по сказкам - 3,4,5 странички – желтая, зеленая, голубая.

Мяч, конверт, лист бумаги синего цвета - 6 страничка - синяя.

Сундук, книга, записка от Бабы Яги с вопросами, лист бумаги фиолетового цвета – 7 страничка – фиолетовая.

Форма проведения: игра-квест.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, литературные игры «Угадай героя»«Назови сказку».

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

А, почему вы любите сказки? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Воспитатель: Да, ребята сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста.

- Очень много сказок сочинил наш русский народ. Поэтому сказки и называются- русские народные сказки. Я принесла вам сегодня новую книгу русских народных сказок. Посмотрите, какая она красивая!

Воспитатель открывает книгу, дети видят, что страниц в книге нет.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницыкниги?(дети высказывают свои предположения.)

- Посмотрите, вместо одной из страниц – портрет Бабы Яги и записка, давайте прочитаем: 

«Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки!

Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок!

Ищите, может, найдете!

Но от меня помощи не ждите!

Пока, пока!

Баба Яга».

Воспитатель: Теперь понятно, куда подевались страницы, не может Баба Яга прожить, чтобы не навредить. Ну, что ребята,будем искать страницы?

Дети: Да, будем!

Воспитатель:Тогда нам нужно отправляться в Страну сказок, искатьстраницы книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится Страна сказок – мы не знаем. И как туда идти? Кто нам путь укажет?  (ответыдетей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

Дети: Волшебный клубок.

Воспитатель: У меня есть просто клубочек. Но как превратить его в волшебный? Придумала, чтобы он стал волшебным,его надоволшебной силой наделить: давайте будем передавать клубочек друг другу и называть русские народные сказки. Чем больше мы сказокназовем, тем больше сил будет у клубочка.

Задание 1«Назови сказку»

Детям предлагается вспомнить и назвать как можно больше русских народных сказок. Дети передают по кругу клубочек, называют сказку, важно, чтобы названия сказок не повторялись.

Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, какой у нас получился волшебный клубочек! Нам в пути придется выполнять сложные задания.  Ребята, вы трудностей не боитесь?

Дети: Нет!

Воспитатель: Тогда скажем все вместе волшебные слова и отправимся в путь!

«Нам, клубочек, помоги!

В страну сказок приведи

Воспитатель бросает клубочек, клубочек катится,на путивозникает преграда: выход из игровой комнаты прегражден. Воспитатель с детьми находят конверт с вопросами.

Воспитатель: А вот и первое испытание.Нас просят ответить на вопросы. Готовы!

Дети: Да!

Задание 2«Быстрый ответ»

Воспитатель читает детям вопросы, они все вместеотвечают.

1. Как звали девочку, которая боялась солнца? – Снегурочка.

2. Летательный аппарат Бабы Яги? – Ступа.

3. Что за овощ - гигант вырос в огороде. – Репка.

4. Кто проучил колобка за хвастовство. – Лиса.

5. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? – Маша.

6. Кто помог вытащить репку? – Мышка.

7. Сколько козлят было у мамы Козы? – Семеро козлят.

8. Кто сломал теремок? – Медведь.

9. В какое домашнее животное превратился братец Иванушка? – В козленочка.

10. Кто выгнал лису из заюшкинойизбушки?- Петушок.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. И нам удалось получить одну страницу из книги. (после ответов на все вопросы воспитатель достает из конверта первую страничку книги – красную.)

Воспитатель:Идем дальше. (говорят вместе слова)

«Нам, клубочек, помоги!

В страну сказок приведи

Клубочек катится дальше, дети находят конверт со следующим заданием «Назови сказочных героев».

Задание 3«Назови сказочных героев»

Воспитатель достает из конверта карточку, читает загадку, дети отгадывают,выбирают на столе отгадку прикрепляют  – портрет сказочного героя на доску.

1.    Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

(Колобок)

2.    Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы ней пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козленка

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

3.    Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льёт бедняжка.

(Снегурочка)

4.    У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

-(Гуси-лебеди)

 

После отгадывания всех загадок – воспитатель передает детям из конверта вторую для книги - оранжевую.

Воспитатель:Молодцы ребята, справились и с загадками. Вот и нашлась еще одна страничка. Скажем волшебные слова и идем дальше.(говорят все вместе)

     «Нам, клубочек, помоги!

В страну сказок приведи

Клубочек приводит детей к следующему заданию.

Воспитатель:Ребята, смотрите еще конверты с заданиями.Ой, да тут записка от самой Бабы Яги.

