Экологический проект во второй младшей группе "Деревья осенью"
Воронина Мария Анатольевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад №36 "Улыбка"
г.Междуреченск
Введение.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Именно в этот период нужно знакомить детей с различными свойствами предметов, которые окружают ребенка, и как нельзя лучше это можно сделать на примере деревьев. Ребенок очень часто встречает их как на территории детского сада, так и просто при прогулке с родителями, но не обращает на них особого внимания, а воспринимает этих «зеленых великанов» как само собой разумеющееся. Дети сами могут проследить сезонные изменения, происходящие с деревьями, легко выявить общие характерные черты всех деревьев: ствол, листья, ветви, корни.
Тип проекта: информационно-исследовательский, групповой, краткосрочный (4 недели - осень).
Возраст детей: вторая младшая группа (3-4 года).
Цели проекта:
для воспитателя: Формирование у детей знаний о деревьях природоведческого характера через различные виды деятельности.
для детей: Приобретение новых знаний об особенностях деревьев, проявление интереса к исследовательской деятельности, бережное отношение к деревьям.
Задачи:
· Углублять знания детей о деревьях и их строении, необходимых для их жизни условий.
· Формировать бережное отношение к деревьям.
· Закреплять умения отражать полученные знания в творческих работах.
· Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
· Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
Материал и оборудование:
· бутафорские деревья, яркие кленовые листья, капельки дождя, тучки,
· пальчиковые краски, пластилин,
· бумага формата А4 и ватман,
· сюжетные картинки и картины с изображением деревьев,
· кисточки, клей, цветная бумага,
· плюшевый зайчонок Тишка.
Сотрудничество педагогов:
Воспитатель – музыкальный руководитель:
Проводится музыкальное развлечение «Путешествие в осенний лес».
Проведение тематического физкультурного занятия на тему «Деревце расти».
Утренняя гимнастика с использованием тематики о деревьях.
Сотрудничество с родителями:
Дети в этом возрасте во многом берут пример со своих родителей. Поэтому воспитателю необходимо перед началом экологического проекта провести с ними беседы о том, как помочь детям узнать много нового о деревьях и правилах поведения с ними. Также мы предлагаем вывесить в уголке для родителей консультацию на тему «Деревья вокруг нас».
В ходе проекта воспитатель дает домашнее задание родителям, которое они выполняют вместе с детьми (поговорить во время прогулки о деревьях, об их строении, о разнообразии, о том, что деревья меняются в зависимости от времени года; можно предложить собрать букет из опавших листьев маме).
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей позволит формировать у дошкольников бережное отношение к окружающей среде.
Методика работы с детьми основана на интеграции и деятельности:
· Аппликация деревьев.
· Рисование осеннего дерева с помощью пальчиковых красок, рисование с помощью кисточек листочков на заранее нарисованных деревьях.
· Музыка: музыкальное развлечение «Путешествие в осенний лес»
· Труд: уборка листьев с помощью граблей.
· Чтение художественной литературы.
· Наблюдения во время прогулки.
· Лепка веточек (раскатывание колбаски).
· Беседы о деревьях.
· Стихи, загадки.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (за неделю до начала проекта):
· Изучаем уровень знаний детей по теме, определяем актуальные знания детей о деревьях.
· Формулируем цели и задачи проекта.
· Подбор методической и художественной литературы, стихов, загадок, игр.
· Пишем конспекты занятий и обсуждаем план работы с музыкальным руководителем.
· Подбираем формы работы с семьей.
· Проводим вводную беседу по теме на прогулке, знакомимся с героем проекта зайчонком Тишкой.
2. Исследовательский этап:
1. Наблюдение за деревом во время прогулки на участке детского сада.
Цель: Углублять знания детей о деревьях, их строении и свойствах. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Сформировать познавательный интерес к миру растений.
