Формирование экологической культуры дошкольников через игру
Гордюкова Любовь Осиповна, воспитатель
Вершинская Лидия Владимировна, воспитатель
МБДОУ детский сад "Дашенька"
город Абакан
Цель: Формирование основ экологической культуры. Воспитание нравственных чувств, как основа поведения.
Задачи:
1. Создание условий для развития физического и психического здоровья детей.
2. Развитие познавательного интереса.
3. Развитие любознательности, речи, памяти, мышления, воображения, фантазии.
4. Развитие творческих способностей, мелкой моторики кисти рук, двигательной активности.
5. Воспитание эстетических, патриотических чувств, воспитание любви к природе, желание ухаживать и бережно относиться к природе.
План работы:
1. Сад поэзия (авторские стихи).
2. Сад мечты (макет, созданный руками детей)
3. Ромашковое поле
4. Остров удивительных цветов
5. Остров красоты
6. Остров огородных фигур
7. Хвойный лес
8. Горы Фантазия
9. Озеро Тишины
10. Царство Матушки Водицы (веранда расписная родителями)
11. Островок Творчества (Нетрадиционное рисование, пластилиновая живопись)
12. Берег Здоровья (Игры на развитие двигательной активности детей)
13. Поляна Сказок (чисто говорки, игры, викторины)
14. Островок Загадок
15. Королевство добрых Фей, добрых Эльфов (карта королевства, праздники, КВН)
16. Мастерская «Добрые Дела»
17. Путешествие в царство Лето, Осень, Зима, Весна.
Экологический маршрут в природу:
1. Сад Поэзия (авторские стихи)
2. Ромашковое поле
3. Остров Красоты
4. Островок Огородных Фигур
5. остров Удивительных Цветов
6. Хвойный лес
7. Горы Фантазия
8. Озеро Тишины
9. царство матушки Водицы
10. Островок Творчества
11. Берег Здоровья
Существует проблема, которая волнует педагогов, психологов. Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна.
Качество здоровья детей ухудшилось из-за загрязнения воздуха, почвы, водоёмов, из-за недоброкачественного питания.
Дети стали агрессивнее, возбудимые, реагируют плачем, истерикой. В период адаптации ребёнка в школе возникают страхи, срывы, заторможенность. У детей недостаточно развита память, логическое мышление, воображение, внимание. Самый хороший путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, развитие всех психических процессов - это путь через игру. Игра – это мир в котором живет ребёнок, постигает жизнь, развивается. Нам хотелось видеть своих воспитанников счастливыми, добрыми, отзывчивыми, преуспевающими в своих делах. Нам хотелось увлечь детей, зажечь в детских сердцах огонёк творчества, научить детей бережно относиться к природе, любить её. Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок, тайн, заставляя думать, смотреть, слушать. Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь может быть полноценной. Благодаря природе развивающей организм постепенно накапливает здоровье, силы. Мир природы и мир движений объединяясь мощным средством разностороннего развития ребенка. Вот поэтому мы решили объединить мир природы, мир движений, мир творчества в одну игру. Была открыта планета «Экология» были созданы условия для планеты. Совместно с детьми изобразили свою планету, составили карту маршрут в природу. На нашей планете «Сад Поэзия» (кустарники), когда идем на прогулку, то останавливаемся возле сада рассказываем стихи. Дальше идем мимо «Ромашкового поля» останавливаемся и любуемся ромашками. На нашей планете остров «Удивительных цветов», «Остров красоты». На этих островах помощью родителей и детей посажены цветы, созданы цветы из бросового материала, летают бабочки, пчёлки, ползают божьи коровки. На островке «Огородных фигур» растут овощи, ползают гусеницы, стоит страж, посетила островок «Королева Доброты» .
На нашей планете есть «Хвойный лес» (посажены ели и сосны). В лесу происходят встречи со сказочными героями: с мудрой совой, Бабой Ягой, с лесным царем, с лесной феей (это сами дети, которые охотно выступают друг перед другом). Сказочные герои загадывают загадки, превращают детей в лесных зверят. На планете есть гора «Фантазия».
Дети сами создают свои горы «Фантазии» из песка, камней, листиков, снега, льда.
Возле гор «Фантазии», «Озеро Тишины». Дети пускают лодочки, играют камушками. А когда мутнеет дно, очищают его, вычерпывают грязную воду, радуются когда озеро вновь становится прозрачным. Недалеко от озера есть «Островок Творчества». На «острове творчества»- нетрадиционная техника рисования. Нетрадиционное рисование носит инновационный характер и включает новые нетрадиционные методы, которые способствуют развитию творчества, фантазии, воображения. Через нетрадиционное рисование у ребят развивается мелкая моторика кисти рук. От пальцев идут тонкие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Нетрадиционное рисование увлекает детей, дети выражают свои эмоции, впечатления. Каждому ребёнку интересно рисовать ладошкой, пальцем, ставить кляксы, рисовать клеем ПВА, посыпая манкой, солью, песком. Большой интерес у ребенка вызывает рисование белым восковым мелком , закрашивая свой рисунок акварелью, получаются красивые рисунки- невидимки.
На планете «Экология» есть «Царство Матушки Водицы» (внутренняя часть нашей веранды, разрисована под подводный мир). Встречаясь с «Матушкой водицей» дети узнают, что существует проблема:
Я болею, я мелею
Погибаю, умираю
У меня беда, грязная вода
Люди, как не стыдно вам
Банки, бутылки, бумагу, опилки
Не ступить ногой на дно
Всё засорено оно.
