Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: "Космическая ракета"

Хайбульдинова Марина Николаевна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г.Калача-на-Дону

г. Калач-на-Дону, Волгоградская область

 


Цель: закрепление представления детей о космосе, путем изготовления космических объектов, используя нетрадиционные техники лепки – рисование пластилином.

Задачи:    

Образовательные: закреплять приёмы аккуратной лепки; познакомить детей с особенностями строения ракеты; продолжать формировать умение скреплять части; закреплять приемы оттягивания, сплющивания; обогащать словарь ребенка; расширять представления детей о профессии космонавта.
Развивающие: развивать у детей чувство формы и мелкую моторику; развивать творчество и воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к отображению представлений о космосе
пластическими средствами; воспитывать желание довести начатое дело до конца.

Предварительная работа: беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля - «День космонавтики»; рассматривание иллюстраций о космосе, спутников Земли, звездного неба, планет; беседа «Первые в космосе»; чтение художественной литературы по теме, разучивание физ.минутки  и пальчиковой гимнастики.

Методы: 

 - наглядный: показ картинки ракеты
- словесный: объяснение, рассказ
- практический: лепка «Космическая ракета» 

 Приемы: 

 - игры 

- опросы к детям           

  - художественное слово.

 Материалы и оборудование: ИКТ, иллюстрации с видами космоса, космического корабля, портрет Юрия Гагарина, ракета,  картон темно-синего цвета, готовый образец поделки, пластиковые тарелки, доски, салфетки для рук на каждого ребенка, стеки, пластилин.

Структура НОД:

1.Вводная часть 3 мин.

1) мотивационный этап

2) подготовительный этап

3) Дидактическая игра «Собери ракету»

4) Загадки

5) физкультминутка.

2.Основная часть 15 мин.

1) показ приемов работы

2) пальчиковая гимнастика

3) практическая

3.Заключительная часть (итог) 2 мин.

1) анализ занятия

 

Ход НОД:

1.Вводная часть 2 мин:

1) мотивационный этап

Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости, поприветствуйте их (дети стоят полукругом).

Дети: здравствуйте.

(Слайд 1. Ракета)

Воспитатель: ребята, посмотрите, что это?

Дети: ракета.

Воспитатель: да, правильно, а как вы узнали, что это космический корабль?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: да, это не самолет и не вертолет- это ракета.

(Слайд 2 Ракета с космонавтом).

И здесь посмотрите кто - это космонавт.  Как вы думаете, ребята, что мы будем сегодня делать?

Дети: ракету.

2) подготовительный этап

Воспитатель: да, ребята, у нас будет лепка, мы с вами будем лепить ракету.

3) Дидактическая игра «Собери ракету»  (на мольберте)

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, из каких частей состоит ракета? Посмотрите, у нее есть корпус (кабина) - это центр ракеты похожий на  прямоугольник  - там, где находится космонавт,  иллюминаторы – похожи на круги;  у неё есть нос - он похож на треугольник -  он всегда острый, чтобы ракета летела быстро; есть крылья у ракеты. Она летит только вверх - в космос, к звездам, на другие планеты. Давайте соберем её.

А посвящено это будет нашему празднику, который наша страна отмечает 12 апреля.

Давайте вспомним, что же это за праздник такой?

Дети:  - День космонавтики.

Воспитатель: а почему  у нас страна отмечает этот день, кто знает?

Дети: потому что впервые человек полетел в космос.

Воспитатель: кто мне расскажет, что такое космос и где он находится? (Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету  Земля, в котором движутся звезды, кружатся планеты, летают кометы).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: как называют человека, который летит в космос?

Дети: космонавт.

Воспитатель: хорошо. А как звали первого человека, который полетел в космос?

Дети: ответы детей.

(Слайд 3 Гагарин Ю.А.)

Воспитатель:  правильно,  его звали Юрий Алексеевич Гагарин, самый первый из людей Земли (портрет Юрия Гагарина) полетел в космос  на космической ракете «Восток-1» (показ картинки).  

Воспитатель: предлагаю вам сейчас ненадолго отправиться в космос и увидеть все то, что видят космонавты, узнать, что же находится там за облаками нашей планеты, но сначала узнаем, что скрывается за нашими загадками…

4) (Слайд 4 Загадка).

1.Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит (Солнце)

(Слайд 5 Отгадка-солнце).

(Слайд 6 Загадка).

2. По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает (Звезды)

(Слайд 7 Отгадка-звезды).

(Слайд 8 Загадка).

3. Чудо-птица - алый хвост

Прилетела в стаю звезд  (Ракета)

(Слайд 7 Отгадка-ракета).

Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали.  А сейчас и мы с вами отправимся в космос, только у нас нет транспорта. Давайте сделаем ракеты и запустим их в космос. Но сначала надо подзаправиться. Дети идут на космодром (на ковре).

5) Физкультминутка.                                                                                                                                                Цель: снять эмоциональное напряжение.                                                                                             Мы идем на космодром, (дети идут по кругу)

Дружно в ногу мы идем.

Мы походим на носках, (идут на носках)

Мы идем на пяточках, (идут на пятках)

Вот проверили осанку (останавливаются лицом в круг, руки на пояс)

И сведем лопаточки. (плечи развернули, лопатки свели)

Побежим ребята дружно

Разминаться всем нам нужно.
- Очень хорошо!

- На космодром прибыли, Проходим на посадку

Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)

Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)

Мало времени для взлета, (маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе)

Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)

Вот ракета полетела (прыжки на месте)

Опустел наш космодром. (приседают на корточки)

- Ну, вот и прилетели на свои места. (Дети садятся на свои места)

Воспитатель: ребята, прежде, чем начать лепить, вспомним правила работы с пластилином: закатать рукава, лепить только на доске, не размазывать по доске, работать аккуратно, пластилин не должен быть на полу, у товарищей на одежде.

2.Основная часть 16мин:    

1) показ приемов работы
Воспитатель:
ребята, у вас на столе лежит пластилин.  Из этого пластилина мы с вами сделаем ракеты. Посмотрите, какая у меня получилась ракета. Показываю образец как я слепила  ракету. Как я её буду делать слушайте внимательно. 1.Мы делаем корпус ракеты, для этого берем белый пластилин, катаем «колбаску», с одной  стороны треугольником, и закрепляем на картоне, сплющиваем. 2. Делаем    двигатели (или можно назвать след от ракеты, огонь, кому как нравится). Берем красный пластилин, катаем жгутики, «колбаски» и закрепляем на картоне, сплющиваем. 3. Делаем иллюминаторы. Берём голубой  пластилин, катаем два небольших шарика и закрепляем на картоне, сплющиваем.  4. Делаем солнце. Берем желтый пластилин, раскатываем шар и закрепляем на картоне, сплющиваем.  5.Чтобы украсить наш космос планетами и звездами, мы возьмем немного пластилина желтого цвета, скатаем небольшие шарики (совсем крошечные и закрепляем на картоне в любых местах нашего фона, сплющиваем (показываю).) 6. Украшаем нашу лепку стекой: ракету, солнце….закрепляем на тарелке.

Посмотрите, какая ракета у нас должна получиться. Теперь вы, ребята, приступайте к работе.                                                                                                                                                            Но сначала сделаем зарядочку теперь для наших пальчиков.

2) Пальчиковая гимнастика  "Космонавт"(дети стоят)                                                                  В темном небе звезды светят, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потирают ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит (Сжимают и разжимают кулачки.)
И на землю все глядит. (Изображают, как смотрят в бинокль.)                                                  Видит сверху он поля, (Развести руки в стороны ладонями вниз.)                                             Горы, реки и моря. (Руки вверх, изображая горы. Ладони соединить и выполнить волнообразные движения - течение реки, развести руки в стороны ладонями вверх.)                  Видит он весь шар земной, (Соединить руки над головой.)                                                 Шар земной – наш дом родной. (Сжимают и разжимают кулачки.)                                                                                                                                              

3) Практическая (Выполнение работы детей под наблюдением воспитателя)    Воспитатель: ребята, а теперь приступаем  к работе: стульчики подвиньте, садитесь прямо, спинки прямые, не наклоняйтесь, ножки под стульчиком.                                                                                                                                                 В ходе самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь. С помощью побуждающих вопросов регулирую деятельность детей, учу давать словесный отчет о своих действиях. Спрашиваю детей о том, с чего они начнут работу.  Что надо слепить сначала? (сначала слепим корпус).  Как мы делаем корпус? (катаем «колбаску»).  Потом что делаем? (двигатели, иллюминаторы).  Что осталось? Солнце, звездочки. Работать нужно быстро, пока пластилин не затвердел. Если ребенок затрудняется в работе, помогаю (индивидуальный показ приемов работы).  

3.Заключительная часть

1) анализ занятия

Воспитатель: Ребята, у всех получились красивые ракеты. 

Мы трудились очень дружно – получилось то, что нужно:

Не машина, не конфета,

Настоящая ракета!

-Наше занятие подошло к концу.

Что сегодня делали? Из чего? Как мы делали ракету?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, кто первый полетел в космос?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

 

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Молодцы ребята!