В ходе занятия воспитатель с детьми и с зайчонком Тишкой здороваются с деревом как с живым существом. Воспитатель объясняет зайчонку и детям, что у дерева, как и людей есть голова, руки, ноги. Ствол дерева - это голова. Руки это - веточки, листочки. Ноги – это корень. Само дерево большое, высокое, есть ствол, который растет от корня из земли. Вода с питательными веществами почвы поднимается по стволу и веточкам, затем к почкам. (Все части дерева показываем детям). Спрашиваем детей, что происходит с деревьями осенью (листья желтеют и опадают). Деревья готовятся к зимнему сну. В конце прогулки можно предложить собрать с детьми листья с помощью граблей, кому граблей не досталось, собирают веточки, которыми можно украсить группу (часть пойдет на занятие по лепке).
2. Беседы о деревьях.
Цель: Закрепить знания, полученные детьми во время наблюдений на прогулках.
Дети располагаются либо полукругом на стульях, либо на удобных подушках на полу вокруг воспитателя. (Вопросы для обсуждения смотреть в приложении).
3. Занятие по лепке веточек деревьев.
Цель: Учить детей раскатывать колбаску из пластилина (веточки). Развивать наблюдательность. Закрепить знания о веточках деревьев (тонкие, длинные).
В ходе занятия дети учатся раскатывать колбаску (веточки). В начале занятия воспитатель с зайчонком обращают внимание детей на собранные на прогулке веточки, обсуждают с детьми какие они длинные, тонкие и какого цвета. Во время занятия проводится физкультминутка (покачали руками как деревья ветвями). После занятия обсуждаем с детьми, как всё получилось, зайчонок Тишка хвалит их.
4. Рисование осенних деревьев с помощью пальчиковых красок.
Цель: Продолжать учить детей рисовать пальчиковыми красками. Закреплять названия цветов (коричневый и желтый). Закрепить представления детей о деревьях по их отличительным признакам: дерево, на нем много листьев. Развивать мелкую моторику рук; формировать бытовые навыки. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
На занятие к детям пришел их старый знакомый – зайчонок Тишка. Он просит детей нарисовать осеннее дерево, чтобы он мог показать какое оно красивое своим друзьям из теплых стран. Ребята рисуют пальчиками ствол дерева коричневой краской, ветви, и желтой краской пальчиком рисуют кругленькие листочки. В конце занятия дети рассматривают свои шедевры вместе с Тишкой.
5. Рисование листочков с помощью кисточки.
Цель: Учить детей правильно держать кисточку, макать её в краску, снимать лишнюю краску с помощью примакивания, рисовать листочки уже на готовом дереве. (Остальные цели такие, как на предыдущем занятии).
6. Аппликация «Деревья».
Цель: Закрепить знания детей, что такое крона деревьев и ствол. Продолжать учить пользоваться кисточкой и клеем, уметь находить центр листа. Пользоваться для аккуратности салфеткой. Уметь убирать за собой рабочее место.
Ребята приклеивают заранее подготовленные воспитателем вырезанные стволы и кроны деревьев на лист. В конце занятия зайчонок Тиша оценивает их работы.
7. Чтение сказки о деревьях.
Цель: Развивать воображение детей. Дать экологические знания о том, для чего нужны деревья, через сказочный жанр. Развивать монологическую речь детей.
(Текст сказки смотреть в приложении). После прочтения сказки (сказку можно немного сократить, чтобы дети не устали, или разбить на части), обсуждаем её с детьми, где выдумка, а где - правда. Обсуждаем, кто живет на деревьях.
Примечание: Как отдельное занятие можно предложить детям всем вместе сочинить собственную сказку о деревьях (один начинает, другой продолжает).
3. Обобщающий этап:
· Выставка продуктивной деятельности детей за период проекта (аппликаций, рисунков, поделок из пластилина).
· Творческая совместная работа «Нарисуем вместе чудо-дерево!» (работа выполняется всеми ребятами группы на одном ватмане, с помощью пальчиковых красок рисуем ладошками листья чудо - дерева).
· Рассказы детей о деревьях, которые им понравились больше всего.
