Экологический квест "Бросим природе спасательный круг. Океаны"
Чаус Ольга Викторовна, библиотекарь 2 категории
Библиотека им. В.М. Шукшина МКУК ЦБС им. Н.Г. Чернышевского
г. Новосибирск
Океан — как душа человека,
также волнуется, также переживает,
бушует в глубине и способен на шторм»
И.А. Дружинин
«Любовь к родной природе -
один из важнейших
признаков любви к своей стране».
Константин Паустовский
Цель: просвещение и пропаганда экологических знаний о проблемах Мирового Океана; воспитание бережного отношения к окружающей природе;
формирование ответственного и бережного отношения к природе,
познавательного интереса к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Ход мероприятия:
Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. В этот день люди высаживают деревья, кустарники, убирают мусор, обсуждаются способы бережного обращения с природными ресурсами.
А 8 июня, Всемирный день океанов — праздник, учреждённый для напоминания о важной роли океана в жизни планеты и человечества в целом. И не зря эти два праздника отмечают рядом. Ведь океан — это огромный земной ресурс, который нуждается в защите.
Две третьи поверхности Земли занимают океаны. Именно они делают планету пригодной для жизни. Океаны являются средой обитания множества живых организмов, источником кислорода, ресурсов и пространством для перемещений человека.
Океаны — лёгкие нашей планеты, обеспечивающие большую часть кислорода, необходимого для дыхания людей.
Также океаны являются крупнейшим в мире источником белка, при этом примерно три миллиарда человек полностью
зависят от океана экономически.
Однако человечество оказывает отрицательное воздействие на экологию планеты, в результате чего наблюдается нерациональное использование океанических ресурсов, а Мировой океан
перенасыщен отходами жизнедеятельности людей. Чтобы обратить внимание человечества на эту проблему, напомнить о крепкой связи человечества с подводным миром, был учреждён специальный праздник —
Всемирный день океанов.
Из истории праздника
Впервые идею о введении праздничного дня озвучили представители Института океана в 1992 году.
Поводом послужили исследования, в результате которых сделаны выводы о том, что Мировой океан подвергается активным загрязнениям, а люди недостаточно осведомлены о проблеме.
8 июня 1998 года Всемирный день океанов был признан Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО.
Океан- это очень интересно
Всего на Земле 5 океанов: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Антарктический (он же Южный).
Тихий — самый большой и самый теплый. название Тихому океану дал португальский мореплаватель и исследователь Ф. Магеллан. Магеллан назвал океан «мирным морем», потому что за всё время путешествия не попал ни в шторм, ни в бурю. Тихий океан из Космоса похож на треугольник.
Атлантический — второй по площади, самый солёный и самый освоенный людьми. Северный Ледовитый — самый маленький и мелководный.
Индийский отличается необычайно разнообразной флорой и фауной.
Антарктический официально был признан лишь в 2000 году, он объединяет 13 морей у берегов Антарктиды
ü Океаны существовали на планете за 3 млрд лет до появления на ней жизни. Сегодня в океанских водах обитают около 70 % всех существующих форм жизни на Земле.
ü На сегодняшний момент людьми изучено лишь около 10 % территории океанов. Хотя по океану провозится 90% грузов
ü Океаны солёные из-за минералов, несметное количество лет вымываемых с поверхности и из недр земли реками, впадающими в океаны.
ü За последний век уровень океанской воды поднялся на 25 см.
ü 90 % вулканической активности на планете происходит именно в океанах.
ü Высочайшие приливы на Земле составляют около 16 метров, а наблюдать их можно у побережья США и Канады
ü Самая нижняя точка Земли находится в западной части Тихого океана — в Марианской впадине. Её глубина составляет 11 034 метра, то есть, почти 11 километров!
ü Скорость звука в воде почти в пять раз превышает таковую в воздухе. Поэтому слышимость в океане отличная
ü Самое высокое цунами составляло около 60 м, тогда как на дне океана зачастую бушуют волны высотой в 100 м и выше. Хорошо, что до поверхности они не доходят!
