Художественно-эстетическое развитие (аппликация)
Тема: "Путешествие в Арктику
Абрахимова Зульфия Икрамовна, воспитатель
МБДОУ Детский сад № 4
г. Красноярск
Цель: Закрепление знаний детей о животном мире и природных условиях Севера.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о животных, обитающих на Севере, о природных (климатических) условиях (белый медведь и др.)
Развивающие: продолжать развивать эстетическое восприятие, симметрию, чувство вкуса, развивать умения работать с ножницами, бумагой, продолжить развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира, и любовь к своей Родине; прививать аккуратность, уметь оценивать свою работу.
Раздаточный материал:
- иллюстрации белого медведя,
- клей,
- ножницы,
- восковые мелки.
- синий картон,
- цветная бумага,
- салфетки.
Демонстрационный материал: иллюстрация белого медведя, готовая работа объемная аппликация «Белый медведь».
Предварительная работа:
1. Рассматривание книг о животных Севера.
2. Беседы.
3. Загадывание загадок.
4. Подвижные игры.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята кто-то стучится? Посмотрим, кто к нам пришел.
Принесли письмо.
Очень интересно кто написал нам письмо. Кто-нибудь сможет прочитать?
Дети: Мы не умеем читать.
Воспитатель: Хорошо, тогда я прочитаю.
Телеграмма:
В Детский сад №4,
детям группы №10
«Орленок».
Ребята, я отправился в экспедицию в Арктику, здесь очень холодно. Теплой одежды нет! Тузик.
Воспитатель: Как же так! Тузик, не посоветовавшись с нами, отправился в экспедицию не подготовленным. Ребята он же замерзнет, может простудиться. Срочно нужно выручать Тузика.
А вы не хотите отправиться в путешествие туда, где царство холода, снега и льда, в Арктику?
Дети: Хотим!
Воспитатель:А я знаю, что Арктика находится на Севере земного шара...
А как мы можем туда добраться? (ответы детей). На Севере очень холодно, нам понадобиться теплая одежда.
Итак, давайте мы оденем на себя одежду и отправимся в путь (имитация одевания с соблюдением последовательности). Не забудем взять теплую одежду для Тузика. Все готовы?
Дети: Даааааа!
Воспитатель:
Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте).
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на Ледокол.
Ледокол идет, прорубает лед
Нас на Север везет (имитируют передвижение на ледоколе.)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Чтобы добраться до ледяного берега, придется немного потрудиться.
Посмотрите, кругом большие льдины, плавают айсберги. Перепрыгивая с льдины на льдину, мы доберемся до берега (На полу в произвольном порядке разложены листы белой бумаги (льдины). Прыгая по льдинам, посчитаем сколько их.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Давайте найдем Тузика.
Дети: Тузик! Тузик!
Тузик: Я зддддеееесь! (Мягкая игрушка, выполненная из подручного материала (носки, пуговицы, вата), игрушку озвучивает воспитатель).
Раскрываем ширму, внутри изображение Северного полюса и животных, обитающих на данной территории. Тузик!
Тузик:Ррррребята! Кккак я рррррад вас видеть! (Озвучивает воспитатель).
Ввыыпппприехаллии меняя сссппасти! А ттееплллуюодддеждупривввезллии?
Дети: Да, привезли! Тузик, как же ты замер. Мы тебя оденем (дети имитируют одевание теплой одежды)
Тузик: Спасибо ребята, вот я и согрелся.
Воспитатель: Вот видишь Тузик, очень опасно отправляться в экспедицию не подготовленным. Нужно было с нами посоветоваться и узнать о климате и животных обитающих на Севере.
Тузик:А я и так все знаю про Северный полюс, подумаешь одежду забыл!!!
Воспитатель: А вот сейчас мы с ребятами и проверим!
Я буду загадывать загадки, а ты Тузик и ребята попытайтесь отгадать:
1. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Северный олень)
Тузик: (Перебивает) Знаю, знаю, это тюлень!!!
Дети: Нет, северный олень!
Воспитатель: Правильно, северный олень
2.Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы...
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый. (Морж)
Тузик:ЕЖ! ЕЖ, это!
Воспитатель: Тузик ты не прав!
Дети: Это морж!
Воспитатель:Правильно, молодцы!
3. Что за чудо чудеса
Загорелись небеса
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный
Золотой костер небесный
Никого за тучей нет
Это с неба льется свет. (Северное сияние)
Тузик: Да, проще простого! Это солнце, говорю же солнышкоооо!!!
Дети:Северное сияние!
Воспитатель: правильно дети, молодцы!
4. Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Дети: Белый медведь.