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники:
· проявляют интерес к деревьям,
· обращают и далее внимание на их сезонные изменения,
· знают все основные части деревьев, их отличительные особенности,
· приобретают знания о том, что дерево живое и нуждается, как и человек в воде,
· дети бережно относятся к деревьям,
· укрепляется сотрудничество детского сада и родителей.
Приложение.
Музыкальное развлечение "Путешествие в осенний лес"
Задачи:
• расширять представления детей об окружающей природе;
• развивать художественное восприятие детей;
• развивать внимание;
• формировать певческие навыки,
• развивать навыки создания композиции (композиционное мышление);
• формировать умение работать в коллективе.
Ход развлечения:
Воспитатель: Волшебница осень к нам в гости пришла,
Чудесные краски она принесла, раскрасила листья, цветы и траву
Как будто к нам сказка пришла наяву.
- Давайте, ребята, мы споем песню «Золотая осень».
Исполняется любая песенка об осени.
Воспитатель: Приглашаю всех ребят
В лес осенний погулять.
Посмотрите-ка, кто же идет нам на встречу? Осень ждали целый год! Вот она уже идет!
(входит Осень)
Осень: Здравствуйте мои друзья, рады видеть вы меня?
В гости вас к себе звала петь и веселиться, я хочу со всеми вами
Крепко подружиться! Волшебную корзинку с собой принесла, что в ней лежит, посмотри детвора! (достает листики)
Падают, падают, листья.
В нашем саду – листопад.
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
(Проговаривая стихотворение,медленно разбрасывает листья и предлагает детям выбрать для себя листочек).
С листьями осенними
Будем мы играть.
С листьями осенними
Будем танцевать. (М. Картушина)
Исполняется «Танец с листочками». В конце танца дети кладут листики на пол произвольно. Воспитатель предлагает детям немного отойти и полюбоваться, на осенний яркий ковер.
Листопад, листопад –
Пенится тропинка.
И шумит, как водопад,
Каждая осинка! (Т.Белозеров)
Осень: Я в корзинку загляну, что лежит там, посмотрю (достает шишку)
Будем мы сейчас играть, будем шишки собирать!
Игра «Собери шишки».
Воспитатель: Спасибо, Осень, что сейчас ты вместе с нами, тебя мы Осень славим песнями, стихами. Ребята, выходите, да стихи для Осени расскажите.
Стихи:
1.Наступила осень, пожелтел наш сад! Листья на деревьях золотом горят!
2. Утром мы во двор идём листья сыплются дождем, под ногами шелестят и летят, летят, летят…
3. Осень, осень в сад пришла, листья с кленов сорвала, закружила их легко, разбросала далеко.
4. Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад.
Осень: Что еще лежит в корзинке? Сейчас я посмотрю! (достает треугольник)
Вот и капли-капитошки застучали по дорожке! Тучка приближается- дождик начинается!
Воспитатель: А мы дождик переждем, песенку о нем споем!
Песня «Дождик»
Осень: Если тучка хмурится и грозит дождем, спрячемся под зонтиком, дождик переждем. А у меня есть волшебный зонтик! Давайте поиграем!
Игра «Солнышко и дождик»
Осень: Очень весело мне было, всех ребят я полюбила!
Но ждут меня еще дела, и прощаться нам пора.
Чтоб не забыли вы меня, вам гостинцы принесла!
Вот грибочек не простой, сказочный он, вот какой!
Шляпка у грибочка снимается, угощение появляется!
Ну а мне уже пора, до свидания, детвора!
Воспитатель: Пришла пора с осенним лесом прощаться, в детский сад возвращаться.
Аппликация «Листопад в парке».На длинном листе бумаги уже нарисованы педагогом несколько деревьев (можно нарисовать их мелками – коричневыми, темно-серыми, черными). Детям предлагается приклеить кленовые, березовые, дубовые листочки на ветки деревьев или просто на лист бумаги, как будто они парят в воздухе или уже облетели и лежат на земле. Листочки – готовые формы. После окончания работы полюбоваться получившейся картиной.