Можем мы помочь? Как поможем?
Принимаем решение очиститьдно «Матушки Водицы». Из бросового материала создаем подводный мир: делаем рыбок, осьминожек, водоросли.
В царстве «Матушки Водицы» создаем коралловые деревья из ракушек, из бус, из цветных камушков. Недалеко есть «Берег Здоровья» физминутки. На этом «берегу Здоровья» проводим игры на развитие двигательной активности, физминутки. В летний период дети бегают босиком по песку. На «берегу Здоровья» дети отдыхают на коврике, перепрыгивают через ручеек, проходят «болото», преодолевают препятствия, превращаются в бабочек, пчёлок, божьих коровках, в птиц и летят на поляну Сказок. На «поляне Сказок» проводятся игры, викторины, проговариваются чистоговорки, дети знакомятся со сказками, придумывают свои истории, сказки, инсценируют их.
На нашей планете есть «Королевство Фей» и «Добрых Эльфов». В замке королевы доброты происходят встречи с феями, которые рассказывают о своих добрых делах. В замке устраиваем праздники, развлечения, балы, КВН. В королевстве живут четыре времени года. Отправляясь в царство осени дети встречаются с «феей Осень». Вместе с феей собирают листики, создают букеты «Осенняя фантазия», сами превращаются в листочки, кружатся и медленно опускаются на землю.
Осень наступила у нас сейчас,
Деревья нарядила в золотой наряд,
Как будто все деревья собрались на бал,
Своею красотою радуют ребят.
Листочки золотые на дереве шумят
И на землю листики летят, летят, летят.
А в царстве зимы ждут препятствия, которые устраивает злая колдунья Лютанция, она прилетела с чёрной планеты, не любит всё живое, заколдовала природу, колдунья любит стужу, вьюгу, холод. Всё живое превратила в снег, лёд, снежные статуи и горы. Снежные горы у ребят на пути, надо украсить горы волшебными снежинками. Вьюга, пурга у ребят на пути, надо переждать в пещере, нот в пещеру не попасть, делаем волшебные сосульки из фольги. Появляется злая колдунья Лютанция - «Вы зачем сюда пришли?», «Я вас сейчас заколдую». Дети берут друг друга за руки, образуя круг, поднимают руки вверх.
Лучик солнца помоги
Злую колдунью в добрую Фею преврати.
Дети дуют на колдунью, отдают частицу своего тепла.
- «Что вы наделали?» Я превращаюсь, я превращаюсь, к колдунья кружится и сбрасывает с себя черную мантию, превращаясь в добрую Фею. В царстве зимы создаем букеты «Зимняя сказка» (сухие ветки, ветки ели, сосны, шишки покрываем клеем ПВА, посыпаем манкой, солью).
В царстве Весны происходит встреча с феей Весна, вместе с феей сажаем цветы.
В королевстве мы живем
Пусть красиво будет всё кругом
Сбережём волшебный мир,
Не обидим, не сгубим
Будем цветочки мы сажать,
Будем планету украшать.
В царстве Весны создаем букеты «Весенние напевы» (сухие ветки, листочки из самоклеющейся бумаги, пластилин, зубчики чеснока, получилась верба;)
Дети превращаются в сказочных птиц и летят дальше в свой волшебный мир.
В царстве Лето мы играем в игру «Садовник», все дети семена цветов, за семенами ухаживает садовник, поливает, вот и появились расточки, растут, растут и превращаются в бутоны цветов, цветочки распустились, создавая остров Красоты, остров удивительных цветов. К цветам прилетают пчелки, бабочки, чтобы испить сладкий нектар. В царстве Лето вместе с феей создаем нежные букеты (веточки, семена сирени, клёна).
В королевстве открыта мастерская «Добрые дела». В мастерской создаются прекрасные подарки для родителей, для коллег детского сада, для пожилых людей, для детей инвалидов. Из открыток шьем игольницы, сердечки, шкатулки, футляры для очков, кармашки для расчесок. Из ткани шьем пальчиковый театр, сумочки, прихватки, рукавички, сапожки, сердечки (украшаем бусами, бисером, вышиваем).
В мастерской «Добрые дела» дети- бутафоры, они создают из папье маше маски, посуду, игрушки, сказочные деревья (кофейные деревья, деревья «Счастья», деревья «Зимняя сказка») В своей работе используем квилинг ( делаем сердечки картины, цветы). Видя, как дети живут интересной жизнью родители оказывают помощь.
Для путешествий корабль, машина, расписана веранда на участке, сшиты куклы для театра, костюмы, созданы макеты «Замок Королевы Красоты», озеро «Лебединый Рай», хвойный лес. Дети нашей группы спокойны, уверены, дружны, умеют договариваться друг с другом, умеют организовывать свои игры.
Приложение № 1
«Сад Поэзия»
Авторские стихи:
1. В Царство Лето мы пришли,
Поливаем мы цветы,
Не будем мы цветочки рвать,
Будем Землю украшать.
Пусть расцветают наши цветы для красоты.
2. Осень наступила у нас сейчас,
Деверья нарядила в золотой наряд,
Как будто все деревья собрались на бал,
Своею красотою радуют ребят,
Листочки золотые на дереве шумят,
И на землю листики летят, летят, летят.
3. Березку украшали мы с утра,
Вместе говорили такие слова:
Зеленая ленточка (чалыма) -
Природа моя, природу береги.
