Рабочая программа кружковой работы "Развивайка"
Ткаченко Татьяна Николаевна, воспитатель
МБДОУ "ЦРР - детский сад №15"
г.Михайловск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
У детей подготовительной к школе группы вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Так как с 1 апреля 2020 года по 31 мая 2020 года была пандемия коронавирусной инфекции и программа кружковой деятельности старшей группы 01.09.2019 г. по 31.05.2020г. не была реализована. Следовательно, ее реализация продолжится в сентябре 2020 учебного года и будет отражена в перспективном планировании программы кружка 01.09.2020 года по 31.05.2021 года.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Основная задача - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ООП.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха;
- Развитие произносительных умений;
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
- Знакомство со слоговой структурой слова;
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Расширение словарного запаса детей;
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа;
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие графических навыков;
- Развитие мелкой моторики;
- Приобщение детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать;
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Принципы Программы соответствуют принципам ФГОС ДО.
· Принцип систематичности и последовательности - концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала обучения (от простого - к сложному).
· Принцип наглядности — иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
· Онтогенетический принцип — учет возрастных особенностей обучаемых.
· Принцип доступности и посильности — реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.Общие сведения о коллективе детей и родителей.
Основные участники реализации программы: дети дошкольного возраста,
родители (законные представители), педагоги.
Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет – количество 43 человека. Вид образовательного учреждения – общеразвивающий.
Форма реализации программы: игра, познавательная, исследовательская и проектная деятельность, творческая активность.
Программа формируется с учетом особенностей базового уровня системы
общего образования с целью формирования личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми старшей группы и обеспечивает
физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и
художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная направленность образовательной программы: Позитивная
социализация и всестороннее развитие ребенка.
Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы:
художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Задачи педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в
ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами,
отражающими специфику каждой образовательной области.
2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников – подготовительная к школе группа (6-7 ле5т)
3. Индивидуальные особенности воспитанников.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ
1)Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в подготовительной группе
воспитываются дети из полных семей, из неполных семей и многодетных
семей.
Подготовительную группу посещают 43 человека, из них 21 девочка и 22 мальчика.
По группе здоровья:
• 1 группа - 11 человек;
• 2 группа - 27 человек;
• 3 группа - 5 человек .
Состав родителей:
• Полная семья – 37 семей
• Неполные - 6 семей
• Многодетные – 10 семей
• Мать-одиночка – 6 семей
Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне-
специальным профессиональным образованием.
2) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы: русские (98%), азербайджанцы (2%).
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города,
прилегающего района.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с
национально-культурными особенностями Ставропольского края. Знакомясь
с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать
себя, живущим в определенный временной период, в определенных
этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые
прогулки, беседы, проекты.
3) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические
особенности региона.
В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, зарядка
после сна. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом
воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно,
организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного
процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный
режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим
дня).
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
В подготовительной группе значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).
Детей знакомят со звуками и буквами русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Дети могут выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет детей от механического заучивания слов и букв.
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Ребёнок знает и умеет:
· проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
· ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
· понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
· записывает слова, предложения печатными буквами;
· разгадывает ребусы, кроссворды;
· читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный тест;
· ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
· рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;
· проводить фонетический разбор слова;
· составлять схему предложения;
· употреблять синонимы, антонимы;
· различать жанры литературных произведений;
· понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию произведению;
· выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.
· Овладевает предпосылками учебной деятельности.
В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несёт проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на:
По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий контроль знаний.
Мониторинг усвоения материала по кружковой деятельности
«Развивайка»
|
Фамилия и имя ребенка
|
Соотносит звук и буку
|
Графиче ское обозначение звуков
|
Понимает термины «звук», «буква», «слог», «предложение»
|
Определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце
|
Различае т гласные, согласные, твердые и мягкие согласн ые, звонкие и глухие
|
Звуковой анализ слова
|
Определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком |
Читает слова, слоги, предло жения
|
Составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Способы и формы работы с детьми:
- Дидактические игры.
- Фонематические упражнения.
- Работа с текстами.
- Театрализация.
- Рисование.
Основные применяемые технологии:
Здоровьесберегающие.
Личностно-ориентированное воздействие.
Развитие звуко-буквенного анализа.
Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
Графическое моделирование слова (прямоугольник).
Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.
Письмо слов с помощью графических изображений.
