Программа Ансамбль ФГТ
Ольга Николаевна Козак, преподаватель
Светлана Алексеевна Косова, преподаватель
МБУДО Песчанокопская ДШИ
с.Песчанокопское, Ростовская область
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI.Списки нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Методическая литература.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» (баянов и аккордеонов) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения – 8 (9) лет
Класс |
с 4 по 8 классы |
9 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
330 |
132 |
Количество часов на аудиторные занятия |
165 |
66 |
Количество часов на внеаудиторные занятия |
165 |
66 |
Консультации (часов в неделю) |
8 |
2 |
Таблица 2
Срок обучения – 5 (6) лет
Класс |
с 2 по 5 классы |
6 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
264 |
132 |
Количество часов на аудиторные занятия |
132 |
66 |
Количество часов на внеаудиторные занятия |
132 |
66 |
Консультации |
6 |
2 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 4 человек). Продолжительность урока - 40 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
-развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
-стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
-формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
-расширение кругозора обучающегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
-решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
-развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
-обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы: -сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
-возраста обучающихся; -их индивидуальных способностей; -состава ансамбля; --количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
-частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства.
8. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально – техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В образовательном учреждении достаточное количество музыкальных инструментов, а также созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, так и из различных групп инструментов, куда могут входить баян, балалайка, гитара и т.д.. Инструментальный состав в ансамбле может варьироваться.
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.
Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс – 1 час в неделю.
Срок обучения – 5 (6) лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа. Самостоятельные занятия: с 2 по 6 класс – 1 час в неделю.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
1.Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
-сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
-навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Срок обучения – 8 (9) лет
Годовые требования
Четвёртый класс
В течение года ученики должны исполнить 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Коробейники». Русская народная песня
2. «Ёлочка». М. Красев
3. В. Лушников «Маленький вальс»
4. «Перепёлочка» Белорусская народная песня
5. «Во саду ли в огороде». Русская народная песня.
6. «Не летай, соловей». Русская народная песня.
7.»Коровушка» Русская народная песня.
Пятый класс
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Во поле берёза стояла» Русская народная песня.
2. «Ой, джигуне, джигуне». Украинская народная песня.
3. «Добрый жук» А.Спадавеккиа
4. «Перевоз Дуня держала». Русская народная песня
5. «На горе, горе». Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко.
6. « Отчего соловей» Украинская народная песня.
Шестой класс
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 2 пьесы по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Игра в солдатики» В. Ребиков
2. «Янка». Белорусский народный танец.
3. «Лирический вальс» В. Грачёв
4. «Полька». Н Чайкин. Переложение В.Жигалова
5. «Весёлые ребята». А.Жилинский»
6. «Я на горку шла». Русская народная песня. Обработка В. Иванова.
Седьмой класс
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 2 пьесы по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Щедрик». Украинская народная песня. Обработка Ню Леонтовича
2. «Вдоль по Питерской». Русская народная песня. Обработка В.Иваногва.
3. «Колыбельная» из оперы «сказка о царе Салтане» Ню Римский-Корсаков
4. «Менуэт» из оперы «Дон Жуан». В.А.Моцарт
5. «Владимирский хоровод» Обработка В. Белова.
6. «Весёлое настроение» А.Доренский
Восьмой класс
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
1. «Как ходил, гулял Ванюша». Обработка В.Иванова
2. «Прелюдия» ор.11, №22. А.Скрябин
3. «Метелица». Украинский народный танец. Обработка И. Шестерикова.
4. «Бэтута». Молдавский народный мужской танец. Обработка В.Гордзея
5. «Семёновский хоровод». Обработка И. Шестерикова
6. «Вальс» В.Косенко
Девятый класс
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть – экзамен – 1 пьеса наизусть.
Срок обучения – 5 лет
Второй класс
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. В. Лушников «Маленький вальс»
2. «Перепёлочка» Белорусская народная песня
3. «Во саду ли в огороде». Русская народная песня.