ü Многие считают, что главная опасность в океане – цунами, однако более грозное явление – «волны убийцы», которые образуются в результате движения воды и не зависят от геологических изменений на дне. Их высота достигает 30 метров, спрогнозировать, когда появятся новые «гиганты» не может ни один прибор.
ü Самое крупное животное планеты, обитает в океане – синий кит. Млекопитающее этого вида порой совершает суицид. Ученые до сих пор не смогли установить, что именно заставляет гигантов выбрасываться на берег. Есть предположение, что всему виной загрязненная вода: кит заглатывает пластик, потом мучается от боли и, обезумев от физических страданий, «добровольно» уходит из жизни.
Каждый год в воды океана сбрасывается мусора в три раза больше по весу, чем вылавливается рыбы.
На севере Тихого океана дрейфует Восточный мусорный континент — гигантское пятно из сотни миллионов тонн отходов, в основном — пластиковых. . Течением сюда сносит пластиковые пакеты, бутылки и другие отходы со всего мира. Учёные предполагают, что размер этого санитарного полигона составляет 15 млн км, то есть, площадь «пятна» уже равна протяжённости моря.
И сегодня в канун «Всемирного дня океанов» мы бросим ему наш спасательный круг.
Для вас подготовили выставку книг, игру, презентацию о тайнах Океанов, и попробуем хоть немного разгадать его загадки.
Читаем и узнаем много интересного и полезного о мире Мирового Океана.
А сейчас пришло время поиграть. Отправляемся в кругосветное путешествие по океану и на островках встретите задания.
1 остров Загадки на дне океана «Животный и растительный мир океанов»
Задание «Отгадай загадки»
Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
·
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (Дельфины)
·
Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан.
(Кит)
·
Этот белый парашют
Волны к берегу несут. (Медуза
·
Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал. (Морской
ёж)
· Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
·
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг ... (Морской конек
·
Одна голова,
Три сердца,
Восемь ног,
Что за чудо? (Осьминог)
·
Посмотрите! Под водой
Вырос целый сад.
Он накормит нас с тобой,
Попадёт в салат. (Капуста)
2 остров «Кто-кто в Океане живёт?» Задание «Собери картинку»
Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на части. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту команда получает 5 баллов. Дополнительный 1 балл, если назовете эту рыбку. (Рыба -клоун)
3 остров «Подводные течения» Задание «Составь и запиши слова из букв»
Командам предлагается из набора букв составить «морские» слова
(море, рыба, рак, краб, песок, вода, кит, акула, медуза, волна)
Онкеа -
Абыр -
Акр -
Бакр -
Сокеп -
Адво -
Икт -
Калау -
Лонав –
4 остров «Зоркое око морского волка». Задание «Запомни и перечисли обитателей глубин»
В течение 1 минуты вы смотрите на слайд и запоминаете морских обитателей, изображённых на нем. Затем я закрываю картинку, а вы должны перечислить животных, которых вы запомнили.
Кит, медуза, рыбы, морской конек, акула, дельфин, морская черепаха, краб, морская звезда, осьминог, скат
5 остров Конкурс капитанов «Подводный мир растений» Задание «Угадай, прочитай и расскажи»
Подводный мир растений также богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни.
- Как называются подводные растения? (Водоросли)
Длинные стебли водорослей могут достигать 200 метров. Кстати, не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде.
Существуют такие водоросли как Морская капуста, по-другому называются - ламинария.
Ламинария богата йодом и очень полезная, она выводит вредные бактерии из нашего организма. Поэтому надо кушать морскую капусту.
6 остров «Юные маринисты» Задание «Нарисовать рисунок океана, рыб и водорослей»
7 остров «Спасательный круг»
Как и чем мы можем помочь океану. Бросить ему в спасение и сохранение спасательный круг.
Участники команды на своих плакатах размещают нарисованные спасательные круги и записывают свои идеи по спасению и сохранению океана.
Итог: жюри подводит итоги конкурсов. Презентация плакатов.