Тузик:это мой друг Белый медведь, точно-точно Мишка! Он сегодня угостил меня вкусной рыбкой, я был здесь совсем один, замерз, проголодался. Теперь мы с Белым медведем друзья. Если я уеду, он будет скучать, останется совсем один. (Тузик загрустил…)
Воспитатель: Дети, а мы сможем помочь Белому медведю?
Дети: Да
Воспитатель: а как?
Дети: Сделаем ему друзей!
Воспитатель:Посмотрите-ка вокруг, на льдинах что-то лежит!Давайте посмотрим, может что-нибудь и пригодиться?
Дети: здесь бумага, ножницы, клей… Сделаем аппликацию!
Воспитатель: Правильно! Сделаем белых медведей в нетрадиционной технике: объемная аппликация.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: В рукавицах работать с бумагой и ножницами будет не удобно. Давайте снимем рукавицы. И чтобы наши руки не замерзли, сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Белые медведи».
Белые медведи мороза не боятся,
Нравится им в море ледяном купаться.
Не страшны им в Арктике
клыкастые моржи,
На рыбу и тюленей охотятся они.
(Руки на столе, ладошками вниз. Разводим пальцы правой руки в стороны и соединяем, разводим пальцы левой руки в стороны и соединяем. Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого. Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.).
Воспитатель:Ребята посмотрите внимательно. У каждого на столе лежит синий картон, белый треугольник, белые прямоугольники, и цветная бумага (голубого цвета), ножницы, клей, восковые мелки.
Сначаладелаю я, а вы внимательно смотрите. Потом делаете вы.
Напоминаю о безопасности при работе с ножницами. Во время работы удерживайте бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. Сначала нужно вырезать все детали по контуру. Когда вырежете, отложите ножницы в сторону.
Синий картон это наш Северный Ледовитый океан. Как мы знаем, медведи плавают на льдинах, и из голубой бумаги вырезаем льдины (в произвольном порядке, вырезаю многоугольники, показываю детям). Одна льдина должна быть большой, другие можно сделать меньшего размера. (Проверяю, как дети справляются с заданием.)
Наносим клей на наши льдинки и приклеиваем на синий картон.
Вот и получился океан, по которому плывут льдины.
Но чего-то не хватает?!
Дети: Белого медведя!
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Берем белый треугольник, из него мы сделаем туловище медведя. Сгибаемвершину треугольника, середину и основание треугольника. Показываю, как нужно делать сгибы.
А теперь поместим нашего будущего медведя на льдину.
Воспитатель: Ребята, берем клей, наносим на все сгибы и аккуратно приклеиваем, посмотрите как я буду это делать. Потом вы повторяете за мной. Сначала приклеиваем вершину, потом середину и основание треугольника.
Вижу вы немножко устали, предлагаю отдохнуть:
Физкультурная минутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне
Медведица идет.
За нею медвежата
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий
Повсюду снег и лед
По полынье холодной
За нерпой морж плывет
Бегут, спешат олени
Им виден путь едва высоко
Над ними тихо кружит
Полярная сова.
А теперь обратим внимание на небольшие белые прямоугольники, на них нарисованы ушки и лапы. Необходимо их аккуратно вырезать. Вырезаем.
Показываю, как приклеиваем лапы и уши.
Замечательно, все справились!
Ребята давайте посмотрим на нашего мишку. Как вы думаете. Мы все сделали?
Дети:Нет! У медведя нет глаз, носа, рта.
Берем черные восковые мелки и нарисуем мишке глаза, нос и улыбку. У нас же добрые медведи.
Вот такие замечательные белые медведи у нас получились.
Тузик: Спасибо ребята теперь у Северного мишкимного друзей!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Кто не успел доделать аппликацию, заберем с собой в детский сад, доделаем и отправим на самолете в гости к Белому медведю.
Возвращаемся: прыгаем на льдинах, плывем на Ледоколе, летим на самолете.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад, здесь уютно и тепло. Снимаем теплую одежду. Дети проходят на свои места.
Рефлексия деятельности на занятии.
Воспитатель:
- Ребята мы сегодня были на северном полюсе, а что мы там делали? (Ответы детей)
- А какие там животные есть?(Ответы детей)
- А вам понравилось наше путешествие. (Ответы детей)
- Друзей Северному медведю сделали?(ответы детей).
Тузик:Настоящее приключение получилось. Теперь я все-все знаю про Север и животных Севера, и без знаний в неизвестные края путешествовать не буду.
Воспитатель: Мы с вами были на Северном полюсе, а существует Южный полюс, там тоже очень холодно, но туда отправимся в другой рази Тузика возьмем.