Для чего нужны деревья, польза от деревьев:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные, съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
Вопросы про Дерево:
Какие деревья, вы знаете? Отличаются ли деревья от кустарников? Чем? Деревья живые или неживые? Кто (или что) им помогает расти? Чем их надо поливать: водой или молоком? (Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из этого дерева? Почему люди сажают деревья на улицах города?
Загадки про Деревья:
***
Весной одевается,
Осенью раздевается. (Дерево.)
***
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
***
Стоят столбики белены,
На них шапки зелены. (Береза.)
***
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …. (Елки.)
***
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, ее клюют. (Рябина.)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Стихи о деревьях:
Нежная бормочет Ива:
«Я немножечко плаксива,
Но зачем во всяком случае
Называть меня плакучею?»
«Я вовсе не завистница,-
Заявляет Лиственница:
Что под именем таким?
Это просто псевдоним.»
Клён гордится: «Все дорожки
Глажу я своей ладошкой.
Даже к флагу, случай был,
Я ладошку приложил!»
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой,
Ствол покрытый берестой.
Этот плод нельзя на зуб –
жёлудь с ветки кинул дуб.
Не страшна зимой метель,
вся в иголках это - ель.
Сказка о деревьях.
Это было очень давно. Тогда у деревьев еще были ноги. Они крепко стояли на своих ногах, могли на них ходить. Но солнце, которое давало всем свет и тепло, очень просило их:
- Милые деревья, будьте осторожны, на ваших ветвях живут птицы и звери. У них там находятся домики с детенышами, с запасами еды. На ваших ветвях животные прячутся от врагов и непогоды: ветра, дождя и холода. Помните об этом, дорогие деревья! Вам нельзя уходить далеко от того места, где вы выросли. И бегать вам нельзя. Иначе сломаются ваши ветки, пострадают все, кто жил на них!
- Почему мы должны слушаться солнце? - сказала Береза.
- Я хочу побегать, хочу делать, что хочу, - возмущалась Сосна.
- И я тоже, - поддержала Березу Ель.
- Хватит стоять, побежали, куда глаза глядят, - предложила Яблоня.
- Бежим, бежим! - закричали другие деревья и в самом деле начали носиться с одного края леса на другой. В лесу поднялся страшный шум, начался такой беспорядок, что Солнце сначала очень удивилось, а потом даже испугалось. Ведь у деревьев ломались ветви и ноги, с деревьев падали гнезда птиц с птенчиками, а белки остались без домиков. Зайцы, укрывающиеся под ветвями елей, не могли спрятаться от лисы и волка. Весь лес превратился в ревущий, кричащий и бегущий беспорядок. Звери и птицы носились за деревьями и не могли их догнать. Наконец деревья устали бегать, остановились, чтобы отдохнуть, и тогда солнце им сказало:
- Посмотрите, что вы наделали! Птенчики погибают на земле. Детеныши белки плачут и ищут маму-белку. А она бегает за беличьим домиком в дупле сосны. Деревья, если вы о друзьях не думаете, посмотрите на себя! Вы потеряли почти все листья, хвоинки. Половина веток у вас сломалась. А ноги, посмотрите, на что они стали похожи? Все переломаны, стерты. Вы теперь не сможете на них не только бегать, но и ходить. Стойте спокойно, а то и стоять не сможете!
- Да, Солнце, ты говоришь правду,- сказали деревья.
- Мы поняли, что зря не послушали твоего совета.
- Теперь нам придется стоять на месте, наши ноги не слушаются нас, мы даже ходить не можем.
И они заплакали.
- Не плачьте, - успокаивало деревья Солнце. Теперь вы стали разумными и поняли, что нельзя делать только то, что хочется. Иногда наши желания могут всем навредить.
А птицы тем временем нашли свои гнезда, птенцов и свои родные деревья. Белки с бельчатами вернулись в дупла. Зайцы спрятались под низкими ветвями елей. В лесу стало тихо и спокойно.
Деревья уже не плакали, они тоже радовались тишине и покою. Они сами его любили. Деревья решили, что больше никогда не будут уходить из родных мест. Ноги у них стали тонкие, и их стало так много, что вскоре они проросли в землю и превратились в корни.