Письмо печатных букв в клетке по образцу.
Развитие умения соотносить звук и букву.
Письмо слов, предложений печатными буквами.
Звуковой (фонетический) анализ слова.
Развитие фонематического восприятия.
Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.
Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Знакомство с термином «предложение».
Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.
Развитие умения записывать предложение условными знаками.
Развитие графических навыков.
Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Формы подведения итогов.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых
технологий. Структура НОД подразделяется на обязательныеэтапы:
1.Артикуляционная / речевая гимнастика
2.Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3.Новый материал:
· звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
· буква, её образ и графическое написание
· составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
· составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5.Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ, СОЦИУМОМ
- Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности
подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
- «Наши результаты»: сентябрь, май.
- Методические недели с приглашением родителей (законных
представителей) на открытые просмотры – октябрь, апрель.
- Индивидуальные беседы, консультации в течение года по запросу
родителей (законных представителей).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «РАЗВИВАЙКА» НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц |
Тема занятий |
Программное содержание |
Октябрь |
«Звуки и буквы» – повторение. |
Игровые упражнения «Прочитай и допиши правильно», игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами». (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.10, 11. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.4,5) |
«Звуки и буквы» – закрепление.
|
Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «Прочитай и допиши правильно». (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.12, 13. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.6,7)
|
|
«Слова и слоги» - закрепление.– 2 занятия |
Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт?». (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.14, 15. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.8,9)
|
|
«Предложение, графические навыки» - закрепление.– 2 занятия |
Игр.упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.16, 17. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.10,11) |
|
«В мире книг». – 2 занятия |
Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.18, 19. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.12,13) |
Ноябрь |
«Игрушки». – 2 занятия
|
Игр.упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.20, 21. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.14,15) |
«Овощи». – 2 занятия
|
Игр.упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.22, 23. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.16,17) |
|
«Фрукты». – 2 занятия
|
Игр.упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.24, 25. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.18,19)
|
|
«Осень». – 2 занятия
|
Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.26, 27. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.20,21) |
Декабрь |
«Домашние животные». – 2 занятия
|
Чтение загадок, игр.упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.28, 29. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.22,23) |
«Дикие животные». – 2 занятия
|
Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.30, 31. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.24,25) Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.26,27)
|
|
Страничка для чтения«Сказки». – 2 занятия
|
Чтение пословиц о сказках, игр.упр. «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.32, 33. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.28,29) |
|
Страничка для чтения |
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.30,31) |
Январь |
«Зима». – 2 занятия
|
Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.34, 35. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.32,33) |
«Новый год». – 2 занятия
|
Чтение рассказа про Новый год, игр.упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.36, 37. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.34,35) |
|
«Транспорт». – 2 занятия |
Игр.упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.38, 39. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.36,37) |
Февраль |
«Профессии». – 2 занятия
|
Игр.упр. «Читай, пиши, соединяй», (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.40, 41. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.38,39)
|
«Природные явления». – 2 занятия
|
Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр.упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.42, 43. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.40,41)
|
|
«Лес». – 2 занятия
«Насекомые». – 2 занятия
|
Чтение рассказа, загадок о лесе, игр.упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.44, 45. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.42,43)
Разгадывание кроссворда, игр.упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.46, 47. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.44,45)
|
Март |
«Птицы». – 2 занятия
|
Игр.упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.48, 49. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.46,47)
|
«Цветы». – 2 занятия
|
Разгадывание кроссворда, игр.упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.50, 51. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.48,49)
|
|
«8 Марта». – 2 занятия |
Чтение стих-яШорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.52, 53. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.50,51)
|
|
«Весна». – 2 занятия |
Чтение загадки, рассказа Л. Толстого «Пришла весна,…..», игр.упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.54, 55. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.52,53) |
Апрель |
«Лето». – 2 занятия
|
Чтение загадки и рассказа о лете, игр.упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.56, 57. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.54,55) Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.56,57)
|
Страничка для чтения Мониторинг – диагностика. |
Развитие звуковой культуры речи. (Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр.4-7)
|
|
Мониторинг – диагностика. |
Развитие фонематического слуха.(Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр.8-15) |
|
Мониторинг – диагностика.
