В гости к царю Салтану

Мазурина Елена Анатольевна, главный библиотекарь

МБУК г.о. Самара "Централизованная система детских библиотек"

г. Самара


Цель: Развитие познавательного интереса к сказкам А. С. Пушкина

Задачи:

1.Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина.

2. Развитие навыков читательской деятельности – умение работать с художественным текстом;

3. Развитие навыков коммуникативной деятельности учащихся: умение слушать и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения;

4. Развитие умения работать в группе.

Материалы и оборудование:

Костюм Сказочницы для ведущей, одноразовые картонные тарелки (36 шт.), черный маркер, 2 шкатулки или небольших коробочки (по числу команд), обрезки различных тканей (ситец, шелк, бархат, парча, гобелен, драп, шифон и т.д.), цветная бумага зеленого и красного цветов для написания зашифрованных посланий, шифр для расшифровки записи, маленькие деревянные бочонки, окрашенные в разные цвета, книги А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» по числу участников команд, перья , музыкальный фон для сопровождения конкурсов.

 

Ход игры

Голос (аудиозапись)

 У Лукоморья дуб зеленый.

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью Кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Появляется ведущая - Сказочница  в русском народном костюме

Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать в гости! Давайте знакомиться, я — Сказочница. Хожу вот себе кругом, направо пойду – песни пою, налево – сказки сказываю. Знаю я их превеликое множество. А уж как начну «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина, так и равных мне нет. Кто-то из вас помнит полное название сказки?.. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) Молодцы! Знаю, есть среди вас те, кто пришел сюда показать свои знания и умения.

Учащиеся делятся на 2 команды по 5 – 6 человек, остальные – зрители. Команды выбирают капитана, придумывают название команде. Выходят на середину зала и каждая представляет себя.

Ведущая. Хороши команды! Самые знающие будут получать от меня перья для письма и ставить их в свою чернильницу. А пока присаживайтесь на пеньки (стулья) да слушайте сказочку:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица...

 Говорит одна девица...

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

Ребята, как вы думаете, чем могли потчевать дорогих гостей на пиру? (После   ответов.)   Есть   у   меня тарелочки с разными яствами. Возьмите их и попробуйте составить меню для царского застолья. Помните, что это должны быть блюда, которые готовили в старину.

Сказочница вывешивает меню:

«Первое блюдо.

Мясное блюдо. Рыбное блюдо. Мучное

блюдо. Соус. Напиток». Команды

получают по стопе бумажных тарелок,

на каждой из которых написано

название блюда. Им предстоит

выбрать шесть тарелок по одной для

каждого пункта меню.

Ведущая. Справитесь, ребятушки? Тогда вперед!

Варианты надписей.

Первые блюда: суп харчо, бульон с фрикадельками, рыбная солянка.

Мясные блюда: утки верченые, шницель рубленый, бифштекс с кровью.

Рыбные блюда: салат из креветок, щучьи  головы  с чесноком,  сельдь молотая (форшмак).

Мучные    блюда:    ватрушка,    торт, расстегай.

Соусы: бешамель, майонез, взвар.

Напитки: кофе, квас, какао.

Каждая команда выбирает по одному блюду из каждой группы, всего шесть тарелочек, и расставляет их на столах.

Ведущая: (зрителям). Пока они блюда разные готовят, у меня есть вопросы для вас, честной народ.

1. «Достойные бояре! Извольте от­кушать с нашего стола. Ухи грибной, мясной, куриной». Есть ли здесь ошибка, или все сказанное верно? (Верно, так как на Руси до XVIII века ухой называли всякий суп.)

2. В русских народных сказках часто используется выражение «молочная река, кисельные берега». Как вы мо­жете объяснить это? Ведь кисель — это жидкость, а берега рек в действи­тельности являются твердыми. (В старину кисель варили по-иному. Он получался таким твердым, что его приходилось есть кусками, да и цвет у него был серо-коричневым.)