Красная ленточка (чалыма) –
В лесу костер не разводи.
Синяя ленточка (чалыма) –
Реки, озера не засоряй.
Пусть будет чистой планета Земля,
Жить на планете нам надо друзья.
4. Мы в Хакасии живем,
Пусть красиво будет кругом,
Сбережём волшебный мир,
Не обидим, не с губим,
Будем мы цветы сажать,
Будем землю украшать.
5. Тарина шла, шла, шла
И рукавичку нашла,
Рукавичка не простая,
Вся красивая такая,
Есть листок и завиток,
И конечно есть цветок.
6. Сохраним мир птиц
Прошу я вас,
Не бросайте птиц прошу я вас.
Проявите к птичкам люди доброту,
Сделайте кормушки, я вас прошу.
И в свою кормушку насыпьте пшено,
И птички вас весною отблагодарят за всё.
Песенки весною будут распевать
И в свою сказку нас будут приглашать.
7. В Абакане на Трудовой
Домик стоит не очень простой.
Там детский смех слышен с утра,
Там живет веселая детвора.
Домик «Золушкой» зовут,
Здесь тепло и здесь уют.
Педагоги – просто класс!
Мастерят, все мастерят.
Приходите в гости к нам,
Очень рады мы гостям.
8. Пусть будет чистой Планета Земля,
Не засоряй её никогда.
Мусор после себя убирай,
Выкопай ямку и закопай.
Машины в воде никогда не мой,
Ведь рыбка нужна чистота и покой.
Природу свою оберегай
И правила охраны природы выполняй.
Цветы не рви,
Траву не топчи,
Деревья не ломай,
Гнёзда не разоряй.
Будешь правила выполнять,
Будешь тогда себя охранять.
Чистая планета всем нам нужна,
Не забывай ты об этом никогда.
Приложение № 2
«Сад мечты» (макет, созданный руками детей)
Рисование ладошками (коллективная работа)
1. Карта «Королевство добрых Фей и добрых Эльфов»
2. «Солнышко»
3. «Царство матушки Водицы»
4. «Гора Фантазия»
5. «Долина сказочных цветов»
6. «Сад Поэзия»
7. «Волшебный лес»
8. «Дорога Знаний»
9. «Замок Королевы Доброты»
10. Озеро «Лебединый рай»
Рисование «Яркие ладошки»
Использованная литература: Н.В. Дубровская «Яркие ладошки»
1. «Птичка»
2. «Цветочки на поляне»
3. «Грибная полянка»
4. «Букет в вазе»
5. «Волшебный лес»
6. «Сказочный петушок»
7. «Осьминог»
8. «Сказочные цветы»
9. «Красивая бабочка»
10. «Лебедь»
11. «Павлин»
12. «Рыбка»
13. «Волшебное дерево»
Необычное рисование («Набрызг»)
Использованная литература: О. Соловьева «Рабочая тетрадь прикладного искусства»
1. «Пушистые одуванчики»
2. «Пестрокрылая бабочка»
3. «Утята на пруду»
4. «На лесной опушке»
5. «Мой любимый сказочный герой»
Рисунки – невидимки по сказкам
1. «Колобок»
2. «Репка»
3. «Гуси-лебеди»
4. «Заюшкина избушка»
5. «Волк и козлята»
6. «Теремок»
7. «Золушка»
8. «Три медведя»
9. «Маша и медведь»
Печатанье штампом
Использованная литература: Т.И. Гризик «Маленький помощник»
1. «Снег в лесу»
2. «Тучки»
3. «Звездное небо»
4. «Самолеты»
5. «Чудные горошинки»
6. «Мухоморы»
7. «Лесные ягоды»
8. «Елочки для зайчат»
9. «Угощение для друга»
10. «Мой любимый сказочный герой»
11. «Чудесный дар»
12. «Снегири»
13. «Весна в лесу»
14. «Ромашки»
15. «Сороконожки»
16. Составление хакасских узоров
Приложение № 12
«Берег Здоровья»
(Авторские игры на развитие двигательной активности, физминутки)
1. Игра «Превращение в снежинку»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в снежиночку играть,
Вокруг себя три раза покружусь
И в снежинку быстро превращусь.
Полечу я в воздухе кружась,
Упаду на землю и буду там лежать.
2. Игра «Сложи снежинку»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова мы играть,
Снежинку в руки я возьму,
Своих друзей сейчас найду.
С друзьями снежинки сложим мы,
С ним будем веселиться от всей души.
3. Игра «Сложи волшебные зеркала»
Будем мы играть с утра,
Сложим быстро зеркала.
Осколок зеркала сейчас возьму
И друга своего я найду.
4. Игра «Сложи цветок»
Лепесточки в руки я возьму,
Волшебный цветочек быстро соберу.
5. Игра «Фантазия»
Пусть будет чистой планета Земля,
Мы не будем сорить никогда.
Проявим фантазия свою,
Бумагу в руки я возьму,
С друзьями гору смастерю.
6. Игра «Пчелки и цветы»
Пчелки любят сладкое,
К нектару все летят,
На цветочки красивые
Садиться хотят,
Нектар собрали пчелки
И в улей все летят.
Цветочки им кивают,
Их благодарят.
7. Игра «Цветик-семицветик»
Лети, лети лепесток,
Сделав круг, лети на восток,
Царевен восточных приведи,
Пусть танцуют нам танец они.
8. Игра «Волшебная поляна»
Волшебную поляну мы будем создавать,
Волшебную поляну мы будем украшать,
Цветочками, грибочками и ягодами.
