Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Рь]

"Возвращение корабля"

Мальцева Екатерина Владимировна, учитель-логопед

МБДОУ Боровихинский детский сад о/в "Солнышко"

с. Боровиха


ЦЕЛЬ: автоматизация звука [Рь] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Задачи: автоматизировать звук [РЬ] в слогах, словах;

 развивать фонематический слух;

             совершенствовать грамматический строй;

развивать память, внимание и мышление;  

             обогащать словарь;

 

1. Оргмомент.

- Здравствуй, Женя! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

-(ответ ребенка)

-Женя, сегодня у нас необычное занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай поприветствуем их. Здравствуйте. Начнем наше занятие.

2.Артикуляционная гимнастика «Пицца».

Утро наступило,

Солнышко взошло.

Язычку проснуться

Было б хорошо.

 

Испекли мы пиццу

С узорами точными-

Надо нашему язычку

Подкрепиться срочно.

 

Вот и первый наш кусок-

Просыпайся язычок-

Нам Заборчик покажи-

Вверх, вниз Качели качни.

 

В Барабанчик поиграй,

Затем Лопаткой покапай,

Потом  Иголочкой  пошьем,

И в Футбол играть пойдем.

 

Поиграть охота нам,

С Горочки скатиться,

И, конечно же, устав

Чаю нам из Чашечки напиться.

 

Отдохнул наш язычок,

Посмотрел на часики,

Посмотрел – Лошадка – цок,

Гриву ей погладили.

 

И конечно тут Индюк

Ходит гордый, важный.

Дятел на дереве тук – тук

Громкий и отважный.

 

Вот и съели пиццу мы –

Закончились кусочки.

Завтра снова пиццу испечем

И опять гулять пойдем!

 

Женя, нам пришло письмо.Давай откроем и прочитаем, что там написано.«Здравствуй, Женя! Меня зовут капитан Валерий. Мы приплыли с моими помощниками на корабле на празднование юбилея города. Но капитан Крюк спрятал наш корабль, и мы не можем вернуться домой. Он оставил задания, выполнив которые, он вернет наш корабль. Поможешь нам?»

 

3. Автоматизация правильного произношения звука [Рь] в слогах.

   Первое задание. «Друзья пираты оставили нам пиратскую песню, а мы не умеем читать. Прочтите что там написано». (На лепестках цветов написаны слоги РИ, РЯ,РЕ,РЮ.)

 

4. Автоматизация правильного произношения звука [Рь] в словах.

Второе задание. «Рассортируй картинки на три группы. 1 группа- это те картинки, про которые можно сказать она моя, 2 группа он мой и третья группа оно мое. (Картинки со словами: бревно, дерево, кресло, море, варенье, гиря, черемуха, береза, стрекоза, шарик, курица, перец, якорь, огурец, гриб, комарик, скворец.).

 

5.Автоматизация правильного произношения звука [Рь] в словосочетаниях.

Третье задание. «Найди все потерянные кристаллы, а затем посчитай их». (В коробочке с морской солью спрятаны кристаллы)

 

6. Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в словах.

Четвертое задание.«Мои пираты не знают, как ответить на вопрос одним словом. Научите их».

Каша из риса, какая она …рисовая.

Каша из гречки, какая она…гречневая.

Каша из пшена, какая она… пшенная.

Суп из грибов, какой он… грибной.

Варенье из рябины, какое оно…рябиновое.

Варенье из черемухи, какое оно… черемуховое.

Варенье из абрикосов, какое оно… абрикосовое.

Листочек у березы, какой он… березовый.

Паста с орехами, какая она… ореховая.

Брюки, на которых грязь, какие они… грязные.

 

7.Автоматизация правильного произношения звука [Л] в предложениях.

Пятое задание.«Я решил вас запутать. Попробуйте найти наши ошибки и исправить их».

Букварь потерял Карину.

Фонарик светит Игорем.

Грибной суп варит маму.

Пескарь поймал Гришу на крючок.

Ветка рябины сидит на снегире.

Грядка растет на репке.

Абрикосовое варенье любит Римму.

 

8. Автоматизация правильного произношения звука Ш в словах.

Шестое задание. «Помогите сказочным героям доехать до нашего корабля на поезде. Рассадите их по вагонам. Чтобы мы могли уплыть на свой остров». Определить количество слогов в названии сказочных героев. Количество слогов  в слове совпадает с количеством окошек в вагончиках. (Картинки: снегирь, балерина, вратарь, ящерица, черепаха, жеребенок, матрешка, моряк, царь, богатырь.)

 

9. Автоматизация правильного произношения звука [Рь]в словах.

Седьмое задание. «Если отгадаешь загадкитогда мы вернем корабль!»

 

Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала –

Опять побежала. (река)

 

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (рюкзак)

 

Любят их белки, любят их мышки,

Любят погрызть их и ребятишки,

Их называют ребячьей потехой.

Вы узнаете их? Это … (орехи)

 

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (гриб)

 

Повозка та, в которой встарь

Везде и всюду ездил царь,

Украшена и разодета

Блестит и светится… (карета)

 

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)

 

На грядке длинный и зеленый,

А в банке вкусный и соленый. (огурец)

 

Ну вот мы помогли капитану Валерию вернуть корабль. Он благодарит тебя и дарит тебе рисунок своего корабля.

 

 

10. Подведение итогов.