Экспресс обследование

Супрунова Виктория Сергеевна

г.Новосибирск


1.«Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированно восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. 

Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) , фигуры вынимают. 

Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». 

 2.«Матрешка 3-составная» (мышление) 

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления. Процедура проведения. 

Ребенку показывают матрешку, логопед ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту. 

3.«Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие) 

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ). Процедура проведения. 

Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

4. «Цветные кубики» (восприятие) 

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции. Процедура проведения. 

У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный). 

1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками. 

2)Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый. 3)Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета. 

5.«Парные картинки» (внимание, общая осведомленность) 

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти. 

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено. 

6.«Угадай, чего не стало?» (память) 

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания. 

Процедура проведения.

 Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

 

Перечень дидактического материала  :

Фигуры-вкладыши и ящик с прорезями (доска Сегена)

Матрешка 3-составная

Разрезные картинки 2—3-составные

Цветные кубики

Парные картинки

Шесть игрушек