Экологический квест "Бросим природе спасательный круг. Океаны"

Чаус Ольга Викторовна, библиотекарь 2 категории

Библиотека им. В.М. Шукшина МКУК ЦБС им. Н.Г. Чернышевского

г. Новосибирск


Океан — как душа человека,

также волнуется, также переживает,

бушует в глубине и способен на шторм»

                                                                       И.А. Дружинин

 

«Любовь к родной природе -
один из важнейших
признаков любви к своей стране». 

 Константин Паустовский

Цель: просвещение и пропаганда экологических знаний о проблемах Мирового Океана;       воспитание бережного отношения к окружающей природе; 

формирование ответственного и бережного отношения к природе, 

познавательного интереса к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Ход мероприятия:

     Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. В этот день люди высаживают деревья, кустарники, убирают мусор, обсуждаются способы бережного обращения с природными ресурсами. 

     А 8 июня, Всемирный день океанов — праздник, учреждённый для напоминания о важной роли океана в жизни планеты и человечества в целом.  И не зря эти два праздника отмечают рядом. Ведь океан — это огромный земной ресурс, который нуждается в защите.

      Две третьи поверхности Земли занимают океаны.  Именно они делают планету пригодной для жизни. Океаны являются средой обитания множества живых организмов, источником кислорода, ресурсов и пространством для перемещений человека.

    Океаны — лёгкие нашей планеты, обеспечивающие большую часть кислорода, необходимого для дыхания людей.

    Также океаны являются крупнейшим в мире источником белка, при этом примерно три миллиарда человек полностью зависят от океана экономически.
    Однако человечество оказывает отрицательное воздействие на экологию планеты, в результате чего наблюдается нерациональное использование океанических ресурсов, а Мировой океан перенасыщен отходами жизнедеятельности людей. Чтобы обратить внимание человечества на эту проблему, напомнить о крепкой связи человечества с подводным миром, был учреждён специальный праздник — Всемирный день океанов.

Из истории праздника

      Впервые идею о введении праздничного дня озвучили представители Института океана в 1992 году.  Поводом послужили исследования, в результате которых сделаны выводы о том, что Мировой океан подвергается активным загрязнениям, а люди недостаточно осведомлены о проблеме.
      8 июня 1998 года Всемирный день океанов был признан Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО.

Океан- это очень интересно

 Всего на Земле 5 океанов: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Антарктический (он же Южный).

Тихий — самый большой и самый теплый. название Тихому океану дал португальский мореплаватель и исследователь Ф. Магеллан. Магеллан назвал океан «мирным морем», потому что за всё время путешествия не попал ни в шторм, ни в бурю. Тихий океан из Космоса похож на треугольник.

Атлантический — второй по площади, самый солёный и самый освоенный людьми.      Северный Ледовитый — самый маленький и мелководный.

Индийский отличается необычайно разнообразной флорой и фауной.

Антарктический официально был признан лишь в 2000 году, он объединяет  13 морей у берегов Антарктиды

ü     Океаны существовали на планете за 3 млрд лет до появления на ней жизни. Сегодня в океанских водах обитают около 70 % всех существующих форм жизни на Земле.

ü     На сегодняшний момент людьми изучено лишь  около 10 % территории океанов.  Хотя по океану провозится 90% грузов

ü     Океаны солёные из-за минералов, несметное количество лет вымываемых с поверхности и из недр земли реками, впадающими в океаны.

ü     За последний век уровень океанской воды поднялся на 25 см.

ü     90 % вулканической активности на планете происходит именно в океанах.

ü     Высочайшие приливы на Земле составляют около 16 метров, а наблюдать их можно у побережья США и Канады

ü     Самая нижняя точка Земли находится в западной части Тихого океана — в Марианской впадине. Её глубина составляет 11 034 метра, то есть, почти 11 километров!

ü     Скорость звука в воде почти в пять раз превышает таковую в воздухе. Поэтому слышимость в океане отличная

ü     Самое высокое цунами составляло около 60 м, тогда как на дне океана зачастую бушуют волны высотой в 100 м и выше. Хорошо, что до поверхности они не доходят!

ü     Многие считают, что главная опасность в океане – цунами, однако более грозное явление – «волны убийцы», которые образуются в результате движения воды и не зависят от геологических изменений на дне. Их высота достигает 30 метров, спрогнозировать, когда появятся новые «гиганты» не может ни один прибор.