Мониторинг – диагностика. |
Развитие графических навыков и моторики. (Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр.16-19)
Развитие звуко – буквенного анализа. (Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр.20-27)
|
|
Мониторинг – диагностика. |
Чтение. (Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр. 28-31) |
Май |
«Ребусы». – 2 занятия |
Разгадывание ребусов. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.58, 59. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.58,59). |
«Кроссворды». – 2 занятия
|
Разгадывание кроссвордов. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.60, 61. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.60,61). |
|
«Скоро в школу». – 2 занятия
|
Чтение стих-й и пословиц о школе, игр.упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. (Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.62, 63. |
|
Повторение – закрепление. - 2 занятий |
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.62,63) |
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДОУ
Направление развития ребенка |
1-я половина дня |
2-я половина дня |
Физическое развитие и здоровье
|
Прием детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры. Закаливание в повседневной жизни. Физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности (далее НОД). НОД по физическому воспитанию. Прогулка в двигательной активности. |
Гимнастика после сна. Закаливание. Физкультурные досуги, игры, развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений). |
Познавательное развитие |
НОД по познавательному развитию. Дидактические игры. Наблюдения. Ситуативные беседы. Экскурсии по участку. Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
|
Развивающие игры. Индивидуальная работа. Конструирование и моделирование.
|
Речевое развитие |
НОД по речевому развитию Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций Показ различных видов Театра Игровые действия по произведеним Заучивания стихов Дидактические игры Логоритмика |
Развивающие игры Сюжетно-ролевые игры Настольно-печатные игры Чтение стихов и сказок Индивидуальная работа Показ различных видов театра |
Социально-личностное развитие
|
Ситуативные беседы. Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения. Формирование навыков культуры общения. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры. |
Индивидуальная работа. Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения. Театрализованные, музыкальные игры. Работа в художественно- речевом центре. Сюжетно-ролевые игры. |
Художественно- эстетическое развитие
|
НОД по художественно- эстетическому развитию. Экскурсии в природу (на участке) |
Музыкально- художественные досуги. Работа в творческих мастерских. Индивидуальная работа. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
- Магнитная азбука;
- Демонстрационный материал «Звуки и буквы»
- Дидактические настольные игры
- «Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
СТРУКТУРА НОД
1. Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными
словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование
словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный рассказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по
серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
звука,его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;
– твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове,
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение
по контуру, печатание букв в тетради в клетку).
Программа кружковой деятельности рассчитана на реализацию в
течение одного года на 72 занятия (2 занятия в неделю; вторник и четверг
16:00).
При обучении грамоте можно использовать такие методические приёмы
как «глобальное чтение», «интуитивное чтение», «сочинение
стихотворений», письмо горохом, «глобальное письмо», и др. Использование
данных приёмов основано на закономерностях психофизического развития
ребёнка. У дошкольников больше развито правое полушарие мозга, и им
легче запоминать чтение всего слова целиком (они какбы фотографируют
слово), чем понимать многочисленные правила. Логическое мышление еще
мало развито на этом этапе. Суть “глобального чтения” заключается в том,
что звучащее слово и его написание предъявляются ребёнку много раз (оно
звучит на диске, написано в учебнике и на карточках). Дети, которые
научились читать таким методом, быстро овладевают чтением
предложений, они редко делают орфографические ошибки.
Важным моментом обучения является так же обучение детей
звуковому анализу слов. Это умение формируется как особый мыслительный
процесс, в ходе которого дети должны последовательно и правильно
называть в словах звуки, количество звуков в слове, давать характеристику
звука (гласный, согласный, согласный твердый, мягкий и т.д.),
уметь производить полный звуковой анализ слов, “узнавание” заданного или
самостоятельно выделенного звука в других словах (т. е., и в таких, где он
может находиться в разных позициях, в том числе и в структуре “слияние”).
Далее, ребенок узнает, что речь состоит из предложений. Само понятие
“предложение” воспринимается и осваивается чисто практически:
“Послушай такое предложение...”.
С помощью взрослого ребенок делает важное “открытие” –
предложение состоит из слов, их может быть два, три и больше. Самыми доступными по структуре предложениями являются такие, в котором подлежащее выражено именем существительным (реже – личным местоимением), а сказуемое – глаголом. (Птицы летают.Они поют.) Порядок слов преимущественно прямой. (Травка зеленеет.) Здесь подлежащее стоит перед сказуемым. Но можно дать и предложения, которые имеют обратный порядок слов. (Скоро придет весна.Прилетят птицы.) Постепенно для анализа нужно вводить вопросительные предложения (Откуда прилетят птицы?) и побудительные (Плыви, мой кораблик.)