9. Игра «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять
В дождик будем мы играть.
Дождик наш идет с утра,
Будем прятаться тогда.
Все под зонт скорей беги,
Ведь ты замочишь сапоги.
Дождь прошел, везде вода,
Будем прыгать мы тогда,
Раз, два, три
Перепрыгнем лужи мы.
10. Скачут зайки на лужайке,
Ушки подняли они,
Расшумелись наши зайки,
Волк пришел на зайкин шум,
Стал ловить волк зайчат,
Зайки стали убегать.
11. По тропинке лиска шла
Хитро улыбалась,
Хвостиком махала.
Увидала она мышат,
Стала мышек догонять,
Мышки запищали,
В норки убежали.
12. По тропинке лиска шла,
Увидала волка,
Позвал с собой гулять,
В деревню прибежали,
Куриц разогнали.
13. Ходит по двору петух,
Ищет зернышек для кур.
Увидал он червяка,
Крыльями захлопал,
Ножками затопал,
Закричал ку-ка-ре-ку,
Ищите червячков в саду!
Куры услыхали,
К петуху побежали.
14. Раз, два, раз, дваНачинается игра.
Колобок бежал, бежал,
В лапы лиске не попал.
Раз, два, три стали
Колобочками все мы,
Лиска к нам прибежала,
Колобков всех разогнала.
15.Раз, два, три, раз, два, три
Медвежатами стали мы,
Медведица – мама нас потеряла,
Долго, долго в лесу нас искала.
Между елок шел медведь,
Он от Маши нес привет,
Но собак повстречал,
Еле, еле убежал.
Раз, два, три
Собаки мишку догони.
16.В Царство Матушки Водицы пришли,
Стали рыбками все мы,
Плаваем, развиваемся,
Рыба большая плывет,
Быстро, быстро уплываем.
«Физминутки»
1. Раз, два, три, четыре, пять,
Стали листья собирать.
Листики березы мы нашли,
Букеты осенние в группу понесли.
2. За грибами в лес пошли,
Там грибочки мы нашли,
Собрали целый кузовок
Съедобных грибов.
3. Мы руками хлопаем хлоп, хлоп,
Мы ногами топаем топ, топ,
Руки все подняли, опустили вниз.
Вместе приседаем и здоровы мы.
4. Раз, два, три, четыре, пять,
Стали как зайчики скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Превратились в медвежат.
По тропинке мы идем,
Дружно песенку поем.
5. Петя, петя, петушок,
Петя красный гребешок,
По двору гуляет, куриц догоняет.
Раз, два, три
Петушок нас догони.
Приложение № 13
«Поляна Сказок»
(Авторские чистоговорки, викторины, игры)
Ра - ра - ра мы поем с утра.
Ры - ры – ры мы рычим, как львы.
Са – са – са к нам летит оса.
Су – су – су я бегу в лесу.
Си – си – си в речке караси.
Ся – ся – ся я поймаю карася.
Ся – ся – ся жили дружно два гуся.
Сы – сы – сы не боимся мы осы.
Су – су – су тихо осенью в лесу.
Да – да – да в озере вода.
Ду – ду – ду возле окон я сижу.
Ду – ду – ду родничек сейчас найду.
За – за – за к нам идет коза.
Ту – ту – ту рыбки плавают в пруду.
Чу – чу – чу мы идем к врачу.
Че – че – че мы мечтаем о мяче.
Чи – чи – чи прилетели к нам грачи.
Чи – чи – чи едим мы калачи.
Жи – жи – жи ползают ужи.
Жа – жа – жа летит к нам стрекоза.
Жа – жа – жа убежали от ежа.
Жу – жу – жу кофточку вяжу.
Лы – лы – лы забиваем мы голы.
Ла – ла – ла не заметили стекла.
Ли – ли – ли видны тополи вдали.
Ла – ла –ла пела песню я.
Лу – лу – лу кушаю халву.
Лы – лы – лы мы огурцы.
Да – да – да прилетели мы сюда.
Ду – ду – ду играю я в трубу.
Ха – ха – ха смешили петуха.
Ду – ду – ду в огород я свой иду.
Га – га – га гуси все идут сюда.
Жу – жу – жу на цветочке я сижу.
Викторина «Угадай сказку»
1. Теремок на опушке звери нашли,
В теремочке жили дружно и пели они.
Но вот из леса медведь к ним пришел, теремок раздавил,
Всех зверей напугал и сам с перепугу на землю упал.
(Теремок)
2. Гуси украли Ванюшку с утра,
Выругать сестренку Ваню пошла,
Ванюшу нашла,
От Багы-Яги спасла.
(Гуси-лебеди)
3. Бабушка по сусечкам помела,
По амбару поскребла,
Колобок свой испекла.
От бабушки он убежал,
Зверей в лесу всех повстречал.
(Колобок)
4. В одной из сказок я живу,
Со зверятками дружу,
Утром встану и кричу
Ку-ка-ре-ку.
(Зимовье зверей)
5. По деревням я хочу,
Кого встречу обману.
Нашла скалочку друзья,
Съела курочку, гуся.
(Лисичка со скалочкой)
6. С дедом, бабкой я живу
И яички им несу.
(Курочка-ряба)
7. Живут в избушке малыши,
Между собой они дружны.
Мама в лес за едой пошла,
А в избушке беда произошла.