Находим конверты с разрезными картинками «Собери сказку» и записку от Бабы Яги.

Давайте прочитаем.

«Ну, молодцы, детишки!

Дорогу в страну сказок нашли и две странички сумели добыть. Только не радуйтесь очень, посмотрите, во что я ваши любимые сказки превратила.

Баба Яга».

Задание 4«Собери сказку»

Дети находят в конвертах разрезные картинки. Детям нужно собрать разрезные картинки и назвать сказку. Работа проходит в парах.

Воспитатель: Ребята, нам нужно картинки собрать и назвать сказки. Предлагаю, разделиться на пары и взять по одному конверту.(дети собирают картинки).

Ребята, вы большие молодцы! Быстро и правильно собрали все картинки. Поэтому мы получаем сразу три странички.

После выполнения задания из большого конверта воспитатель достает еще странички книги – желтую, зеленую, голубую.

Воспитатель: Ох, ребята, долог наш путь по стране сказок. Давайте немного отдохнем.

Проводится физкультминутка «Репка».

Вот ее мы посадили. - Наклоны вперед.

И водой потом полили. - Имитация движения.

Вырастала репка хороша и крепка. - Развести руки в стороны.

Во время физкультминутки воспитатель незаметно для детей заменяет волшебный клубочек на мяч.

Воспитатель: Ой, ребята, пока мы с вами отдыхали, наш клубочек Баба Яга подменила и в мяч превратила. Она предлагает нам поигратьИгра называется «Ты мне – я тебе».

Задание 5: «Ты мне – я тебе»

Дети становятся в круг, воспитатель - в середину круга. Воспитатель бросает мяч и называет животное или птицу. Дети по очереди называют, в какой сказке встречается этот герой. Например, -Петух «Заюшкина избушка».

Коза – «Волк и семеро козлят».

Медведь – «Маша и медведь»«Колобок», «Теремок».

Волк – «Волк и семеро козлят»«Колобок».

Гуси – «Гуси - лебеди».

Лиса – «Лиса и волк»«Лиса и дрозд»«Кот, петух и лиса»«Лиса и заяц»«Колобок».

Курица – «Курочка Ряба», «Бобовое зернышко».

Заяц – «Заяц - хваста»«Лиса и заяц».

Лошадь – «Лиса и волк».

Мышь- «Репка», «Теремок».

Еж – «Пых»

Собака – «Лиса со скалочкой».

Воспитатель: Молодцы, все с заданием справились. Вот и еще одну страничку мы нашли. Детям вручается - шестая страничка книги синяя.

 Смотрите, а клубочек нас привел к волшебному сундуку.

Дети с воспитателем подходят к волшебному сундуку. Появляется Баба Яга (взрослый в костюме Бабы Яги).

Воспитатель:Здравствуй бабушка Яга.(дети здороваются тоже).

Баба Яга: Ах, какие умные и разумные! Все о сказках знаете. А теперь на мои вопросы ответьте!

Воспитатель: Хорошо, постараемся ответить. (дети  отвечают)

Вопрос 1: Чем сказка отличается от рассказа?

Вопрос 2: Какими словами сказки начинаются?

Вопрос 3: Какими словами сказки заканчиваются?

Баба Яга: Вот, молодцы-удальцы! Все знают! Получайте свою последнюю страничку – фиолетовую.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необычные странички мы собрали. На что они похожи?

Дети: Это- радуга.

Воспитатель: Правильно на радугу. А, радуга – это чудо, это волшебство.

Баба Яга: Кладите свою книгу с волшебными страницами в мой волшебный сундучок.Говорите вместе со мной слова волшебные«Снуп! Снап! Снуре!»

Дети вместе с Бабой Ягой произносят слова. Затем Баба Яга открывает сундук и достает Сборник русских народных сказок.

Баба Яга: Вот ваша книга. Читайте на здоровье! А на меня старушку не сердитесь. Скучно мне стало одной в сказке. Вот я решила с вами поиграть. А теперь возвращайтесь в свой детский сад.

Воспитатель и дети благодарят Бабу Ягу за книгу и прощаются с ней.

Дети вместе с воспитателем возвращаются в групповую комнату.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы самые лучшие знатоки русских народных сказок. Понравилось вам наше путешествие? Трудно было? (ответы детей.)

Воспитатель: А, вы знаете, что нам помогло справиться со всеми заданиями? (ответы детей.)

Воспитатель:Ваши знания и наша дружба!

 

Дети вместе с воспитателем рассматривают книгу сказок.