Разлетелись лоскутки
Кружкова Лариса Анатольевна, учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №48 "Ручеёк"
Алтайский край, г. Рубцовск
Цель:развитие связной речи.
Задачи:
- учить детей воспроизводить короткие рассказы вместе с воспитателем, подбирать и использовать в речи прилагательные;
- закрепить и расширить представление детей о весенних явлениях;
- прививать интерес к рифмованным строчкам;
- активизировать и расширять словарь по теме «Птицы»;
- автоматизировать звук [Р] в середине слова;
- развивать фонематический слух, общую двигательную активность детей;
- работать над темпом и выразительностью речи ребёнка;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание общаться
Словарная работа:проворонила, лучистая, нежные, капель, проталины.
Материал к занятию:сундучок, лоскутки различной формы и цвета, аудиозапись голосов птиц и капели, макет дерева, силуэты птиц, кормушка, семечки, рама для создания картины.
Предварительная работа:беседа о ранней весне, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, на индивидуальных занятиях проговариваются все скороговорки.
Логопед:
—Здравствуйте, ребята!
Дети:
—Здравствуйте!
Логопед:
—Какие у вас сегодня добрые, приветливые лица. Пусть ваше хорошее настроение остаётся таким весь день.
—А я для вас приготовила сюрприз. Это старый бабушкин сундучок.
—Что же в нём находится?
Дети:
(Высказывают предположения)
Логопед:
(Открывает сундучок, внутри которого находятся разные по форме, цвету лоскутки)
—Дети, что это такое?
Дети:
—Это лоскутки от разных тканей!
Логопед:
—Да, вы правы, дети. В старые времена, когда хозяющки-рукодельницы что-то шили, мастерили, никогда не выбрасывали остатки ткани. Из них много чего необычного можно сделать: одеяла, красивые картины, коврики и др.
Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки.
Жёлтый, красный, полосатый
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало,
Что здесь только ни бывало!
Логопед:
—Ребята, давайте повнимательней посмотрим на лоскутки, потрогаем их, поиграем с ними. (Дети рассматривают, трогают, мнут, называют цвет, форму)
—Лоскутки разного цвета и разной формы. Я предлагаю вам немного пофантазировать, посмотреть на свой лоскуток и сказать, на что он похож, что напоминает. (Дети определяют лоскутки формы солнца, ручейка, ёлочек, облаков, снега)
—Ребята, да из этих лоскутков можно составить целую картину. (Дети переходят к заранее приготовленному макету пустой картины, выкладывают картину)
—Какая красивая картина у нас получилась! Давайте ещё раз скажем, что находится у нас на картине.
Ребёнок 1:
—Светит яркое красивое солнышко.
Ребёнок 2:
—По небу плывут белые нежные облака.
Ребёнок 3:
—Бежит по земле звонкий ручеёк.
Ребёнок 4:
—Возле ёлок лежат маленькие комочки снега.
Логопед:
—Ой, ребята, мне кажется, что вы сейчас рассказываете о моём любимом времени года! Догадались, как оно называется?
Дети:
—Весна.
Логопед:
—Как мы назовём нашу картину? (Ответы детей: «Весна», «Весна в лесу», «Волшебница-весна» и др.)
—Картина получилась отличная, но вам не кажется, что чего-то не хватает? (Предположения детей)
Включается аудиозапись с голосами птиц, ручейков, капели.
Дети:
—Не хватает звуков!
Логопед:
—Да, со звуками картина просто ожила, настоящая весна наступила!
—Давайте ещё немного послушаем эти красивые звуки природы и полюбуемся картиной. (Дети слушают, отдыхают)
—Ребята, звуки природы очень красивые, без них нельзя представить живую природу.
—Дети, какие ещё звуки вы знаете?
Дети:
—Речевые звуки, с помощью которых мы разговариваем.
Логопед:
—Да, вы правы, дети, без звуков мы не смогли бы разговаривать. А какой звук самый интересный и непростой мы с вами научились произносить?
Дети:
—Звук [Р]!
Логопед:
—Давайте поиграем с этим звуком?
—Повернись, в тигра превратись: [р-р-р] (Дети рычат как тигр.)
—Повернись, в кошку превратись: [мур-мур-мур] (Дети мурлыкают как кошка)
—Раз-два-три, мотор заведи! (Дети изображают как работает мотор)
—А где «живёт» звук [Р]?
Дети:
—Звук [Р] «живёт» в словах.
Логопед:
—Вспомните и назовите слова с этим звуком. (Дети называют слова)
—А где «живут» слова?
Дети:
—Слова «живут» в предложениях!
Логопед:
—У меня для вас ещё сюрприз: к нам спешат сегодня новые друзья, они познакомят вас с весёлыми скороговорками, Они подарят нам прекрасное весеннее настроение.
—А кто ваши друзья? Отгадайте!
В небеса взлетают,
Песни распевают,
Могут голосом гордиться,
Потому что это… (птицы)
—Раз-два-три-четыре-пять, будем птиц искать! (Дети с логопедом подходят к макету дерева)
Утащила навсегда
Кость у пса Барона
Серая… (ворона)
(Дети все вместе произносят отгаданное слово. Логопед «сажает» силуэт вороны на дерево)
—А что вы знаете о вороне? Какая ворона?
Дети:
—Ворона серая, крупная, хитрая.
Логопед:
—Что умеет делать ворона?
Дети:
—Ворона каркает и т.д.
Логопед:
—Как она каркает? (Дети изображают карканье вороны)
—Зачем ворона каркает?
Дети:
—Ворона предсказывает изменения погоды летом каркает – к дождю, зимой – к метели.
Логопед:
—Дети, ворона что-то хочет нам сказать. Давайте послушаем.
Ворона:
—Пловолонила.
Логопед:
—Нет, не так – проворонила, чтобы научиться говорить сложные слова, нужно повторять их часто и медленно, загибая пальчики: [Про-во-ро-ни-ла] (Дети соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки и произносят слово [Про-во-ро-ни-ла])
Логопед (обращаясь к вороне):
—Если не секрет, ворона, кого ты проворонила?
Ворона (медленно, грустно):
—Проворонила ворона воронят. (Дети повторяют грустно)
Логопед:
—Не грусти, ворона. Воронята выросли и сами из гнезда улетели (Дети повторяют скороговорку весело)
—Ребята, а вот и второй гость к нам пожаловал!
Чир-чир! Не робей!
Я бывалый… (воробей)
(Дети отгадывают, логопед «сажает» силуэт воробья на дерево)
—Воробьи – весёлые птицы, когда тепло, тоже любят повеселиться.
Игра «Кто-где?»:
Дети в кругу на каждое слово скороговорки перекидывают друг другу мяч.
Дети:
—Ворона на воротах, сорока на пороге, воробей на дороге.
(Игра проводится 2-3 раза)
Логопед:
—Повеселили нас птицы, пора стол накрывать, птиц семечками угощать.
—Я вам говорю спасибо и до свидания. Вы, ребята – молодцы, много знаете, красиво разговариваете. Мамам и папам вечером обязательно расскажите птичьи скороговорки.