(Волк и семеро козлят)
8. Внучка к бабушке пошла,
Пирожок в подарок несла,
Но в дороге встретился Волк,
Съел и бабушку, и пирожок.
(Красная шапочка)
9. Девочка в чащу забрела,
В избушку чужую она зашла,
А в той избушке жил медведь,
Девочку угостил и домой не отпустил.
(Маша и медведь)
10. Попросилась погреться к зайке лиса
И вскоре обидела зайку она.
Звери хотели зайке помочь,
Но побоялись выгнать лису,
Из избушки прочь,
Петушок зайке помог,
Выгнал лису из избушки прочь.
(Заюшкина избушка)
Игры:
1. Этюд «Осенние листочки»
Предложить детям представить себя осенними листочками, сорванными с ветки, которые, прежде чем упасть, затеяли танец. У каждого листика своё настроение, и это должно отразиться в танце. Дети выполняют этюд под спокойную музыку в течение 2-3 мин.
2. Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья.
2) Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
3) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
4) Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец пришли!
3. Игра «Разноцветные кляксы»
Предложить всем детям превратиться в разноцветные кляксы. Дети свободно двигаются, но по сигналу «Раз, два, три – замри!» останавливаются и замирают в определенной позе. Водящий запоминает фигуры. «Кляксы» могут менять позу, когда водящий отвернется. Водящий должен определить, кто изменил позу.
4. Этюд «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Вот подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
5. Игра «Дожди»
Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию педагога изображают дождь (веселый, с солнышком, страшный ливень с грозой, грустный, бесконечно моросящий). При выполнении задания поощрять индивидуализацию замысла, яркое выражение эмоций.
6. Игра «Огонь, вода и воздух»
Дети должны совершать движения в соответствии с услышанной командой: «вода» - руки вниз, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращающиеся движения руками. Как вариант игры можно допускать несоответствие между командой ведущего и его движениями. Дети должны ориентироваться только на слова ведущего. Кто допускает ошибку, выбывает из игры.
7. Этюд «Передай снежок по кругу»
Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемый снежок. Педагог напоминает детям, что снежок очень холодный, передавать его надо быстро, чтобы он не успел совсем растаять. Можно в конце спросить детей, почему педагог передал снежок, а получил пригоршню воды.
8. Игра «Бабочки и слоны»
Предложить детям превратиться сначала в «слонов», а затем в «бабочек», добиваясь при этом образности и выразительности движений.
9. Игра «Ожившая картинка»
Детям предлагается рассмотреть картину («Дети наряжают елку»), найти место своего персонажа (роли распределяет ведущий) и изобразить его так, как он нарисован на картине, в пространственном соотношении с другими персонажами. Роли, которые получают дети, могут быть и одушевленными, и неодушевлёнными (дети, ёлка, подарок, новогодние игрушки, бусы и т.д.). По желанию педагога картина может быть другая, но с многоплановым содержанием.
10. Игра «Передай смешинку по кругу»
Дети стоят в кругу. По сигналу педагога ведущий улыбается своему соседу. Ребенок, получивший улыбку, «передает» ее дальше по кругу, пока улыбка не вернется к ведущему.
11. Творческая игра «Море волнуется»
Дети расположены свободно по ковру. Педагог произносит слова, а дети имитируют морские волны, раскачиваясь вправо-влево.
«Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
На месте веселая (грустная) фигура замри!»
На сигнал «замри!» дети останавливаются и показывают любую фигуру в соответствующим настроением.
12. Этюд «Гнев»
Предложить изобразить мимикой и движениями тела свой гнев и злость на того, кто сломал у вас любимую игрушку (выразительные движения: нахмуренные брови, сжатые кулаки, напряженное тело).
13. Этюд «Ночные звуки»
Взрослый читает рассказ про утенка, дети инсценируют текст. «Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. Идет дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до земли, а утенку кажется, что его обхватывают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утенок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утенок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке, где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит». В комнате, где происходит инсценировка, притемняется свет. Все дети, кроме ребенка – утенка, изображают деревья, коряги, пеньки. Пока звучит музыка, дети, не сходя со своих мест, принимают позы-страшилки, позы-угрозы и издают громкие пугающие звуки.
14. Этюд «На морском дне»
Предложить представить себя обитателями морского дна (рыбы, медузы, водоросли, камни и т.д.). По сигналу педагога «морская картинка» - дети имитируют характерные для выбранной роли движения либо занимают статическую позу (камни).
15. Творческая игра «Волшебные облака»
Дети под спокойную музыку передвигаются по ковру, изображая полет облаков. По сигналу «Стоп!» «облака» замирают в определенной позе, изображая какой-либо живой или неживой объект. Дети должны догадаться, на что похоже то или иное облако.
Приложение № 14
«Островок загадок» (Авторские загадки)
«Сказочные загадки»
1. Стрела в болото упала,
Стрелу лягушка увидала,
В свои лапы стрелу взяла,
За Ивана замуж пошла.
(«Царевна-лягушка»)
2. Волк хотел козляток съесть,
Стал он тихо песню петь,
Козляток волк проглотил,
Сам же в яму угодил.
(«Волк и семеро козлят»)
3. Зайчик по лесу бежал,
Яблоньку он увидал,
В мешок яблочки собрал,
Домой к зайчатам побежал,
Яблочки зверятам раздал,
Сам к чуть к волку не попал.
(«Мешок яблок»)
4. Петушок дома был.
Кот на работу уходил.
Лиса обманула петуха,
К себе в норку унесла.
