Разлетелись лоскутки

Кружкова Лариса Анатольевна, учитель-логопед

МБДОУ Детский сад №48 "Ручеёк"

Алтайский край, г. Рубцовск


Цель:развитие связной речи.

Задачи:

-     учить детей воспроизводить короткие рассказы вместе с воспитателем, подбирать и использовать в речи прилагательные;

-     закрепить и расширить представление детей о весенних явлениях;

-     прививать интерес к рифмованным строчкам;

-     активизировать и расширять словарь по теме «Птицы»;

-     автоматизировать звук [Р] в середине слова;

-     развивать фонематический слух, общую двигательную активность детей;

-     работать над темпом и выразительностью речи ребёнка;

-     воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание общаться

Словарная работа:проворонила, лучистая, нежные, капель, проталины.

Материал к занятию:сундучок, лоскутки различной формы и цвета, аудиозапись голосов птиц и капели, макет дерева, силуэты птиц, кормушка, семечки, рама для создания картины.

Предварительная работа:беседа о ранней весне, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, на индивидуальных занятиях проговариваются все скороговорки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед:

Здравствуйте, ребята!

Дети:

—Здравствуйте!

Логопед:

—Какие у вас сегодня добрые, приветливые лица. Пусть ваше хорошее настроение остаётся таким весь день.

—А я для вас приготовила сюрприз. Это старый бабушкин сундучок.

—Что же в нём находится?

Дети:

(Высказывают предположения)

Логопед:

(Открывает сундучок, внутри которого находятся разные по форме, цвету лоскутки)

—Дети, что это такое?

Дети:

—Это лоскутки от разных тканей!

Логопед:

—Да, вы правы, дети. В старые времена, когда хозяющки-рукодельницы что-то шили, мастерили, никогда не выбрасывали остатки ткани. Из них много чего необычного можно сделать: одеяла, красивые картины, коврики и др.

Разлетелись лоскутки,

Точно это мотыльки.

Жёлтый, красный, полосатый

Фартук, галстуки, халаты,

Занавески, покрывало,

Что здесь только ни бывало!

Логопед:

—Ребята, давайте повнимательней посмотрим на лоскутки, потрогаем их, поиграем с ними. (Дети рассматривают, трогают, мнут, называют цвет, форму)

—Лоскутки разного цвета и разной формы. Я предлагаю вам немного пофантазировать, посмотреть на свой лоскуток и сказать, на что он похож, что напоминает. (Дети определяют лоскутки формы солнца, ручейка, ёлочек, облаков, снега)

—Ребята, да из этих лоскутков можно составить целую картину. (Дети переходят к заранее приготовленному макету пустой картины, выкладывают картину)

—Какая красивая картина у нас получилась! Давайте ещё раз скажем, что находится у нас на картине.

Ребёнок 1:

—Светит яркое красивое солнышко.

Ребёнок 2:

—По небу плывут белые нежные облака.

Ребёнок 3:

—Бежит по земле звонкий ручеёк.

Ребёнок 4:

—Возле ёлок лежат маленькие комочки снега.

Логопед:

—Ой, ребята, мне кажется, что вы сейчас рассказываете о моём любимом времени года! Догадались, как оно называется?

Дети:

—Весна.

Логопед:

—Как мы назовём нашу картину? (Ответы детей: «Весна», «Весна в лесу», «Волшебница-весна» и др.)

—Картина получилась отличная, но вам не кажется, что чего-то не хватает? (Предположения детей)

Включается аудиозапись с голосами птиц, ручейков, капели.

Дети:

—Не хватает звуков!

Логопед:

—Да, со звуками картина просто ожила, настоящая весна наступила!

—Давайте ещё немного послушаем эти красивые звуки природы и полюбуемся картиной. (Дети слушают, отдыхают)

—Ребята, звуки природы очень красивые, без них нельзя представить живую природу.

—Дети, какие ещё звуки вы знаете?

Дети:

—Речевые звуки, с помощью которых мы разговариваем.

Логопед:

—Да, вы правы, дети, без звуков мы не смогли бы разговаривать. А какой звук самый интересный и непростой мы с вами научились произносить?

Дети:

—Звук [Р]!

Логопед:

—Давайте поиграем с этим звуком?

—Повернись, в тигра превратись: [р-р-р] (Дети рычат как тигр.)

—Повернись, в кошку превратись: [мур-мур-мур] (Дети мурлыкают как кошка)

—Раз-два-три, мотор заведи! (Дети изображают как работает мотор)

—А где «живёт» звук [Р]?

Дети:

—Звук [Р] «живёт» в словах.

Логопед:

—Вспомните и назовите слова с этим звуком. (Дети называют слова)

—А где «живут» слова?

Дети:

—Слова «живут» в предложениях!

Логопед:

—У меня для вас ещё сюрприз: к нам спешат сегодня новые друзья, они познакомят вас с весёлыми скороговорками, Они подарят нам прекрасное весеннее настроение.

—А кто ваши друзья? Отгадайте!

В небеса взлетают,

Песни распевают,

Могут голосом гордиться,

Потому что это… (птицы)

—Раз-два-три-четыре-пять, будем птиц искать! (Дети с логопедом подходят к макету дерева)

Утащила навсегда

Кость у пса Барона

Серая… (ворона)

(Дети все вместе произносят отгаданное слово. Логопед «сажает» силуэт вороны на дерево)

—А что вы знаете о вороне? Какая ворона?

Дети:

—Ворона серая, крупная, хитрая.

Логопед:

—Что умеет делать ворона?

Дети:

—Ворона каркает и т.д.

Логопед:

—Как она каркает? (Дети изображают карканье вороны)

—Зачем ворона каркает?

Дети:

—Ворона предсказывает изменения погоды летом каркает – к дождю, зимой – к метели.

Логопед:

—Дети, ворона что-то хочет нам сказать. Давайте послушаем.

Ворона:

—Пловолонила.

Логопед:

—Нет, не так – проворонила, чтобы научиться говорить сложные слова, нужно повторять их часто и медленно, загибая пальчики: [Про-во-ро-ни-ла] (Дети соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки и произносят слово [Про-во-ро-ни-ла])

Логопед (обращаясь к вороне):

—Если не секрет, ворона, кого ты проворонила?

Ворона (медленно, грустно):

—Проворонила ворона воронят. (Дети повторяют грустно)

Логопед:

—Не грусти, ворона. Воронята выросли и сами из гнезда улетели (Дети повторяют скороговорку весело)

—Ребята, а вот и второй гость к нам пожаловал!

Чир-чир! Не робей!

Я бывалый… (воробей)

(Дети отгадывают, логопед «сажает» силуэт воробья на дерево)

—Воробьи – весёлые птицы, когда тепло, тоже любят повеселиться.

Игра «Кто-где?»:

Дети в кругу на каждое слово скороговорки перекидывают друг другу мяч.

Дети:

—Ворона на воротах, сорока на пороге, воробей на дороге.

(Игра проводится 2-3 раза)

Логопед:

—Повеселили нас птицы, пора стол накрывать, птиц семечками угощать.

 

—Я вам говорю спасибо и до свидания. Вы, ребята – молодцы, много знаете, красиво разговариваете. Мамам и папам вечером обязательно расскажите птичьи скороговорки.