Кто такие друзья?
Рудакова Марина Евгеньевна, воспитатель
Казанцева Евгения Александровна, воспитатель
МАДОУ "Детский сад №370"
город Пермь
Задачи:
· формировать у детей первичные представления о дружбе;
· развивать умение оценивать свои и поступки сверстников;
· способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми (способность проявлять сочувствие, сопереживание, отзывчивость, проявление заботы, знаков внимания);
· развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Предварительная работа:
· беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;
· чтение художественной литературы о дружбе;
· прослушивание аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения;
· разучивание пословиц о друзьях.
Материалы и оборудования:
- мольберт
- магнитная доска
- плоскостной снеговик
- части снеговика
- карточки (черная, белая)
- Гонзики
- канфетка
- сердечки
- шкатулка
- картинки с изображением героев сказок и мультфильмов
- картинки с изображением правил
1часть. Организационно- мотивационная.
Дети входят в группу. Здороваются с гостями.
Воспитатель:
Посмотрите, какой гость к нам зашёл! (Обращается внимание на изображение Снеговика, размещенного на доске).
На улице холодно. Снеговик совсем замёрз, нужно ему помочь. Как же нам ему помочь? (Предложения детей).
Давайте, встанем в круг, будем называть друг друга ласково и передавать друг другу тепло наших рук и наших сердец. Соберём его вместе и подарим нашему Снеговику и назовем его ласково.
Игровое упражнение «Передай тепло своих рук»
(Дети называют друг друга ласково, берутся постепенно за руки, подходят к Снеговику и, соединив вместе все руки, называют его ласково.)
2 часть. Основная.
Воспитатель: Ему стало теплее от наших рук и ласкового слова.
Снеговик еще и грустный. Наверное, он грустит потому, что у всех есть друзья, а у него нет. Он просит нас помочь ему и собрать для него друга. Чтобы помочь Снеговику нужно выполнить сложные задания. За правильные ответы я буду давать вам части снеговика, ответив на все вопросы, вы соберёте снеговика целиком.
Но прежде скажем волшебные слова, которые помогут. Возьмитесь за руки:
Мы самые сильные,
Мы самые смелые,
Мы самые дружные,
У нас всё получится!
1 задание: «Качества настоящего друга»
Воспитатель: Проверим, знаете ли вы, какими качествами должен обладать настоящий друг. Я буду называть качества, а вы отвечать с помощью сигнальных карточек. Возьмите карточки. Если качество необходимо для друга -покажите белую карточку, если нет – чёрную. Слушайте внимательно!
· Вежливый
· Внимательный
· Глупый
· Грубый
· Капризный
· Смелый
· Надёжный
· Злой
· Терпеливый
· Жадный
· Честный
Воспитатель: За выполненное задание вы получаете первый круг. (На магнитной доске появляется первый круг).
Воспитатель: Люди придумали о дружбе и о друзьях много пословиц. Следующее задание будет таким «Продолжи пословицы о дружбе и друзьях». Я начинаю, а вы заканчиваете.
2 задание: «Продолжи пословицы о дружбе и друзьях»
-Нет друга - ищи, нашел – береги.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Друзья познаются в беде.
-Один за всех и все за одного.
-Дружба - дороже денег.
-Без друга в жизни туго.
Воспитатель: За выполненное задание вы получаете второй круг. (На магнитной доске появляется второй круг).
А сейчас я вам разыграю одну ситуацию.
3 задание: Проблемная ситуация «Конфетка» (разыгрывается ситуация с использованием гонзиков синего и красного цветов.
Синий - А у меня есть конфета.
Красный - А отдай её мне.
Синий - Не могу, она у меня только одна.
Красный - Тогда я с тобой дружить не буду.
Синий - А дружат не за конфеты, а просто так.
Красный - Значит ты не настоящий друг.
Синий - Ну ладно, на тебе конфетку.
(Красный разворачивает и съедает её, синий грустно смотрит.)
Красный - Вот теперь мы друзья.
Синий - Нет, ты не настоящий друг, друзья так не поступают.
Вопросы к детям:
· Почему синий так сказал?
· А как бы вы поступили в этой ситуации?
· Кто из Гонзиков поступил как настоящий друг?
· А вы хотели бы дружить с таким человеком?
Воспитатель: За интересные, умные ответы вы получаете третий круг. (На магнитной доске появляется третий круг).
Воспитатель: Дружба как теремок: строится трудно, а сломать легко.
Физминутка «Теремок»
На поляне теремок, |
(Ладони сложить “домиком”) |
Дверь закрыта на замок |
(Сомкнуть пальцы в замок). |
Из трубы идет дымок |
(Поочередно из всех пальцев сделать колечки) |
Вокруг терема забор |
(Руки перед собой, пальцы растопырить). |
Чтобы не забрался вор |
|
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! |
(Щелчки каждым из пальцев поочередно) |
Открывайте! |
(Кулаком постучать по ладони) |
Я ваш друг! |
(Широко развести руки в стороны). |
4 задание «Назовите сказочных друзей»
Воспитатель: Я буду показывать вам картинки с изображением сказочных персонажей, один из которых невидим. Вы должны его назвать.
(Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением героев сказок и мультфильмов. Дети называют друга сказочного героя).
Воспитатель: За выполнение этого задания вы получаете еще один круг.
Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
Воспитатель: Я читаю стихотворение, а вы выполняйте движение, жесты
-Настроение упало, - опускают руки вниз
-Дело валится из рук - качание головой, встряхивают кистями
-Но ещё не всё пропало, - разводят руками
-Если есть хороший друг - разворачиваются лицом друг к другу
-С делом справимся вдвоём, - пожимают друг другу рук
С облегчением вздохнём – делают глубокий вдох.
Воспитатель: Все детали снеговика у вас уже есть, пора собрать снеговика.
(Один ребенок из полученных частей собирает на магнитной доске снеговика)
Вот и получился друг для нашего снеговика. А что бы наш снеговик стал настоящим другом, ему просто необходимо сердце друга. Сейчас я предлагаю каждому из вас подойти к столам, взять для него сердечко и встать в круг.
(Дети подходят в столу, берут себе модель сердечка). Каждый из вас положит сердце в коробочку, но при этом вам нужно назвать, каким качеством он наделяет нашего снеговика, качеством необходимым настоящему другу.
(Дети складывают в шкатулку «сердечки», проговаривая качества : добрый, внимательный, заботливый и др.)
Воспитатель: Вы наделили нашего снеговика очень важными качествами. Теперь он сможет стать настоящим другом.
У дружбы тоже есть определённые правила.
Послушайте их внимательно и запомните.
· Не ссориться
· Уступать
· Не бояться просить прощения, если обидел друга
· Быть вежливым
· Не злиться
· Не жадничать
· Помогать другу
· Быть внимательным
3 часть. Заключительная
Воспитатель: Как много трудных заданий мы выполнили. Что нового узнали? Какое задание вам показалось сложным? Что хотите еще узнать?
Теперь вы много знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами.
Давайте еще раз возьмемся за руки, сделаем большой круг и скажем наш девиз: «Вот теперь мы все друзья, вместе – дружная семья!»