Экологический проект "Перелетные птицы"
Сухарева Татьяна Эдуардовна, воспитатель
МБДОУ № 108
г.Миасс, Челябинской области
Характеристика проекта
Вид проекта: групповой, семейный, краткосрочный.
Тип проекта: познавательно – практический.
Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, дети подготовительной к школе группы, родители.
Продолжительность проекта: 2 недели
Цель проекта: закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми, формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема:
Недостаточное знание детей о перелётных птицах, среде их обитания и особенностях строения крыла.
Программные задачи:
1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление, расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос.
2. Социализация: учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания через наблюдение и умение формировать собственный вывод.
3. Коммуникация: учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
4. Чтение художественной литературы: знакомить с художественными произведениями, связанными с перелетными птицами.
Основные принципы работы:
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип активности, творчества.
Принцип гуманизации (ориентация на любовь к природе).
Ожидаемые результаты:
1.Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о перелётных птицах.
2. Заинтересовать детей совместно с родителями в расширении знаний о видах перелетных птиц, особенностях их строения и среде обитания (изготовление шапочек с изображением перелетных птиц, подготовка доклада по выбранной птице).
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми.
4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
6. Закрепить знание детьми названий времён года и их очерёдность.
7. Активизировать знание детьми названий перелетных птиц и условия их обитания.
8.Закрепить знания детей о взаимосвязи прилёта птиц и наступления весны.
9.Знакомство детей с образами птиц в музыкальных произведениях известных композиторов;
Идеи проекта:
· Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
· Проявление интереса детей.
· Подготовка родителей к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.
· Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).
· Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
· Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
· Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
· Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (накопление знаний)
II. этап - основной (совместная деятельность детей, воспитателей и родителей)
III. этап - заключительный (результат)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
I этап: Подготовительный
разработка плана реализации проекта;
подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор музыкальных произведений; наглядно-дидактического материала;
художественной литературы; репродукций картин; иллюстраций; портретов
композиторов; аудиозаписей с голосами птиц и музыкальных произведений
по данной тематике; организация развивающей среды в группах.
II этап: Основной (согласно плану)
План проекта:
1. Прослушивание музыкальных произведений: П.И. Чайковског «Жаворонок» из цикла «Времена года», отрывки из балета «Лебединое озеро», «Танец синей птицы» из балета «Спящая красавица»; Сен-Сане «Лебедь»; Верди отрывок из оперы «Травиата»; Вивальди «Весна».
2. Чтение художественной литературы: «Серая шейка», « Лягушка путешественница», В.Бианки « Лесная газета», Н.Сладков «Сорочьи тараторки».
3. Чтение энциклопедий: география перелета птиц, рассматривание карты мира.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и весны.
5. Рассматривание схем птичьих стай, особенности строения птицы, клювов, виды яиц, ног.
6. Беседы с детьми на темы: «Разновидности птиц», «Среда обитания» «Классификация птиц на лесные, степные, болотные, городские, деревенские», «Перелетные и кочующие птицы, занесенные в Красную книгу», «Хищные перелетные птицы», «Берегите птичьи гнезда», «Зачем нужен скворечник», «Почему птицы умеют летать».
7. Наблюдение за поведением птиц во время прогулки.
8. Заслушивание записей пения перелетных птиц.
9. Презентация перелетной птицы детьми по выбору.
10. Использование названий птиц на занятиях по развитию речи.
11. Решение задач и составления условий с использованием птиц, как наглядное пособие, на занятиях по математике.
12. Изготовление поделок в формате 3D., оригами.
13. Изобразительная деятельность: рисование картины «Лебедь» в технике акварель , лепка ласточки.
14.
Игровая деятельность: игры «Изобрази птицу по выбору», «Назови
птицу и опиши её», «Ястреб и наседка».
15. Изготовление книжек- малышек со стихами и загадками.
16.
Итоговым мероприятием стал КВН.
III этап: Заключительный
Подготовка отчета по проекту и фотоотчета (презентации).
Вывод.
Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали об их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными воспитателями и родителями. Дети приобрели опыт в публичном выступлении с сообщением.