Белая береза
Калганова Людмила Юрьевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №31 комбинированного вида
г.Гатчина
Цель: Учить изображать берёзу, используя нетрадиционные методы рисования.
Задачи:
1. Расширитьзнаниядетейоберезе;
2. Развиватьэмоциональнуювыразительность,
коммуникативныеспособности;
3. Формироватьуменияиспользоватьвизодеятельностинетрадиционныеметодырисования (свечойивосковымикарандашами);
4. Развиватьспособностьксамовыражению
5. Воспитыватьбережноеотношениекприроде.
Предварительнаяработа: наблюдениевприродезаберезой, беседыоберезе, заучиваниестихов, чтениерассказов, использованиенекоторыхвидовнетрадиционныхметодоврисования.
1. Организационныймомент.
Детистоятполукругом. Посмотритедругнадруга. Улыбнитесь, чтобыувсехбылохорошеенастроение.
А теперь внимательно послушайте, что сейчас прозвучит. (звучит «шум леса»)
- Что вы сейчас слышали?
- Шум леса.
- Правильно. А кто знает, что такое лес?
- Лес – это место, где растет много деревьев.
- Какие деревья вы знаете?
- Дуб, сосна, тополь, ель и др.
- Молодцы! Много знаете названий разных деревьев.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
- Предлагаю,ребята, отправиться в небольшое путешествие. Мы свами будем подниматься по волшебной лестнице.
( длябеседысдетьмивоспитатель использует схему-алгоритм)
1ступенька. Вопрос о выбранной системе.
-Что это (Дерево, берёза)
2 ступенька. Надсистема.
- Где можно увидеть много берёз (В лесу, в парке)
3 ступенька. Сектор круга.
- Из каких частей состоит берёза (Ствол, ветви, корни.)
4 ступенька. Геометрические фигуры и формы (сравнение в целом или частично.)
- Если берёзу обхватить руками, какую форму они примут (форму круга).
5 ступенька.Цветовые пятна (определение цвета).
- Какие цвета мы используем при рисовании берёзы.
6 ступенька. Соотношение по размеру.
- Какая может быть берёза. (большая, маленькая и т. д.)
Физкультминутка.
7 ступенька. Маленькие человечки(физическое состояние системы: твёрдое, жидкое, газообразное).
- Из каких маленьких человечков состоит берёза.
8 ступенька. Знак равенства. (на что или кого похожа данная система).
- С чем сравнивалась берёза в загадке. С чем ещё еёможно сравнить.
Дети читают стихи
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками
С зелеными сережками!
А. Прокофьев
9 ступенька. Рука (символизирует функции системы).
- Какая польза (вред) от берёзы
10 ступенька. Продвижение во времени (чем система была в прошлом, чем станет в будущем).
- Чем была берёза. Чем она станет.
- Что нужно делать, чтобы берёза долго оставалась красивой, радовала нас.
11 ступенька. Крестик (система исчезла во всём мире, как без неё обходиться, чем заменить).
- Что произойдёт, если все берёзы исчезнут
Решение проблемной задачи: что случится, если на земле вообще не будет деревьев
12 ступенька. Буква Я и знак равенства( приём эмпатии: представить себя в роли данной системы и рассказать от её имени о своих чувствах).
- Что чувствует берёза (например, весной, летом, ночью и т.д.). О чём она думает, мечтает.
4. Основная часть.
В- Мы рассматривали с вами репродукции различных картин известных русских художников, на которых изображены березки. Это дерево изображали в разные времена года: осенью, зимой, летом. По-всякому она хороша! Художники использовали разные материалы для изображения своих березок: гуашь, масло, акварель. А мы тоже попытаемся изобразить наши березки в разные времена года восковыми карандашами и свечой. Свечой мы будем рисовать березку зимой, а восковым карандашом – березку весной (сопровождаю речь показом образцов).
Послушайте, как надо рисовать свечой. Взяли лист бумаги и простой карандаш. Не нажимая сильно на карандаш, рисуем ствол березы сверху вниз. Сверху ствол узкий, а снизу он расширяется. На стволе ярко рисуем полоски, выделяя их. Затем рисуем ветки. После этого берем свечу и зарисовываем ствол, а затем обводим контур, сделанный карандашом. Когда закончили обводить рисунок свечой, берем голубую краску и с помощью широкой кисти закрашиваем весь лист. А восковыми карандашами рисуем, как простым карандашом. Когда закончите рисовать ствол и ветки,возьмите кисть, жёлтую краску и примакиванием нарисуйте листочки.
5. Анализ работ.
Дети анализируют свои работы по мере их выполнения.
Затем предлагаю повесить рисунки на стенд и провести общий анализ.
В- Посмотрите, сколько много берез. Это березовая роща. А можно ломать ветки, разводить костры в лесу, оставлять после себя мусор?
Д- Нет.
В- Правильно. Закончим наше занятие пословицей, которую запомните и рассказывайте другим.
Много леса – не руби,
Мало леса – не губи,
Нет леса – посади.