Конспект занятия "Осенний лес" для детей подготовительной группы

Суханова Юлия Александровна, воспитатель

МДОУ "ЦРР-Д\С №165"

г. Магнитогорск


Цель: способствовать созданию детьми в коллективной лепке образа осени посредством техники пластилинографии.

Задачи:

Образовательные: обеспечить создание  композиции на основе лепки в технике пластилинографии, передавая в коллективной работе образ «осени». Помочь детям передавать в коллективной работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. Создать условия для освоения детьми средств выразительности в лепке: цвет, материал, композиция.

Развивающие: способствовать отработке детьми различных приемов лепки - раскатывание, скатывание, сплющивание. Вызвать желание самостоятельно находить новые конструктивные решения и выбирать материал.

Воспитательные: вызвать желание реализовать общий замысел, договариваться, помогать друг другу, способствовать возникновению чувства радости от создания коллективной композиции.

Оборудование:

а) демонстрационный материал -  ватман большого размера; заранее изобразить фон осени; иллюстрации с изображением разных деревьев осенью, простой карандаш, салфетки – красного, желтого, голубого и зеленого цвета;

б) раздаточный материал - набор пластилина, стеки, салфетки для рук;

в) оборудование - мольберт, столы, стулья.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за осенними деревьями: рассматривание деревьев разных пород, наблюдение за особенностями их строения (форма ствола, кроны, отличительными признаками (пропорциональное соотношение между частями, зарисовка деревьев).

2.Дидактические и подвижные игры «Узнай дерево по силуэту», «Раз-два-три, к дереву беги».

3.Рассматривание осенних пейзажей русского художника И. Левитана.

4.Чтение стихов об осени.

5.Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь», пение песен об осени.

6.Актуализация представлений детей о признаках осени.

Ход занятия:

-Какое сейчас время года?

-Какие признаки осени вы знаете?

Обобщаются ответы детей.

-Ребята сегодня мы с вами отправимся в осенний лес…

 стихотворение «Листопад» (И. Бунин):

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

На доске приготовлена основа для будущей композиции.

-Сейчас здесь простор, но скоро здесь появится осенний лес, и сделаем это мы с вами, создадим свой осенний «пейзаж», превратившись в одного художника, т.е. мы все вместе создадим картину «Осенний лес».

- Что мы можем здесь изобразить?

Ответы детей: осень

-Какие деревья в осеннем лесу?

Ответы детей: желтые, красные листья на деревьях и т д. 

 Перед детьми иллюстрация с изображением леса.

Предлагается детям рассмотреть, какие деревья растут в этом лесу (клен, ёлка, береза). 

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клён.

Мы листики осенние-

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

 

-Сегодня мы будем картину рисовать с помощью пластилина. Техника лепки – пластилинография вам знакома. Я расскажу и покажу, как надо лепить разные деревья.

Ёлочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать её к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек. 

Берёзка. Раскатать из белого пластилина колбаску – ствол березки, Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести полоски черного цвета. 

Клён. Скатать и закрепить ствол как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо – влево в направлении вверх. 

Предлагается детям распределить, кто какое дерево  будет лепить, поднимите руки, кто будет лепить клен? Березу? Ель?

В конце занятия:

-Те ребята, кто уже выполнил свою работу, можете подготовить из пластилина грибочки, они вырастут в нашем осеннем лесу, и в небе «нарисовать» улетающих на юг птиц.

 Дети по собственному замыслу добавляют детали в общую композицию.

Как можно назвать нашу общую картину?

-Вы придумали красивые названия.

-У нас получилась композиция «Осенний лес».

-Давайте подумаем, где мы можем поместить такую красоту?

- Пусть наши родители полюбуются на нашу коллективную работу. Вы сможете им показать частичку своей работы – свое дерево. Но согласитесь, что каждое дерево по одному не выглядело бы так красиво. Это ёлки, берёзы, клены.

- У березы ствол белый, веточки напоминают дугу, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.

- У клена ствол прямой, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянуться наверх, а чем ниже веточки на дереве, тем длиннее.

- У ёлочки – прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу – самые длинные, вверху – самые короткие. 

- Пусть наша коллективная работа радует вас и родителей на выставке!