Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

Тема: "Путешествие в Арктику

Абрахимова Зульфия Икрамовна, воспитатель

МБДОУ Детский сад № 4

г. Красноярск


Цель: Закрепление знаний детей о животном мире и природных условиях Севера.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о животных, обитающих на Севере, о природных (климатических) условиях (белый медведь и др.)

Развивающие: продолжать развивать эстетическое восприятие, симметрию, чувство вкуса, развивать умения работать с ножницами, бумагой, продолжить развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира,  и любовь к своей Родине; прививать аккуратность, уметь оценивать свою работу.

 

Раздаточный материал:

 

- иллюстрации белого медведя,

- клей,

- ножницы,

- восковые мелки.

- синий картон,

- цветная бумага,

- салфетки.

Демонстрационный материал: иллюстрация белого медведя, готовая работа объемная аппликация «Белый медведь».

 

Предварительная работа:

1. Рассматривание книг о животных Севера.

2. Беседы.

3. Загадывание загадок.

4. Подвижные игры.

 

 

 

Ход занятия.

 

Здравствуйте ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята кто-то стучится? Посмотрим, кто к нам пришел.

Принесли письмо.

Очень интересно кто написал нам письмо. Кто-нибудь сможет прочитать?

Дети: Мы не умеем читать.

Воспитатель: Хорошо, тогда я прочитаю.

 

Телеграмма:

В Детский сад №4,

детям группы №10

«Орленок».

Ребята, я отправился в экспедицию в Арктику, здесь очень холодно. Теплой одежды нет! Тузик.

 

Воспитатель: Как же так! Тузик, не посоветовавшись с нами, отправился в экспедицию не подготовленным. Ребята он же замерзнет, может простудиться. Срочно нужно выручать Тузика.

А вы не хотите отправиться в путешествие туда, где царство холода, снега и льда, в Арктику?

Дети: Хотим!

 

Воспитатель:А я знаю, что Арктика находится на Севере земного шара...

А как мы можем туда добраться? (ответы детей). На Севере очень холодно, нам понадобиться теплая одежда.

Итак, давайте мы оденем на себя одежду и отправимся в путь (имитация одевания с соблюдением последовательности). Не забудем взять теплую одежду для Тузика. Все готовы?

Дети: Даааааа!

Воспитатель:

Мы садимся в самолёт.

Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте).

Тут – стоп, поворот:

Сядем мы на Ледокол.

Ледокол идет, прорубает лед

Нас на Север везет (имитируют передвижение на ледоколе.)

 

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Чтобы добраться до ледяного берега, придется немного потрудиться.

Посмотрите,  кругом большие льдины, плавают айсберги. Перепрыгивая с льдины на льдину, мы доберемся до берега (На полу в произвольном порядке разложены листы белой бумаги (льдины). Прыгая по льдинам, посчитаем сколько их.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Давайте найдем Тузика.

Дети: Тузик! Тузик!

Тузик: Я зддддеееесь! (Мягкая игрушка, выполненная из подручного материала (носки, пуговицы, вата), игрушку озвучивает воспитатель).

Раскрываем ширму, внутри изображение Северного полюса и животных, обитающих на данной территории. Тузик!

Тузик:Ррррребята! Кккак я рррррад вас видеть! (Озвучивает воспитатель).

Ввыыпппприехаллии меняя сссппасти! А ттееплллуюодддеждупривввезллии?

Дети: Да, привезли! Тузик, как же ты замер. Мы тебя оденем (дети имитируют одевание теплой одежды)

Тузик: Спасибо ребята, вот я и согрелся.

Воспитатель: Вот видишь Тузик, очень опасно отправляться в экспедицию не подготовленным. Нужно было с нами посоветоваться и узнать о климате и животных обитающих на Севере.

 

Тузик:А я и так все знаю про Северный полюс, подумаешь одежду забыл!!!

Воспитатель: А вот сейчас мы с ребятами и проверим!

Я буду загадывать загадки, а ты Тузик и ребята попытайтесь отгадать:

1. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Северный олень)

 

Тузик: (Перебивает) Знаю, знаю, это тюлень!!!

Дети: Нет, северный олень!

Воспитатель: Правильно, северный олень

 

2.Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы...

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый. (Морж)

 

Тузик:ЕЖ! ЕЖ, это!

Воспитатель: Тузик ты не прав!

Дети: Это морж!

Воспитатель:Правильно, молодцы!

 

3. Что за чудо чудеса

Загорелись небеса

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный

Золотой костер небесный

Никого за тучей нет

Это с неба льется свет. (Северное сияние)

 

Тузик: Да, проще простого! Это солнце, говорю же солнышкоооо!!!

Дети:Северное сияние!

Воспитатель: правильно дети, молодцы!

