Сценарий экологического мероприятия "Знатоки природы"
Конышева Елена Валентиновна, библиотекарь читального зала
МКУК "ГКБЦ" УКМО (ГП) библиотека-филиал №1
г. Усть-Кут
Ведущий: Добрый день! Мы рады вновь с вами встретится.
Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далёкие ели,
Холодною стала река...
Я помню как птицы галдели,
Сейчас уж летят в облака.
(В. Докторов)
Ведущий: Да, красива наша природа в любое время года, но особенно осенью.
Сегодня ребята мы предлагаем вам принять участие в брейн-ринге «Знатоки природы» Для этого мы с вами разделимся на две команды и совершим путешествие по царству осени.
Ведущий: А прежде чем начать нашу игру, проверим сообразительность, дисциплинированность и сработанность команд. Сначала я загадаю загадку про осенний месяц одной команде, а затем второй. Задача команд – отвечать дружно и благодаря отгадкам – каждая команда получит своё название.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Сентябрь)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ведущий: Молодцы, ребята. Вот теперь самое время начать нашу игру. Наша игра разделена на несколько заданий. Каждое задание будет оценеваться по 5-тибальной шкале. В конце мероприятия мы подведем итоги и узнаем какая же команда по праву будет называться «Знатоки природы»
1 задание. «Разминка»
Итак, начинаем первое заданиенашей игры, которое называется «Разминка». Я буду задавать вопросы одной команде , затем другой, а вы не выкрикивая, отвечаете на вопрос, за каждый правильный ответ – получаете 1 балл. Желаю всем удачи.
1. Нос птицы. (Клюв.)
2. Птичий домик. (Гнездо.)
3. Ночная птица. (Сова.)
4. Насекомое, дающее мед. (Пчела.)
5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)
6. Ребенок курицы. (Цыпленок)
7. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест.)
8. Домашний сторож. (Собака.)
9. Плод дуба. (Желудь.)
10. Зимнее логово медведя. (Берлога.)
11. Самое длинноногое животное. (Жираф.)
12. Из какого дерева делают спички. (Осина.)
13. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)
14. Самое большое животное. (Кит.)
15. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин.)
16. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь.)
17. Какую ягоду не едят. (Волчью.)
18. Дом скворца. (Скворечник.)
19. Колобок, обросший иглами. (Еж.)
20. Самый высокий зверь. (Жираф.)
21. Самая страшная рыба. (Акула.)
22. Какого цвета ландыш. (Белого.)
23. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла.)
24. Где живут пингвины. (На южном полюсе.)
25. Домашний сторож. (Собака.)
26. Корова в детстве. (Теленок.)
27. Что снесла курица. (Яйцо.)
28. Где живут зебры. (В Африке.)
29. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные)
30. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
31. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
32. Сколько ног у паука? (восемь)
33. Какая птица лечит деревья? (дятел)
34. У какого дерева белый ствол? (у березы)
35. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
36. Назовите детенышей курицы? (цыплята)
37. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
38. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
39. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
40. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
41. Сколько ног у жука? (шесть)
42. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
43. Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
44. Когда земляника поспевает? (летом)
45. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
46. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
47. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
48. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
49. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
50. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
51. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
52. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
2 задание «Синий сундучок»
Молодцы. А сейчас следующее задание – «Синий сундучок»
Каждой команде будут заданы по 2 вопроса о предметах которые лежат в сундучке. Ваша задача отгадать что это за предметы. За каждый правильно угаданный предмет команда получает 5 баллов.
Вопросы 1-ой команде:
1. В России это овощ появился в 18 веке и растили его сначала как декоративное растение, этот овощ очень любят, его используют как для салата, так и для маринования. В старину это овощ называли «золотое яблоко», потому что овощ имеет форму яблока. Сейчас у него два названия. Что лежит в сундучке?