ü     Самое крупное животное планеты, обитает в океане – синий кит. Млекопитающее этого вида порой совершает суицид. Ученые до сих пор не смогли установить, что именно заставляет гигантов выбрасываться на берег. Есть предположение, что всему виной загрязненная вода: кит заглатывает пластик, потом мучается от боли и, обезумев от физических страданий, «добровольно» уходит из жизни.

Каждый год в воды океана сбрасывается мусора в три раза больше по весу, чем вылавливается рыбы.

На севере Тихого океана дрейфует Восточный мусорный континент — гигантское пятно из сотни миллионов тонн отходов, в основном — пластиковых. . Течением сюда сносит пластиковые пакеты, бутылки и другие отходы со всего мира. Учёные предполагают, что размер этого санитарного полигона составляет 15 млн км, то есть, площадь «пятна» уже равна протяжённости моря.

И сегодня в канун  «Всемирного дня океанов» мы бросим ему наш спасательный круг.

Для вас подготовили  выставку книг, игру, презентацию о тайнах Океанов, и попробуем хоть немного разгадать его загадки.

Читаем и узнаем много интересного и полезного о мире Мирового Океана.

А сейчас пришло время  поиграть. Отправляемся в кругосветное путешествие по океану и на  островках  встретите задания.

 1 остров  Загадки на  дне океана «Животный и растительный мир океанов»

 Задание «Отгадай загадки»

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки.  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

·        Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (Дельфины)

·        Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан.   (Кит)                                              

·        Этот белый парашют
Волны к берегу несут. (Медуза

·        Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал.  (Морской ёж)                                             

·        Глубоко на дне она 

       Словно на небе видна. 

       Но не светит и не греет, 

       Потому что не умеет. (Морская звезда)                                     

·        Что за дивная лошадка? 
Очень странные повадки: 
Конь не сеет и не пашет, 
Под водой с рыбёшкой пляшет. 
Назови его, дружок. 
Рыбок друг ... (Морской конек

·        Одна голова,
Три сердца,
Восемь ног,
Что за чудо? (Осьминог)

·        Посмотрите! Под водой
Вырос целый сад.
Он накормит нас с тобой,
Попадёт в салат. (Капуста)

2 остров  «Кто-кто в Океане живёт?»  Задание «Собери картинку»

Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на  части. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту  команда получает 5 баллов. Дополнительный 1 балл, если назовете эту рыбку. (Рыба -клоун)

3 остров  «Подводные течения»   Задание «Составь и запиши слова из букв»

Командам предлагается из набора букв составить «морские» слова

(море, рыба, рак, краб, песок, вода, кит, акула, медуза, волна)

Онкеа -

Абыр -

Акр -

Бакр -

Сокеп -

Адво -

Икт -

Калау -

Лонав –

 4 остров  «Зоркое око морского волка». Задание «Запомни и перечисли обитателей глубин»  

 В течение 1 минуты вы смотрите на слайд и запоминаете морских обитателей, изображённых на нем. Затем я закрываю картинку, а вы должны перечислить животных, которых вы запомнили. 

 Кит, медуза, рыбы, морской конек, акула, дельфин, морская черепаха, краб, морская звезда, осьминог, скат

  5 остров  Конкурс капитанов «Подводный мир растений» Задание  «Угадай, прочитай и расскажи» 

Подводный мир растений также богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни.

- Как называются подводные растения? (Водоросли)

Длинные стебли водорослей могут достигать 200 метров. Кстати, не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде.

Существуют  такие водоросли как Морская капуста, по-другому называются - ламинария. 

Ламинария  богата йодом и очень полезная, она выводит вредные бактерии из нашего организма. Поэтому надо кушать морскую капусту.

6 остров  «Юные маринисты» Задание «Нарисовать рисунок океана, рыб и водорослей» 

7 остров «Спасательный круг»

Как и чем мы можем помочь океану. Бросить ему в спасение и сохранение спасательный круг.

 Участники команды  на своих плакатах размещают нарисованные спасательные круги и записывают свои идеи по спасению и сохранению океана.

 

 

Итог:  жюри подводит итоги конкурсов. Презентация плакатов.