Конспект занятия "Осенний лес" для детей подготовительной группы
Суханова Юлия Александровна, воспитатель
МДОУ "ЦРР-Д\С №165"
г. Магнитогорск
Цель: способствовать созданию детьми в коллективной лепке образа осени посредством техники пластилинографии.
Задачи:
Образовательные: обеспечить создание композиции на основе лепки в технике пластилинографии, передавая в коллективной работе образ «осени». Помочь детям передавать в коллективной работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. Создать условия для освоения детьми средств выразительности в лепке: цвет, материал, композиция.
Развивающие: способствовать отработке детьми различных приемов лепки - раскатывание, скатывание, сплющивание. Вызвать желание самостоятельно находить новые конструктивные решения и выбирать материал.
Воспитательные: вызвать желание реализовать общий замысел, договариваться, помогать друг другу, способствовать возникновению чувства радости от создания коллективной композиции.
Оборудование:
а) демонстрационный материал - ватман большого размера; заранее изобразить фон осени; иллюстрации с изображением разных деревьев осенью, простой карандаш, салфетки – красного, желтого, голубого и зеленого цвета;
б) раздаточный материал - набор пластилина, стеки, салфетки для рук;
в) оборудование - мольберт, столы, стулья.
Предварительная работа:
1.Наблюдение за осенними деревьями: рассматривание деревьев разных пород, наблюдение за особенностями их строения (форма ствола, кроны, отличительными признаками (пропорциональное соотношение между частями, зарисовка деревьев).
2.Дидактические и подвижные игры «Узнай дерево по силуэту», «Раз-два-три, к дереву беги».
3.Рассматривание осенних пейзажей русского художника И. Левитана.
4.Чтение стихов об осени.
5.Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь», пение песен об осени.
6.Актуализация представлений детей о признаках осени.
Ход занятия:
-Какое сейчас время года?
-Какие признаки осени вы знаете?
Обобщаются ответы детей.
-Ребята сегодня мы с вами отправимся в осенний лес…
стихотворение «Листопад» (И. Бунин):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
На доске приготовлена основа для будущей композиции.
-Сейчас здесь простор, но скоро здесь появится осенний лес, и сделаем это мы с вами, создадим свой осенний «пейзаж», превратившись в одного художника, т.е. мы все вместе создадим картину «Осенний лес».
- Что мы можем здесь изобразить?
Ответы детей: осень
-Какие деревья в осеннем лесу?
Ответы детей: желтые, красные листья на деревьях и т д.
Перед детьми иллюстрация с изображением леса.
Предлагается детям рассмотреть, какие деревья растут в этом лесу (клен, ёлка, береза).
«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён.
Мы листики осенние-
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
-Сегодня мы будем картину рисовать с помощью пластилина. Техника лепки – пластилинография вам знакома. Я расскажу и покажу, как надо лепить разные деревья.
Ёлочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать её к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.
Берёзка. Раскатать из белого пластилина колбаску – ствол березки, Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести полоски черного цвета.
Клён. Скатать и закрепить ствол как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо – влево в направлении вверх.
Предлагается детям распределить, кто какое дерево будет лепить, поднимите руки, кто будет лепить клен? Березу? Ель?
В конце занятия:
-Те ребята, кто уже выполнил свою работу, можете подготовить из пластилина грибочки, они вырастут в нашем осеннем лесу, и в небе «нарисовать» улетающих на юг птиц.
Дети по собственному замыслу добавляют детали в общую композицию.
Как можно назвать нашу общую картину?
-Вы придумали красивые названия.
-У нас получилась композиция «Осенний лес».
-Давайте подумаем, где мы можем поместить такую красоту?
- Пусть наши родители полюбуются на нашу коллективную работу. Вы сможете им показать частичку своей работы – свое дерево. Но согласитесь, что каждое дерево по одному не выглядело бы так красиво. Это ёлки, берёзы, клены.
- У березы ствол белый, веточки напоминают дугу, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.
- У клена ствол прямой, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянуться наверх, а чем ниже веточки на дереве, тем длиннее.
- У ёлочки – прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу – самые длинные, вверху – самые короткие.
- Пусть наша коллективная работа радует вас и родителей на выставке!