Развитие речи у дошкольников 6-7 лет
Петровских Екатерина Анатольевна, воспитатель
МБДОУ 212
г.Красноярск
Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности проговаривать слова, но также в понимании их смысла, выражении собственных эмоций, мыслей и желаний с помощью речевого аппарата.
В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Все компоненты речи — словарный запас, грамматический строй, произношение, связность — выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.
Первый критерий оценки развития речи. Дошкольники знают от 4-х до 7-ми тысяч слов. Из них 70% они используют постоянно. Слова из пассивного словаря не используют, поскольку не понимают их значения.
Ребята знают названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.
Второй критерий оценки развития речи. Ребята говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.
Третий критерий оценки развития речи. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.
Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет. Ребята не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Но пока остаются трудности различения парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». Различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.
Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.
Вот какие нормы установлены для развития речи у детей 6 – 7 лет:
1. Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
2. Может подбирать антонимы, синонимы;
3. Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
4. Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
5. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
6. Использует союзы;
7. Речь связная, логичная, последовательная;
8. Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
9. Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
10.Склоняет по роду, числу, падежу слова;
11.Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
12.Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
13.Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
14.Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
15.Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
16.Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
17.Выделяет 4-й лишний.
Ребенок 7 лет может строить предложения любой сложности, пишет и читает по слогам.
Развитие речи у детей 6 – 7 лет происходит в процессе игры. Они полноценно используют ее как средство коммуникации со сверстниками, взрослыми. В школе же она станет средством овладения новым видом деятельности — учебной. Вот почему так важно развивать навыки с раннего детства.
Чаще всего у старших дошкольников эти нарушения проявляются неправильным произношением. Выделяют несколько видов нарушений:
● дислалия — неправильно выговаривает отдельные звуки, что быстро устраняется с помощью логопеда;
● дизартрия — нарушена артикуляция, голосообразование, нужна помощь невролога;
● ринолалия — неправильное произношение звуков, голос монотонный, невнятный, нужна помощь отоларинголога;
● моторная алалия — дети понимают всё, но не могут связно говорить, неправильно согласуют слова по роду, числу, падежу;
● сенсорная алалия — дети не понимают смысла обращенных к ним слов, нужна помощь невролога, психиатра, логопеда-дефектолога;
● афазия — нарушение вследствие нейроинфекции или черепно-мозговой травмы;
● реактивный мутизм — дитя раньше говорило, а потом резко перестало на фоне неврологического заболевания;
● заикание — отсутствует плавность речи, ребенок 6 лет повторяет слоги, звуки, говорит прерывисто.
Еще одна группа — это задержка развития речи (ЗРР) на фоне психических нарушений (ЗПР).
Чтобы предупредить проблемы у ребенка 7 лет, необходимо развивать его с раннего детства: разговаривать с ним, показывать, называть предметы, читать сказки, потешки, петь песенки, развивать мелкую моторику.
Будет кстати помощь логопеда. Он помогает маленькому пациенту развить артикуляционную, мелкую моторику; познавательные процессы, навыки анализа услышанного.