2. Эта птица охотник-одиночка, большинство этих птиц ведут ночной образ жизни. Подсказка – эта птица в одном из мультфильмов помогала медведю написать поздравление.
Вопросы 2-ой команде:
1. Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас в старину этот овощ называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. Сейчас этот овощ мы кушаем практически каждый день.
2. Эта птица довольно шумная, взгромоздясь на вершине дерева, она кричит три или четыре раза подряд, делая небольшие паузы между новым циклом крика. Подсказка - Об этой птице сочинена басня.
Ведущий: Молодцы , ребята. И сейчас мы переходим с вами к 3 заданию. «Загадки обо всех и обо всем». Это значит, что сейчас как и в первом задании я загадываю загадки каждой команде, за правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Лес, огород.
1. Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч (Арбуз)
2. И зелен, и густ на грядке вырос куст, покопай немножко, под кустом (картошка)
3. Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки (горох)
4. Наши поросятки выросли на грядке, к солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки.
5. Он в осиннике родился, хоть в траве и притаился. Все равно его найдем, шляпка красная на нем. (подосиновик)
6. Лета первая примета: под березкой в холодке гриб коричневого цвета на пятнистом корешке. (подберезовик)
О природе
1. Припрятала орешки и сушит сыроежки -зимой в её дупле что хочешь на столе.(белка)
2. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.(лиса)
3. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?(волк)
4. Носит на макушке - длинные ушки, шубку на зиму меняет, кто зверька такого знает?(заяц)
5. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья- белобока, а зовут её …(сорока).
6. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.(дятел)
7. Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - спать летит в дупло.(сова)
8. Я на ёлке на суку счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
9. В Зоопарке мы видали Экзотические дали: Попугаев и мартышек, Крокодилов, белых мишек, А в воде, раскрывши рот, Удивлял всех … .
(бегемот)
10. В эту живность, как ни странно, Гвоздь забить совсем легко
Но она не деревянна, И гарцует: «И-го-го!» (Лошадь)
11. В южных странах мы живём, Любим все бананы. И без них не проживём, Мы же — … .(обезьяны)
12. Все слепой меня считают Утром, днём. Но ночью я Вижу всех во тьме кромешной: Даже кроху муравья. (сова)
13. Если есть я захочу — Никуда я не скачу, А залезу, как в нору, В сумку к маме — … .(кенгуру)
14. Есть в лесах могучий зверь, Ты, сынок, уж мне поверь! Ест малину любит мёд. Кто, его мне назовёт? (медведь)
15. «Кошка» эта, что в лесах, Самая большая. Есть амурская. Живёт –Край свой украшая. (Тигр)
16. Он в траве зелёной скачет И усы свои не прячет. Он в траве своей стрекочет. И добра, и мира хочет! (Кузнечик)
Конкурс капитанов.
Я раздам вам листочки, на каждом из них будет два задания, вам нужно как можно быстрее их выполнить. На это вам дается определенное время.
«Характер наш и братьев наших меньших (Закончите фразу)»
1. Смелый, как ... (лев).
2. Коварная, как ... (змея).
3. Трусливый, как ... (заяц).
4. Хитрый, как ... (лиса).
5. Злой, как ... (собака).
6. Голодный, как ... (волк).
7. Трудолюбивый, как ... (муравей).
8. Верный, как ... (пес).
9. Упрямый, как ... (осел).
10. Бестолковый, как ... (баран).
11. Тихий, как ... (мышь).
12. Вольный, как ... (Птица).
И последнее задание Вершки-корешки.
Я раздам каждой команде картинки с вершками и корешками овощей, ваша задача подобрать к каждому овощу (корешку) его вершки. Какая команда вперед и правильно справится с заданием, та команда получит 5 баллов, последующая 4 балла.
Ну вот, ребята сейчас мы подсчитаем результаты команд и наконец то узнаем какая же команда заслужила звание «Знатоки природы»
Подведение итога. Награждение грамотами.