Кот лисицу наказал,
Петуха домой забрал.
(«Кот, петух и лиса»)
5. Старик рыбу поймал,
Отпустил её в синее море.
А старуха как узнала,
Все кричала, да кричала.
(«Сказка о золотой рыбке»)
6. Зайчик бежал,
Поскользнулся и упал,
Был зайчишка любопытный,
Всем вопросы задавал:
Кто сильнее всех?
(Хакасская сказка «Любопытный зайчонок»)
7. В какой сказке крокодил
Солнце быстро проглотил.
(«Краденое солнце»)
8. Девочка в лес пошла
И в избушку забрела,
В той избушке жил медведь.
«Что за сказка? – нам ответь».
(«Маша и медведь»)
9. Дед пошел на огород,
Напугался он до слез.
Бабку дед с собой позвал,
Их кто-то сильно напугал.
В огород внучка пошла,
Под листом ежа нашла.
(«Пых»)
10. Ваню лебеди украли,
Отнесли к Бабе Яге.
Долгий путь сестра прошла,
Но братишку она спасла.
(«Гуси-лебеди»)
11. Из снега слеплена была,
Доброй, кроткою была.
До весны она жила.
(«Снегурочка»)
12. Волк к бабушке пришел,
Быстро бабушку он проглотил,
Сам к дровосекам угодил.
(«Красная шапочка»)
13. На бал пришла красавицей,
Но с бала быстро убежала,
Туфельку свою потеряла.
(«Золушка»)
14. Девочка взяла узелок,
К бабушке понесла пирожок.
По дороге ее волк повстречал,
Узнав, где живет бабушка,
К бабушке быстро побежал.
Бабушку проглотил волк,
Сам он в постельку лег,
Дожидаясь девочку, пирожок.
(«Красная шапочка»)
«Загадки царицы Осени»
1. Ползаю по листикам
И быстро их съедаю,
Кто же я такая,
Скорее отгадайте.
(гусеница)
2. Желтая серединка,
Белый лепесток.
Похожа на снежинку,
Но всё же я - цветок.
(ромашка)
3. Корень есть и ветки есть,
Всех веточек не счесть.
Листочки часто меняют наряд,
Листочки часто на мне шелестят.
Осенью сбрасываю я листву,
Так как замерзнуть зимою могу.
(дерево)
4. Вырезные, узорные
На дереве висят,
А осенью золотые
Летят, летят, летят.
(листья)
«Загадки Бабы Яги»
1. В чаще избушка стоит,
В ней красавица сидит.
Добра и умна,
Ребятишек любит она.
(Баба-Яга)
2. Живёт в моей избушке
Маленький зверёк,
Лакает молочко
И песенку поёт.
Кто это?
(Кошка)
3. Плавает, резвится
И живет в водице.
(Рыбка)
4. Маленький человечек обманул,
Обидел он меня.
Когда я села на лопату,
Отправил в печь меня.
(Жихарка)
В старой сказке я живу,
В мешковине я хожу,
На спине горб у меня,
Моя юбка из ремня,
Нос горбинкой у меня,
В руках всегда метлу держу,
Бывает в ступе я лечу.
В длинном платье она,
Белокура и умна,
И красива, и добра.
На бал пришла,
Удивила всех она.
Время быстро прошло,
Убежала от принца своего,
Туфельку свою потеряв,
Свой сменив красивый наряд.
«Зимние Загадки»
1. Узорная, красивая,
В воздухе кружит,
А в метелицу и вьюгу
Летит, летит, летит.
Землю укрывает любя
И только зимою бывает она.
(снежинка)
2. Зимою окна украшаю,
Рисую горки и леса,
И разные чудеса.
(мороз)
3. С неба падаю друзья,
На ладошке таю я.
(снежинка)
4. Прихожу я в праздник новогодний,
Веселю, танцую и пою,
И подарки всем дарю.
(Дед Мороз)
5. Нежная красивая в воздухе кружит
И в метелицу летит, летит, летит.
Землю укрывает любя
И только бывает зимою она.
(снежинка)
«Лесные Загадки»
1. Косолапый и большой
Ходит по лесу с семьей,
Любит ягодку и мёд,
Спит в берлоге он зимой.
(медведь)
2. Скачет, прыгает зверёк,
Свои запасы в дупло несёт.
(белочка)
3. Под березкой живу,
Под березкой я расту,
Ножка белая моя,
А шляпка коричневая у меня.
(подберёзовик)
4. Летаю я, порхаю я,
В воздухе кружусь,
На цветок красивый
Как бантик я сажусь.
(бабочка)
5. В воздухе порхает,
В воздухе кружится,
Крылышками машет,
На цветок садится.
(бабочка)
Загадки «Старичка- Лесовика»
1. Бумагу в руки я взяла,
Города на ней нашла,
Реки и озёра, и конечно сёла,
Что это такое?
(карта)
2. Что за здание стоит,
Петушок три раза кричит.
Слышны песни, плач и смех –
Удовольствие для всех.
Что за здание скажи,
Да всю правду доложи.
(театр Сказка)
3. Что за дом в Абакане стоит?
Он большой и очень красив,
Юрта есть, есть и очаг,
Куклы в хакасских костюмах стоят
И приветствуют вас.
Что это за дом?
(музей)
4. А теперь про этот дом
Разговор мы поведем.
В нем живет одна большая
Очень шумная семья.
Здесь есть птицы, змеи, гориллы,
Львы, медведи, крокодилы, тигры есть,
Всех зверей не перечесть.