 

4. Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

 

Дети: Белый медведь.

Тузик:это мой друг Белый медведь, точно-точно Мишка! Он сегодня угостил меня вкусной рыбкой, я был здесь совсем один, замерз, проголодался. Теперь мы с Белым медведем друзья. Если я уеду, он будет  скучать, останется совсем один. (Тузик загрустил…)

 

Воспитатель: Дети, а мы сможем помочь Белому медведю?

Дети: Да

Воспитатель: а как?

Дети: Сделаем ему друзей!

 

Воспитатель:Посмотрите-ка вокруг, на льдинах что-то лежит!Давайте посмотрим, может что-нибудь и пригодиться?

Дети: здесь бумага, ножницы, клей… Сделаем аппликацию!

Воспитатель: Правильно! Сделаем белых медведей  в нетрадиционной технике: объемная аппликация.

 

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: В рукавицах работать с бумагой и ножницами будет не удобно. Давайте снимем рукавицы. И чтобы наши руки не замерзли, сделаем пальчиковую гимнастику.

 

Пальчиковая гимнастика «Белые медведи».

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

клыкастые моржи,

На рыбу и тюленей охотятся они.

(Руки на столе, ладошками вниз. Разводим пальцы правой руки в стороны и соединяем,  разводим пальцы левой руки в стороны и соединяем. Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого. Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.).

 

Воспитатель:Ребята посмотрите внимательно. У каждого на столе лежит синий картон, белый треугольник, белые прямоугольники, и цветная бумага (голубого цвета), ножницы, клей, восковые мелки.

Сначаладелаю я, а вы внимательно смотрите. Потом делаете вы.

Напоминаю о безопасности при работе с ножницами. Во время работы удерживайте бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. Сначала нужно вырезать все детали по контуру. Когда вырежете, отложите ножницы в сторону.

Синий картон это наш Северный Ледовитый океан. Как мы знаем, медведи плавают на льдинах, и из голубой бумаги вырезаем льдины (в произвольном порядке, вырезаю многоугольники, показываю детям). Одна льдина должна быть большой, другие можно сделать меньшего размера. (Проверяю, как дети справляются с заданием.)

Наносим клей на наши льдинки и приклеиваем на синий картон.

Вот и получился океан, по которому плывут льдины.

Но чего-то не хватает?!

 

Дети: Белого медведя!

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

Берем белый треугольник, из него мы сделаем туловище медведя.  Сгибаемвершину треугольника,  середину и основание треугольника. Показываю, как нужно делать сгибы.

А теперь поместим нашего будущего медведя на льдину.

Воспитатель: Ребята, берем клей, наносим на все сгибы и аккуратно приклеиваем, посмотрите как я буду это делать. Потом вы повторяете за мной. Сначала приклеиваем вершину, потом середину и основание треугольника.

Вижу вы немножко устали, предлагаю отдохнуть:

 

Физкультурная минутка «Кто на севере живет»

 

По ледяной пустыне

Медведица идет.

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий

Повсюду снег и лед

По полынье холодной

За нерпой морж плывет

Бегут, спешат олени

Им виден путь едва высоко

Над ними тихо кружит

Полярная сова.

 

А теперь обратим внимание на небольшие белые прямоугольники, на них нарисованы ушки и лапы. Необходимо их аккуратно вырезать. Вырезаем.

Показываю, как приклеиваем лапы и уши.

Замечательно, все справились!

Ребята давайте посмотрим на нашего мишку. Как вы думаете. Мы все сделали?

Дети:Нет! У медведя нет глаз, носа, рта.

Берем черные восковые мелки и нарисуем мишке глаза, нос и улыбку. У нас же добрые медведи.

Вот такие замечательные белые медведи у нас получились.

Тузик: Спасибо ребята теперь у Северного  мишкимного  друзей!

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Кто не успел доделать аппликацию, заберем с собой в детский сад, доделаем и отправим на самолете в гости к Белому медведю.

Возвращаемся: прыгаем на льдинах, плывем на Ледоколе, летим на самолете.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад, здесь уютно и тепло. Снимаем теплую одежду. Дети проходят на свои места.

 

Рефлексия деятельности на занятии.

Воспитатель:

- Ребята мы сегодня были на северном полюсе, а что мы там делали?  (Ответы детей)

- А какие там животные есть?(Ответы детей)

- А вам понравилось наше путешествие. (Ответы детей)  

- Друзей Северному медведю сделали?(ответы детей).

Тузик:Настоящее приключение получилось. Теперь я все-все знаю про Север и животных Севера, и без знаний в неизвестные края путешествовать не буду.

 

Воспитатель: Мы с вами были на Северном полюсе, а существует Южный полюс, там тоже очень холодно, но туда отправимся в другой рази Тузика возьмем.