Коррекционная работа с детьми посредством Пальчикового театра кукол
Наталья Александровна Храпова, педагог дополнительного образования
ЦРТДиЮ г.Нерюнгри
Саха (Якутия)
Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для детей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику. Герои такого театра, то есть игрушки, могут быть самолепными, сшитыми или связанными, вырезанными из бумаги или дерева. Сделать пальчиковый театр своими руками достаточно просто.
Использование пальчикового театра в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так как пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления.
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Такжепальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций. Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Организация театра кукол – одна из форм внешкольной работы с детьми в области художественного воспитания, первое приобщение к искусству. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в развитии умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей.Самый скромный ребенок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, реализует свои способности, начинает верить в себя.
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки.
Но лучше всего пальчиковый театр сделать самому. Можно изготовить пальчиковый театр из бумаги, сшить, связать, выполнить в технике папье-маше и т. п. Именно такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии. Пальчиковые куклы, сделанные с душой, несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.
Кроме того, в процессе изготовления куклы, учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.
Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.
Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, а вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения. Она помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций, одновременно подсказывая решение насущных проблем. Пальчиковый театр – отличный помощник в общении с ребенком[30, с. 29] .
В чем значимость пальчикового театра? Пальчиковый театр - занятие и интересное, и полезное, сочетание этих двух свойств дает положительный эффект всех развивающих упражнений. Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями, как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- развивает точность и выразительность, координацию движений;
- повышает усидчивость и концентрацию внимания.
Пальчиковый театр пользуется особой популярностью у детей. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Надевают сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрывают простой сюжет, любимую сказку, например, «Теремок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение. С помощью пальчиковых кукол осуществляются сказочные театральные постановки.
Интонационные упражнения на звукоподражание голосам животных, изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенной ситуации позволяют развивать артикуляционный аппарат ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция.
Пальчиковый театр рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. Кроме этого, участие в сценках с помощью пальчиков поможет детям исключить трудности при прочтении текста или его написании.
Говоря о коррекционной направленности пальчикового театра, необходимо отметить ряд задач, которые он выполняет:
- развивает речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;
- развивает связную речь;
- учит сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
- пополняет словарный запас;
- развивает речь, учит построению диалога.
А так же способствует :
- развитию мелкой моторики - благодаря действиям с куколками формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Кроме того, подобная пальчиковая гимнастика стимулирует активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает руку к письму;
- знакомству с пространственным восприятием - в процессе игры ребенок не просто сталкивается с понятиями влево/вправо, следующий/предыдущий, вперед/назад, вверх/вниз и т. д., но также непринужденно отрабатывает их;
- стимуляции памяти - даже простенький сюжет и короткие реплики необходимо удерживать в голове;
- концентрации внимания (важно ведь не пропустить свой «выход»!) - пополнение словарного запаса, умение работать в группе со всеми вытекающими следствиями – общаться, быть толерантным, сопереживать, оказывать дружескую помощь и поддержку;
- пробуждению артистизма.
Шаг за шагом ребенок, участвующий в театральных постановках пальчикового театра, развивает более
четкую мелкую моторику и координацию движений, тренирует мышцы рук, что, в свою очередь, служит формированию образного мышления, стимулирует творческую деятельность. Использование
театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым. На таких занятиях
воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, забота, внимание, сопереживание и деликатность. Стимулируются творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики, речи. Дети
учатся соблюдать в игре установленные правила и достигают результативности. Взаимодействие с другими участниками игры учит их работать совместно и вместе принимать решение.