Следующим этапом занятий с детьми является составление
схематического изображения предложения. Модель предложения строится
при помощи горизонтальной черты (слово) и знака (точка, восклицательный
и вопросительный знаки).
Например,
Пришла осень __ __ .
Воздух стал прохладным __ __ __ .
Спрятались от холода насекомые __ _ __ __ .
Куда собираются птицы __ __ __ ?
Далее, необходимо научить детей делить слова на слоги. Для деления
сначала подбираются слова, состоящие из двух слогов типа:
мама, ли-па, се-но, мо-ре. Затем предложите слова типа мо-роз, кни-га, гри-бы, кра-си –во и т.д.
Полезным и интересным видом работы, является проговаривание по
слогам считалочек. Детям очень нравится такая работа, особенно в процессе
подвижной игры, инсценировки (ребенок, выполняя соответствующие
движения, проговаривает считалочку):
Мы де-ли-ли а-пель-син.
Мно-го нас, а он о-дин.
Э-тадоль-ка – для е-жа.
Э-тадоль-ка для стри-жа.
Э-тадоль-ка для у-тят.
Э-тадоль-ка для ко-тят.
Э-тадоль-ка для боб-ра.
А для вол-ка – ко-жу-ра.
Он сер-дит на нас – бе-да!
Раз-бе-гай-тесь кто ку-да!)
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием
мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у дошкольников находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их.
Содержание способствует овладению монологической речью, что имеет
первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному
обучению.
Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный
запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано
участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
В процессе образовательной деятельности большое внимание
уделяется и обучению чтению. Обучение ребёнка грамоте должно быть
непринуждённым и организовано на более высоком уровне, с учётом
возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей и должно
носить развивающий характер.
Содержание развивающего обучения грамоте принципиально
отличается от традиционного. Ребенку не просто показывают способы чтения
и письма, которые ему необходимо воспроизвести, он эти способы должен
“открыть”, исследуя звуковую материю родного языка.
Именно благодаря этому резко изменяется ситуация обучения грамоте,
особенно для детей, которые приходят в школу, умея хотя бы немножко
читать.
Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается
развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание
некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных
представлений).
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок
является осознание детьми схемы собственного тела (правая – левая рука,
нога, глаз, ухо). Далее у ребёнка нужно развить ориентацию на картинке (что
находится вверху – внизу, справа – слева).
Потом подключаются действия с предметами (поставь кубик под стол,
на стол, держи над столом; поставь кубик справа – слева от шара и т.п.)
Ребёнок должен различать любые предметы по цвету, а также по признаку
(большой – маленький, толстый – тонкий, узкий – широкий, высокий –
низкий). Большую помощь в развитии зрительно-пространственных
представлений окажут игры с мозаикой, с разрезанными картинками,
паззлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска
картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.
Такая профилактическая работа поможет ребёнку подготовиться к
чёткому зрительному восприятию и правильному написанию букв.
Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в
игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом
возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. На
занятиях по развитию речи и обучению грамоте дошкольников необходимо
использовать лингвистические игры во всём их многообразии, так как они
способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности
ребёнка. Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры
речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность
речи, её темпо ритмические качества, чёткость произношения каждого слова,
правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно
формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются
диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас;
формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в
таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка. Но ни в
коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять
эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной
стороне, делаем речь самоцелью , то потребность в общении постепенно
угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому,
используя лингвистические игры как средство организации общения и
совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, необходимо
внимательно следить за настроением ребёнка, выявлять и учитывать его
речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова,
разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты,
мимику, пластику.
Так как для ребенка 6-7 лет наиболее характерным является активное усвоение речевых конструкций разного типа, освоение формы монолога и параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова, то и лингвистические игры подбираются мною исходя из этого и, конечно, цели каждого отдельного занятия.
Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию
речи и подготовки к обучению грамоте можно использовать упражнения и
игры, которые направлены на решение разных речевых задач.
Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи,
формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас,
развивать связную речь. Все задачи тесно связаны между собой, и
предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
Исходя из задач, которые ставятся при использовании на занятиях
лингвистических игр, все игры можно условно разделить на группы по
направленности на решение какой-то одной главной задачи, хотя
параллельно с ней в этой игре будут решаться и другие задачи.
