Занятие по математике в подготовительной группе "Космическое путешествие"
Рыкова Людмила Стефановна, воспитатель
МБДОУ №108
г. Миасс, Челябинская область
Цель:
1. Развивать умение ориентироваться на модели года (предшествующие месяцы, последующие) и на модели - сутки.
2. Решать арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие, примеры (вставляя пропущенное число) пользуясь арифметическими знаками.
3. Закрепить знание, чётные, нечётные числа.
Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трем, четырём свойствам (цвет- с отрицанием, размер, форма), сравнивать, обобщать.
4.Закреплять умение ориентироваться в тетради.
5. Развивать логическое мышление, внимание.
6. Поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи, развивать доказательную речь.
7. Продолжать развивать умение слышать друг - друга, помогать товарищам.
Ход занятия:
Воспитатель: Внимание! Внимание! Внимание! Всем! Всем!
- Спешу сообщить ребятам, которые любят фантастику и приключения, что сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить фантастический полёт в космос, где мы встретимся с чудесами и неизведанными открытиями.
Прошу всех занять свои места и будем готовиться к этому полёту.
- Необходимо определить месяц полёта и его продолжительность. Полёт состоится в апреле.
-Это какой по счёту месяц года?
- Покажите этот месяц на модели года (заштрихуйте его).
-Какие месяцы предшествуют апрелю? (январь, февраль, март)
- Какие следуют после?
-Полёт будет длиться утро, день, вечер, ночь.
-Какова же продолжительность полёта? (сутки)
- Покажите это время на модели суток (заштрихуйте время полёта) -любой вид штриховки.
-На чём же можно полететь в космос?
- Теперь необходимо определит своё место в ракете.
- Для этого надо решить пример - на столе лежат карточки, переверните их.
Пропущенное число, которое вы будете вставлять, обозначает ваше место в ракете (дети решают примеры на сложение, вычитание).
- Обведите в кружочек пропущенное число.
Воспитатель:
-Ракета готова, но космонавты - это люди очень умные, всё знающие, внимательные, т.к. в полёте предстоит много испытаний и трудностей, и надо быть готовыми ко всяким неожиданностям.
-Проверим память
Игра: «Кто запомнит»
Показываю числа двухзначные, дети смотрят- 5 сек., числа убираются, дети пишут этот ряд у себя в тетради: 11, 13,15, 17,19.
-Каких чисел не хватает в этом ряду?
-Назовите самое большое число, самое маленькое.
Давайте проверим, какие числа вы пропустили. Хочу напомнить, что космонавты люди честные, даже если они ошибаются, то смело в этом признаются. Проверяем.
-Назовите соседей числа 15, 17.(какую вы увидели закономерность?)
Нам надо отгадать одно очень важное слово, чтобы взлететь. (возьмите карандаш и листочек будем записывать буквы).
Первая буква находится в правом верхнем углу. Назовите. «П»
Вторая находится в нижнем левом углу. Назовите. «О»
Третья находится в верхнем левом углу. Назовите. «Е»
Четвёртая находится в нижнем правом углу. Назовите «Х»
Пятая буква находится над знаком «?». Назовите. «А»
Шестая буква находится под знаком «?». Назовите «Л»
Седьмая буква находится справа от знака «?». «И»
Прочитайте и назовите это слово.
Вот теперь мы полностью готовы к полёту. Заняли свои места, застегнули свои ремни, поправили шлемофоны, Внимание. Говорим – Поехали.
-И вот мы в космосе. Ребята, что-то мелькнуло за иллюминатором ракеты. Это метеоритный поток. Что такое метеориты? Какие они?
(разные по формам). - прикрепляю метеориты и геометрические фигуры).
-На какие геометрические фигуры они похожи?
- Какая среди этих фигур лишняя (треугольник, т.к. другие четырёхугольники).
- Всё дальше и дальше летит ракета в космическом пространстве. Вот мы приближаемся к далёкой, неизвестной, ещё никем необнаруженной планете.
-Поступил сигнал, что можно выйти из ракеты и пройтись по поверхности.
Но, чтобы не заблудиться, начертим путь движения (графический диктант) - очень короткий, чтобы показать, что дети могут ориентироваться в тетради.
-Молодцы!
- Мы приземляемся и выходим на планету.
-Давайте отдохнём после полёта (психо – гимнастика)
-Как бы вы назвали эту планету?
-Ребята, вы видели метеоритный поток, чтобы метеориты не причинили вреда ракете и нам, инженеры- конструкторы придумали специальные люки- «ловушки» в которые они попадают и остаются. Нам необходимо метеориты из этих люков перенести в специальные отсеки ракеты для исследовательской работы на земле. (проводиться игра с блоками Дьенеша, три обруча, в один кладётся две карточки, не красные, не синие, в другой – карточка -прямоугольники, в третий карточка –толстые).
-Ребята! Мы обеспечили себе безопасный дальнейший полёт.
- Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой на землю.
-Возвращаемся в ракету.
-Из Центра управления полётом для наших космонавтов пришло следующее задание, которое поможет быстрее вернуться на Землю: необходимо решить задачи.
1. В ракете летело 5 космонавтов, двое из них вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось в ракете? Повторите условие задачи. Задайте вопрос. Теперь запишите решение и ответ в тетради.
2. Ракета влетела в метеоритный поток. Справа летело 8 метеоритов, слева-4 метеорита. Сколько всего метеоритов летело вокруг ракеты? Повторите условие и вопрос.
Записывайте решение и ответ в тетради.
-А теперь внимание ! Начинается спуск и отсчет времени. Закройте глаза и вполголоса считайте от 100 до 0 десятками.
Ракета совершила мягкую посадку, благодаря сложенной и дружной работе экипажа. Большое всем спасибо!
Анализ:
1) Какие задания для вас сегодня были наиболее сложными, какие самые лёгкие?
2) Что помогло нам, справиться со всеми препятствиями в полёте? (Или наоборот, что мешало?)
(умение быть внимательными, быстро выполнять задания, слушать и слышать пояснения воспитателя, не отвлекаться).