Знакомимся с жизнью А.С.Пушкина

Терновская Анастасия Евгеньевна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 102

г. Таганрог

 


Цель: активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально – положительное настроение, обогатить представление детей о жизни и творчестве поэта.

 

Задачи:
· познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;
· вызвать интерес к личности поэта;
· воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.
Материалы:
· презентация «А.С.Пушкин»;
· портреты писателя в разном возрасте;
· выставка сказок А. С. Пушкина и иллюстрации к ним;
· аудиозаписи со сказками А. С. Пушкина.
Предварительная работа:
· чтение сказок А. С. Пушкина;
· рассматривание иллюстраций из жизни А. С. Пушкина;
· разучивание с детьми стихотворений «Месяц, месяц, мой дружок..», «Свет наш солнышко!»
А. С. Пушкина;
· просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.
Ход беседы
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».
Воспитатель читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Воспитатель. Ребята, вы узнали автора эти строк? (ответы детей, после которых воспитатель делает общее обобщение). Да, эти строки написал великий русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин . Сегодня, ребята, мы собрались, чтобы совершить путешествие в Лукоморье, в сказочную страну, придуманную А. С. Пушкиным, великим русским поэтом.
 Давным-давно, 220 лет тому назад в Москве, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных, родился мальчик Саша. Дата его рождения – 6 июня 1799года. У Саши была старшая сестра Ольга и два младших брата Лёвушка и Николай.
С  раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботились о нём его бабушка – Мария Алексеевна, и няня – Арина Родионовна. Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша садился у её ног на маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась сказка.
Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием.
 Когда А. С. Пушкин стал взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать ему, те детские сказки и записал их. Александр Сергеевич говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Именно русские народные сказки, которые ему рассказывала няня, он использовал для написания своих замечательных литературных сказок. В его сказках добро побеждает зло. Они поучительные, весёлые и добрые. Это сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…».
Когда Александр Сергеевич вырос, у него появилась своя семья : красавица жена, Наталья
Николаевна и четверо детей (Мария, Александр, Наталья и Григорий). Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои произведения, играл, нежно называл их «детушки».
А.С.Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды, защищая свою честь и честь своей жены, он был тяжело ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество А.С.Пушкинатак полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и в других странах.
Воспитатель.
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
(воспитатель предлагает детям встать).
Физкультминутка.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!
Воспитатель. А сейчас я хочу проверить, как вы знаете сказки А.С.Пушкина. Ребята, посмотрите какой красивый сундучок, словно по волшебству появился в нашей группе. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём (воспитатель открывает сундучок). Что же это?
Воспитатель достаёт зеркальце.
-Из какой сказки этот предмет? (Это зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Воспитатель. Ребята, я начну, а вы продолжите строки из этой сказки.
«Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
(Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее.)
Воспитатель достаёт рыбку.
-Из какой сказки этот персонаж? (Рыбка из «Сказки о золотой рыбке»).
-Какой вопрос задала рыбка старику? («Чего тебе надобно старче»).
-Почему отпустил старик рыбку? (Она обещала выполнить его желания).
Воспитатель достаёт кораблик.
-Из какой сказки этот предмет? (Кораблик из сказки «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
-Кто вспомнит, как поэт написал про кораблик?
(ребёнок читает отрывок из сказки «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-Зачем палили пушки с пристани и велели пристать к берегу? (так князь Гвидон звал корабельщиков
в гости, чтобы напоить, накормить и узнать, куда они плывут)
Воспитатель достаёт белочку.
- Из какой она сказки? (Белочка из сказки «Сказка о царе Салтане»).
- Кто из вас вспомнит, как поэт написал про белочку?
(Ребёнок читает отрывок из сказки ( «Сказка о царе Салтане»).
« Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом:
 Белка в нём живет ручная,
 Да чудесница какая!
 Белка песенки поёт
 Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые ,
 Скорлупы-то золотые
 Ядра чистый изумруд»
- А какую же песню пела белочка? (Белочка пела песню « Во саду ли, в огороде»).
Воспитатель. Вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Когда вы станете старше, вы ещё многое узнаете о А.С.Пушкине, познакомитесь и прочитаете сказки и стихи великого поэта. А пока мы знакомимся с отрывками из них. Давайте вспомним, какие стихи А.С.Пушкина вы знаете? Я буду показывать вам картинки, а вы вспомните стихотворение и выразительно расскажите его.
Дети читают отрывки, из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя».
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
« Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
 Кроме бога одного».
Воспитатель. Ребята, в какой сказочной стране мы побывали? (Сегодня мы побывали в прекрасной сказочной стране - Лукоморье ).
- О творчестве, какого поэта мы сегодня говорили? (О творчестве А. С. Пушкина)
- Что писал А. С. Пушкин? (А.С. Пушкин писал сказки, стихи).
(ребёнок читает стихотворение)
Сказки Пушкина мы знаем:
Любим очень, уважаем,
Изучаем наизусть,
В них живёт наш русский дух!
 Вы сегодня все были молодцы, показали свои знания о нашем любимом поэте
А.С.Пушкине. Я думаю, после этого «путешествия» вы еще больше будете любить стихи и сказки А. С. Пушкина. Они прекрасны и, что немало важно, поучительны. В них всегда
побеждает добро. Хочется, чтобы люди ценили добро и совершали больше добрых поступков. А ещё хочется, чтобы все вы дружили с книгой. Я дарю вам раскраски, на которых изображены сюжеты из сказок А.С.Пушкина.
Дети прощаются и уходят в группу.