4. «Не летай, соловей». Русская народная песня»
5. «Во поле берёза стояла» Русская народная песня.
6. «Ой, джигуне, джигуне». Украинская народная песня.
Третий класс
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Добрый жук» А.Спадавеккиа
2. «Лирический вальс» В. Грачёв
3. «Полька». Н Чайкин. Переложение В.Жигалова
4. «Весёлые ребята». А.Жилинский»
5. «Я на горку шла». Русская народная песня. Обработка В. Иванова.
6. «Янка». Белорусский народный танец.
Четвертый класс
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 2 пьесы по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Щедрик». Украинская народная песня. Обработка Ню Леонтовича
2. «Вдоль по Питерской». Русская народная песня. Обработка В.Иваногва.
3. «Колыбельная» из оперы «сказка о царе Салтане» Ню Римский-Корсаков
4. «Менуэт» из оперы «Дон Жуан». В.А.Моцарт
5. «Владимирский хоровод» Обработка В. Белова.
6. «Весёлое настроение» А.Доренский
Пятый класс
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Сладкая грёза» П.Чайковский
2. «Ария». С.Бах
3. «Сказочный танец». В.Баканов
4. «Саратовские переборы». Обработка Е.Дербенко
5. «Шутка» Б.Тихонов
6. «Под небом Парижа». З.Жиро
Шестой класс
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
1 четверть- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
2 четверть - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
3 четверть-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
4 четверть - зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения:
1. «Хоровод» Г.Шахов – В.Галкин
2.»Далёкая песня» Г.Шендерёв
3. «Вальс на русские темы» Е. Дербенко
4. «Скоморошина». В.Баканов
5. «Французский сувенир». Попурри.
6. «Со вьюном я хожу». Русская народная песня. Обработка В.Грачёва
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства: - развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
-реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;
-приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
-наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;
-повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются: -текущий контроль успеваемости обучающихся; -промежуточная аттестация; -итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, зачеты проводимые с приглашением комиссии,
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачетах.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце четверти в счет аудиторного времени.
1.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале или «зачёт»
Таблица 4
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») |
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») |
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») |
комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) |
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Согласно учебному плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю желательно частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.
Формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При выборе репертуара для ансамбля педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
VI. Списки учебной и методической литературы
1. «Азбука баяниста». Вл. Кузовлёв, Д.Самойлов. 2013 г.
2. «Ансамбли». Нотная папка баяниста и аккордеониста №1, младшие и средние классы музыкальной школы. Редакторы составители С.Н. Баканов, В.В.Баканов. 2012 г.
3. «Ансамбли для баяна и аккордеона». Тетрадь №5. Составитель и редактор: В Баканов.2008 г.
4. «Баян». 2 класс. Учебный репертуар детских музыкальных школ. И.Д. Алексеев, Н.И. Корецкий. 1979 г.
5.«Баян». 3 класс. Учебный репертуар детских музыкальных школ. И.Д. Алексеев, Н.И. Корецкий. 1988 г.
6. «Баян». 4 класс. Учебный репертуар детских музыкальных школ.
А.Ф. Денисов, В.В. Угринович. 1988 г.
7. «Класс ансамбля баянов (аккордеонов). Хрестоматия для I-III классов детской музыкальной школы. В.Шрамко. 2008 г.
8. «Школа игры на баяне» П.Говорушко. 1974г.
9. «Хрестоматия для баяна» Выпуск 1. Младшие классы детской музыкальной школы. Составители: Р.Н. Гречухина, М.Ю. Лихачёв. 2012 г.
10. «Хрестоматия для баяна» Выпуск 3. 2-3 классы детской музыкальной школы. Составители: Р.Н. Гречухина, М.Ю. Лихачёв. 2008 г.
11. «Хрестоматия баяниста». Детская музыкальная школа. 1-2 классы. Составитель А.С. Крылоусов. 1987 г.