Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников

Черненко Марина Николаевна, воспитатель

Шматко Марина Николаевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №165"

г. Барнаул, Алтайский край


В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число  практически не говорящих детей,  одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению  речи окружающих(не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес  к правильному произношению).

 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.                    
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
     Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем)  и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.                               
     Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Важное условие эффективности гимнастики – регулярность.

Упражнения  артикуляционной  гимнастики  делятся  на  три группы:

Упражнения для язычка –развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам;

Упражнения  для  губ – ребенок  учится  вытягивать  и  округлять губы, растягивать их в улыбке;

Упражнения  для  нижней  челюсти – удерживать  челюсть  в определенном положении.

Начинайте с упражнений для губ и щек.

Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника;

Хрюшка–губы  вытянуть  трубочкой  и  двигать  ими в  стороны, вверх-вниз, вращать по кругу;

Уточка–вытянуть  губы  «клювиком»,  взять  их  большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед;

Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали;

Хомячок – щеки сначала надуть – сытый хомячок, потом втянуть–голодный;

Шарик – щеки  надуть  и  хлопнуть  по ним  кулачками – лопнул шарик.

Статические упражнения для языка.

Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежитво рту;

Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе;

Иголочка – рот  открыт,  узкий  язык  вытянуть вперед;

Сердитая  кошка – рот  открыт,  кончиком языка  опереться  за нижние зубы, спинку языка поднять вверх;

Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.

Динамические упражнения для языка.

Тик-так–рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ;

Чистим зубки–рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону;

Катаем мячик–рот закрыт,кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую;

Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к нѐбу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук. Выполнять медленно;

Гармошка–рот открыт, язык плотно прижат к нѐбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нѐба;

Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз,  потом  облизать  верхнюю  губу  слева  направо,  и  нижнюю справа налево;

Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.

Упражнение для нижней челюсти.

Корова  жует  травку – совершать  жевательные  движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо;

Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потомтакже медленно поднимать с сопротивлением;

Акула охотится – челюсть опустить вниз-влево, вправо, вниз-закрыть рот;

Рекомендации:

1.Гимнастику необходимо выполнять каждый день, по 3–4 раза не более 5 минут;

2.Каждое упражнение выполнять по 3раза;

3.Необходимо начинать с более простых упражнений, а затем переходить к сложным;

4.Гимнастику  лучше  делать  перед  зеркалом,  чтобы  ребенок контролировал свой артикуляционный аппарат.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать  определенную  последовательность,  идти  от  простых упражнений к более сложным упражнениям.

 6.  Из  выполняемых  двух-трех  упражнений  новым  может  быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если  же  ребенок  выполняет  какое-то  упражнение  недостаточно хорошо,  не  следует  вводить  новых  упражнений,  лучше отрабатыватьстарый материал.

 7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, спина прямая,  тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Артикуляционная  гимнастика является  важной  частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников  закрепляются  основные  движения  органов артикуляционного  аппарата,  тем  самым  создается  основа  для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.

Рекомендуемая  литературапо  теме,  которая  будет  отличным подспорьем в работе, сделает занятия интереснее, веселее:

1.Е.Краузе«Логопедический  массаж  и  артикуляционная гимнастика.  Практическое  пособие»  Издательство:  Корона-Принт;

2.Анищенкова Е.С.«Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»Издательство: "АСТ";

3.Тра-ля-ля  для  язычка.  Артикуляционная  гимнастика.  Для детей 2-4 летИздательство: "Карапуз"Год издания: 2003;

4.Костыгина   Валентина«Бу-Бу-Бу.   Артикуляционная гимнастика (2-4 года)»Издательство: "Карапуз"Год издания: 2007;

5.Пожиленко    Е.А.«Артикуляционная    гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей».Издательство: "Каро"Год издания: 2006;

6.Алмазова  Е.С.Логопедическая  работа  по  восстановлению голоса у детей. –М, 2005;

 

7.Микляева Н.В., Полозова О.А., РодиноваЮ.Н.Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. –М., 2006.