Как зовется этот дом?
Хорошо зверятам в нем.
(зоопарк)
5. Что за собор стоит,
Он очень ярок и красив,
Золотые вверху купала
И громко бьют колокола.
(Преображенский собор)
Приложение № 15
«Королевство Добрых Фей и Добрых Эльфов»
Приложение № 17
«Путешествия на планету сказок»
Цель: закрепление с детьми практический материал по основным видам движений. Реализовать оздоровительное, воспитательное, образовательное направление физического воспитания. Формирование положительных эмоций, здоровья детей.
Образовательные задачи: обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных навыков, умений, развитие двигательных способностей.
Воспитательные задачи: обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие творческих способностей.
Предварительная работа: подбор игр, разучивание сценок со сказочными героями.
Оборудование: обручи, метла, корзины, шарики, канат, флажки, шары.
Ход:
Ведущий: Ребята, хотите встретиться со Сказкой королевой? Там где сплелись ветвями ивы, где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро, там, куда звезды заглядывают по ночам, робко и пугливо живет Сказка Королева. Вот ее царство.
Входит Сказка королева под музыку, вокруг нее кружатся бабочки.
Сказка Королева: Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать в мое царство волшебное.
Катись, катись золотое яблочко по блюдечку,
Покажи гостям царство волшебное.
Из болота появляется водяной.
Водяной:
Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной,
Эх, жизнь моя жестянка,
Живу я средь болота,
Живу я как поганка,
А мне играть, а мне играть, а мне играть охота.
Дети:
Дедушка водяной, что стоишь ты под водой? Выходи на час и поймай сейчас.
Водяной догоняет детей.
Водяной: А сейчас ребятишки хлопайте руками, топайте ногами.
Хочу с вами поиграть. От каждой группы команда.
Команду нам свою назвать и эмблему показать.
Девиз сказать какой у вас.
Ловкость, смелость проявить
И веселым быть.
Эстафета«Кто быстрее преодолеет препятствия?»
1 задание. Змейкой пробежать между кочками (обручи).
2 задание. Пролезание в обруч.
3 задание. Прыжки через палки.
Водяной: Ох, как я повеселился!
С вами детки подружился!
А теперь пора мне спать,
На мху болотном полежать.
Меня ребятки не забывайте,
Ко мне в гости прибегайте.
До свидания!
Влетают на метле Баба Яга и Кикиморы.
Ведущий: Мы вас не звали, а вы к нам на праздник пришли. Вы нам все испортите.
Баба Яга и Кикиморы: Мы не виноваты, что нас изображают в сказках плохими. Мы хорошие, мы добрые, мы умные, мы красивые и мы хотим с вами играть.
Игра «Баба Яга»
Баба-Яга костяная нога,
С печки упала, ногу сломала,
Пошла в огород,
Испугался народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
Баба Яга с веточкой березы прыгает на одной ноге, салит детей. Баба яга приглашает 3 команды по 5 человек.
1 задание. Летает на метле (бег с метлой до флажка).
2 задание. Бросание шариков в корзину.
3 задание. Прыгает как «Кенгуру», шарик между ног.
Баба яга: С этой игрой справились, а сейчас игра «Перетяни канат».
Ох, и ловкие, ох и смелые, ох и быстрые и умелые. Нам пора домой.
До свидания!
Бежит медведь, ревет медведь.
Медведь: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Хочу с вами поиграть.
Игра «Медведь и зайцы».
Надо зайцам убегать! (зайцы прыгают на двух ногах). Ходит бродит злой медведь, начинает он реветь РЫ-РЫ-РЫ, У-У-У, берегитесь догоню.
Сказка Королева: Вам понравилось в гостях? Превратитесь в бабочек сейчас. Полетайте, полетайте и домой все улетайте!!!
Вручение призов.
«Путешествие в царство Зимы»
Цель: развивать познавательный интерес, любознательность, логическое мышление, определение свойства воды, льда.
Ход:
Прилетает ворона.
Ворона: Кар-кар-кар несу вам послание из Царства Зимы.
Кар-кар-кар послание можете вскрыть только через десять лет.
Что же мы будем ждать столько лет?
Кар-кар-кар есть волшебник, который ускорит время.
Тогда не будем терять время, отправляемся к волшебнику.
Нептун: Как бы не так вначале меня развеселите, да потом разрешение спросите. Показывает глобус. Что за заплатки, да голубые змейки на глобусе? Какую роль играет вода? Какого цвета? Чем пахнет вода?
Опыты (растворение в воде сахара, соли).
Вот вам волшебный напиток, прополощите рот и горло. Я добрый, всем желаю здоровья. У Матушки Водицы большая семья: сыновья (дождь, снег, лёд), а дочери (роса, снежинки). У всех разные характеры, все любят разное время года. Царство Зимы – суровое время года. Дети Матушки Водицы, любящие зиму стойкие, крепкие. Какой лед? Как можно доказать, что лёд сын матушки Водицы? Можно ли из воды получить лёд? Что для этого надо сделать?
Развеселили меня, так и быть отпускаю вас, дарю свои сокровища, они под водой, достаньте с закрытыми глазами.
Что у тебя в руке? (дети определяют на ощупь предметы – камушки, ракушки, бусы, кораллы). Строим корабль и поплыли, чтобы было не скучно, рассказываем стихи о зиме. Река покрылась льдом, дальше идем пешком, оденемся потеплее.