Игры на развитие звуковой культуры речи.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие
фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове,
словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком.
Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов
в слове или на развитие умение подобрать слова с задан-
ным количеством слогов.
Игра «Придумай слово».
Цель – развитие фонематического слуха или умение определить
количество слогов в слове.
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале,
середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и
т.д.Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать детей на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, воспитатель говорит:
«Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать
слово – пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или
[м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо
всех сил стараться придумывать нужное слово.
Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит,
что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то
нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, что- бы
помощь исходила от детей.
«Живые звуки»
1 вариант:
Воспитатель предлагает поиграть со звуками: "Наташа будет звуком "А", а ты, Саша, звуком "У". Вы будете петь "песенки" у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).
II вариант:
После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: "Надя будет первым звуком в слове "дом" - звуком "д". Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове "дом" - звук "о". Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово".
"Вы - звуки этого слова.... Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова..., третий звук слова..., второй звук слова.... Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово".
«Какой звук?» (с карточками - фишками).
Воспитатель показывает синюю фишку - ребенок называет любой согласный звук, если воспитатель показывает красный кружок, дети называют гласный звук. И наоборот.
«Найди братца»
Воспитатель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.
«Назови слова»
I вариант:
Воспитатель предлагает найти слова с каким-нибудь звуком, например, "р", и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку - игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и определить победителя.
II вариант:
Можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно был бы первый, в середине, последний.
Игры на формирование грамматического строя речи.
В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения,
направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение
категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида,
времени и наклонения глагола.
Игровое упражнение «Подбираем рифмы».
Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа
множественного числа существительных.
Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской
народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
-Даю вам честное слово!
Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
-Кого видел поэт? В каком виде они были?
-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки?
(Носки,тапочки, рукавички и т.д.)
-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал.
Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и
животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
-Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).
Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению
учителя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать
тоже самое.
Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования;
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему
даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:
-Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово
(замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок,
сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так
происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в
корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются
залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает
залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому
делать?» Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу
выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать
скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов –
признаков в нужном числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются
вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие:
-Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Игры на обогащение словарного запаса.
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые
активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение
быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее
слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со
словами – предметами, словами – признаками, словами действиями и
упражнение в их согласовании друг с другом, а также
работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Воспитатель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень
хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама –
ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее
упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот».
Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый.
Почему? Да потому что всё его упрямство во время
игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре.
Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и
называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому
слову (высокий – низкий) и бросить мяч воспитателю.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать
стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова
слова – неприятели).
Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен
сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.
-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .
Обыграть это можно следующим образом: воспитатель говорит, что
наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке
русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но
так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти
фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он
исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте
ему поможем.
Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов–приятелей).
Воспитатель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение.
Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими
словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и
расстроенный» – это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в
школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
-Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая вода (прозрачная вода).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Солнце село (зашло).
-Река бежит (течёт, струится).
-Мальчик бежит (мчится, несётся).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький).
«Цепочка слов»
Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву.
Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон;
2) игрушка "Петрушка".
Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.
Ход: игра проводится в двух вариантах:
1.Воспитатель: "Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка поднимет карточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет - получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово "барсук", оно кончается на букву "К". Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот).
2.(В младших и средних группах) - дети находят слова не на скорость, а по очереди (как стоят).
В этой игре чтение идет с помощью воспитателя, дети самостоятельно фиксируют первую и последнюю буквы.
«Найди слова, начинающиеся со слога...»
Цель: учить детей находить нужные слова на заданный слог, читать слово вместе с воспитателем.
Пособия: карточки со словами, начинающимися с разных слогов.
СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок;
МА - Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина;
ЛИ - лиса, липа, Лида, ливень, лимонад, лимон, линия;
БУ - булавка, бутон, букет, бутылка, бумага, бусы, букашка, Буратино
Организация: на столе разложены две карточки. За один раз брать не более трех
слогов и по 3 - 4 слова на каждый слог (например, РУ, МА, ЛИ - по 3 -4 слова).
Задание: кто больше слов найдет на слог МА? И т.д. Дети сидят около стола.
«Кто же это был?»
Цель: учить детей находить слова, в которых есть названная буква, и читать слова с помощью воспитателя.
