Самообразование на тему "Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе"
Франскевич Ольга Васильевна, воспитатель
МДОУ "Детский сад № 77"
г. Саратов
Актуальность ;
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 –6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают
Перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно
предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают
высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей
Время проведения : 2020-2021 уч.год
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших
дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию
прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,
метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над
звукопроизношением,
Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной,
выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение,
эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.
Определение цели, задач, подбор литературы Ознакомление с передовым педагогическим опытом Насыщение ППРС по теме исследования |
Сентябрь сентябрь- май |
Работа с детьми |
|
НОД «Что такое сказка» Досуг "Путешествие в сказочную страну" Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку» |
Сентябрь |
Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну» Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок |
Октябрь |
Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка» НОД «Сивка-бурка» Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках» |
Ноябрь |
Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка» НОД «Снегурочка» Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ) |
Декабрь |
Чтение сказки «Морозко» НОД «В гостях у сказки» |
Январь |
Чтение и обсуждение сказки «Лиса и Журавль» НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну» Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» НОД «Сказочный сундучок, откройся» Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям» |
Февраль |
Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка» НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка» Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ) |
Март |
Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка» |
Апрель |
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки» Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса" Викторина сказок |
Май |
Работа с родителями |
|
Консультация «Мама, почитай мне сказку» Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» Консультация «Сказка в жизни ребенка» Мастер-класс по изготовлению настольного театра Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку» Вечер сказок Викторина сказок |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Выводы: Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.