Стражники: Мы вас не пропустили пока не отгадаете загадку:
Узорная, красивая в воздухе кружит,
А в метелицу летит, летит, летит.
Землю укроет любя,
И только бывает зимою она,
На ладошку сядет,
Быстренько растает.
(снежинка)
Стражники: Не пропустим пока не сложите волшебные снежинки.
Игра «Сложи снежинку».
Проходите, снежные горы у вас на пути,
Танец снежинок скорей сочини.
Горы: Зимнюю сказку скорей нарисуй,
Тогда вас пропустим дальше идти.
Рисование «Зимняя сказка» (клеем ПВА, посыпание манкой, рисование красками, мелками восковыми).
Ледяные пещеры у нас на пути, надо нам ребята скорее пройти.
Не пропустим пока не сделаете волшебный букет «Зимняя Сказка» (сухие ветки красят белой краской, нанизываем бусы).
Проползают ледяные пещеры. Прилетает ворона.
Кар-кар-кар здорово я пошутила в Царство Зимы вас заманила, но вы молодцы, вы ловкие, да умелые, мне понравились, дарю вам волшебное перо.
Взмахивают пером. Раз, два, три станем воронами всем мы, полетим домой.
«Путешествие по сказкам»
Ведущая: Здравствуйте, абаканцы! Очень рада видеть вас. Добро пожаловать на мастер-класс, на игры, на сказку, на викторину.
Дорогие абаканцы! К нам сюда бегите, нашу сказку посмотрите.
Звучит музыка.
Ведущая:
Там, где сплелись ветвями ивы, где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро, там, куда золотые звезды заглядывают по ночам робко и пугливо живет Сказка-Королева, вот ее царство.
Под музыку выходит Сказка-Королева, за ней летят бабочки, танцуют танец.
Сказка-Королева: Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада вам. Добро пожаловать в моё царство.
Катись, катись золотое яблочко по блюдечку, покажи гостям мое царство волшебное.
Алёнушка: Братец Иванушка пропал. И где я его только не искала.
Старичок-лесовичок: Подожди Алёнушка горевать, вот тебе волшебное перо жар-птицы, скажи волшебные слова:
«Засветись перо ярко,
Засветись перо жарко,
Сказка русская начнись,
Братец милый мой найдись».
Алёнушка: Спасибо тебе старичок-лесовичок за волшебное перо. Машет пером.
Засветись перо ярко,
Засветись перо жарко,
Сказка русская начнись,
Милый мой найдись.
Под музыку выбегает колобок.
Колобок:
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
И лисице на зубок
Не попался я колобок.
Алёнушка: Здравствуй, колобок.
Колобок:
Засветись перо ярко,
Засветись перо жарко,
Сказка русская начнись,
Братец милый мой найдись.
Под музыку выбегает лиса.
Лиса:
Вот устала так устала,
Возле речки я гуляла,
Мужика перехитрила,
Всю рыбку утащила.
Выбегает волк.
Волк: Лизавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк:
Ничего идут дела,
Голова пока цела,
Рыбки очень я хочу.
Лиса: Так поймай, я научу.
Алёнушка: Здравствуй, лисичка-сестричка, здравствуй волчок – серый бочок. Вы видали ли моего братца Иванушку?
Лягушка: Вот она, стрела твоя, в жены ты бери меня.
Иван-Царевич: Видно ты судьба моя, в жены я беру тебя.
Алёнушка: Здравствуй, Иван-Царевич.
Алёнушка: Не видал ли моего братца Иванушку?
Иван-Царевич: Не видал, кроме этой лягушки.
Вздыхает и уходит.
Алёнушка: (взмахивает пером)
Засветись перо ярко,
Засветись перо жарко,
Сказка русская начнись,
Братец милый мой найдись.
Выходят девочки в русских костюмах, в руках лукошки, девочки собирают ягоду.
Алёнушка: Девочки-подружки, вы моего братца Иванушку не видали?
Девочки: Нет, не видали. Мы ягоду собирали и песни пели. Ой, кто-то идет, наверное, твой братик Ванюша! До свидания! (Убегают).
Алёнушка: (взмахивает пером)
Засветись перо ярко,
Засветись перо жарко,
Сказка русская начнись,
Братец милый мой найдись.
Появляется Баба Яга, ведет за собой Ванюшку.
Баба Яга: Пойди мой яхонтовый, поиграй золотыми яблочками, а я баньку истоплю, помою, попарю тебя.
Баба Яга:(поет)
Где ты молодость моя,
Молодость далекая
Бу-би, бу-би бубенцы
Ночью за окошками,
Бу-би, бу-би бубенцы
Лешие с гармошками.
Фу-ору русского духу слыхом не слыхивала, видом не видывала, а тут русский дух сам пожаловал.
Алёнушка: Здравствуй, бабуленька-ягуленька! Не видала ли ты моего братца?
Сказка-Королева: Кто был злым, пусть будет добрым, не обижает никого. Пусть в моем царстве будет добро!
Баба-Яга: (кружится) Ой, ой, ой! Что это со мной, я становлюсь доброй, ласковой, не злой. Ванечка, Алёнушка, хорошие вы мои, я теперь буду вас любить (гладит детей). С этой минуты весь белый свет – мои друзья!
Алёнушка: Все сюда! Мой братец Иванушка нашелся (обнимает Ваню).
Алёнушка, Баба Яга, Сказка-Королева (вместе говорят): Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Все артисты поют песню «Дружба».