Пособия: 1) картинки с изображением утки и курицы;
2)карточка со словами: утка, петрушка, гусыня, голуби, петух, сорока, скворцы, рябина, калина, травка, клюква, колоски.
Ход и организация: Воспитатель и дети сидят за столом. На столе разложены карточки. Картинки (утка и курица) в руках у воспитателя.
Воспитатель: "Жили - были утка и курица. Вот они, какие были, посмотрите. А звали их так: кличка утки начиналась на букву У. Найдите это слово (читаем вместе). А кличка курицы начиналась на букву П. Найдите это слово. Давайте прочитаем, как ее звали? - Пеструшка.
Она приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук У. Что это были за птицы? Кто догадался? (Гусыня, голуби, петух). А Пеструшка приглашала тех, в названиях которых есть буквы С, Р. Посмотрите, кто к ней приходил? (Сорока, скворцы). Лакомствами угощали гостей, в названиях их были буквы А (рябина, травка), К (калина, клюква, колоски). Весело щебетали они и слушали рассказы сороки - белобоки, которая всегда все про всех знает".
Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех
предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого
развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой
стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием
звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в
разной форме. Можно использовать: составление рассказов – описаний по
теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений приведены ниже.
Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-
предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем
предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например,
воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда?Зачем?)» Или
более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант,
помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным
тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к
различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке,
используя разные характеристики предмета.
Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта
коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные
подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.
Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот
ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку,
посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это
нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной
картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что
досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что
показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать.
Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель
рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать
правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети
рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан,
открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления –
синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое
значение.
Игровое упражнение «Закончи сам».
Цель – развитие воображения, связной речи.
Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям
даётся задание продолжить или придумать концовку.
Наблюдая за активностью детей на занятиях, можно отметить, что при
использовании данных игр активность и интерес к занятию заметно
возрастает и занятие проходит очень весело и незаметно.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих
школьно-значимых качеств:
• правильно держать ручку при письме;
• ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую
(рабочую) строки;
• фиксировать границу и величину элементов;
• запоминать конфигурацию букв;
• знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
• при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
• уметь по фрагментам продолжить узор;
• проводить звуковой анализ и синтез слов;
• владеть литературными нормами и правилами родного языка, свободно
пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и
составлении любого типа высказывания;
• вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками:
слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
• владеть элементарными умениями чтения и письма.
В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ:
1. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
10. Сборник литературных произведений «Я уже читаю». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
Приложение *
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «РАЗВИВАЙКА» на сентябрь 2020 г.
№ п/п |
Тема |
Цель |
1. |
Буква Щ Знакомство с буквой Щ, печатание буквы Щ.
|
Развитие умения подбирать к слову – предмету, как можно больше слов признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание букв гороховым методом. |
2. |
Звуки Ш, Ж, С, СЬ, З, ЗЬ
|
Уточнение понятий «глухой» и «звонкий» согласные звуки. Развитие вербального воображения. Развитие связной речи детей. |
3. |
Звук ЧЬ |
Дать определение «глухой» согласный звук, Звукословный анализ слов: ТУЧА, МЯЧ |
4. |
Буква Ч |
Знакомство с буквой Ч, печатание буквы Ч. Уметь называть признаки животных по образцу. Выкладывание букв гороховым методом. |
5. |
Звук и букваЦ |
Дать определение «глухой» согласный звук, Звукословный анализ слов: ОВЦА, ЗАЯЦ Знакомство с буквой Ц, печатание буквы Ц. Развитие умения подбирать к слову – предмету, слова обозначающие действия. Выкладывание букв гороховым методом. |
6. |
Звук Р и РЬ Буква Р |
Дать определение «звонкий» согласный звук, Звукословный анализ слов: РОТ, РЫБА Знакомство с буквой Р, печатание буквы Р. Развитие умения подбирать к слову – предмету, как можно больше слов признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание букв гороховым методом. |
7. |
Звук Л и ЛЬ Буква Л |
Дать определение «звонкий» согласный звук, Звукословный анализ слов: ЛАК, ЛОТО Знакомство с буквой Л, печатание буквы Л. Развитие умения образовывать новые слова. Выкладывание букв гороховым методом. |
8. |
Мягкий знак Ь Твёрдый знак Ъ |
Сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь; Сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й |