Экспресс обследование
Супрунова Виктория Сергеевна
г.Новосибирск
1.«Коробка форм» (восприятие)
Цель: оценка степени сформированно восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения.
Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) , фигуры вынимают.
Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
2.«Матрешка 3-составная» (мышление)
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления. Процедура проведения.
Ребенку показывают матрешку, логопед ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
3.«Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие)
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ). Процедура проведения.
Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.
4. «Цветные кубики» (восприятие)
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции. Процедура проведения.
У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
2)Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый. 3)Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
5.«Парные картинки» (внимание, общая осведомленность)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
6.«Угадай, чего не стало?» (память)
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения.
Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Перечень дидактического материала :
Фигуры-вкладыши и ящик с прорезями (доска Сегена)
Матрешка 3-составная
Разрезные картинки 2—3-составные
Цветные кубики
Парные картинки
Шесть игрушек