3. Известно, что в странах Азии плов едят руками. А почему на Руси руками ели рассольник? (Рассольником называли пирог с солеными огурцами.)

Ведущая: Чем же потчевали гостей на пиру? Об этом спросим у наших команд.

Команды по очереди зачитывают готовое меню для пира.

 Ведущая вручает перо правильно ответившей команде или командам.

Ведущая.

Мы на свадебном пиру мед да пиво не пьем,

Сказку дальше ведем.

 «Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
А знаете ли вы, ребятушки, названия моих тканей? Предлагаю вам найти в этих сундучках... (называет виды тканей). А время в нашем деле дорого. Начинайте!

Командам предлагаются шкатулки, в которых находится по нескольку образцов тканей. Звучит музыка. Команды отбирают те ткани, которые названы, например: ситец, шелк, бархат, парча.

Ведущая: Вижу, быстро справились с моим ис­пытанием. Что ж, покажите мне тот вид ткани, который я назову... Победителям я вручаю перо для письма... Можете поставить его в свою чернильницу.

Ведущая: Слово к слову складывается, Сказка дальше сказывается: «Едет с грамотой гонец

И приехал наконец.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят,

До пьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой...»

А  вот какой  приказ,  об этом  нам поможет узнать народ (показывает на зрителей).  (Командам.) Итак, мои умнички, пошлите ко мне по одному гонцу. Сейчас вы отправитесь в путь-дорожку, то есть в зрительный зал, где и соберете послание, состоящее из 13 зашифрованных слов, затем вер­нетесь ко мне. А вы, честной народ, по моей команде ищите слова, спрятанные у вас на стульях, и передавайте гонцам. Приготовились. Начали!

Звучит музыка. Участники с помощью зрителей собирают слова в зрительном зале. У каждой команды послание определенного цвета зеленого, красного и т. д.

Все гонцы — молодцы! А теперь вернитесь к своим командам, расшиф­руйте слова и составьте послание. Время дорого!

Звучит музыка. У всех команд сле­дующий текст: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод».

(Тем, кто справились первыми.) Спасибо! Мое перо для письма я дарю вам...

Слышен шум моря.

Ведущая:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет».

(Зрителям.) Помогите этим бочкам поскорее добраться до берега.              

Зрители передают с последних рядов на сцену «бочки» маленькие деревянные бочонки, окрашенные в разные цвета (свой цвет для каждой команды). Задание выполняется под музыку. Получив бочонок своего цвета, команда его вскрывает и начинает искать ответ на вопрос.

А вы, знатоки сказки, вспомнив текст, ответьте на вопрос из бочки. Вопросы.

1.  Сколько дней плыла бочка по морю? («День прошел».)

2. О чем подумал царевич, осво­бодившись из бочки? («Добрый ужин  был бы нам, однако, нужен».)

3.Как назвала Лебедь царевича после того, как он спас ее от коршуна? («Мой спаситель, мой могучий избавитель».)

4. Из чего царевич сделал тетиву лука? («Со креста шнурок шелковый натянул на лук дубовый».)

5. Кто встретил царицу и царевича в чудо-граде? («К ним народ навстречу валит, Хор церковный бога хвалит, В колымагах золотых Пышный двор встречает их...»)

6. Что увидел царевич за белыми стенами города? («И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей».)

Ведущая: Пока команды готовятся, сказка наша ведется, путь-дороженька дальше вьется. Вот и камень придорожный. (Зрителям.) Выбирай, народ честной, верную дорогу. Ответьте-ка вы мне на следующие вопросы:

1. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

В комара, муху, шмеля

2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея

3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой.

("А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей". )

4. Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? Остров Буян

5. Назови любимую песню белочки? "Во саду ли, в огороде"

6. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?"

Вот дошла очередь и до вас ответ держать. Вам слово.

Команды отвечают на вопросы из бочонка. Правильно ответившим вручается перо. Звучит залп пушки.

Ведущая:

Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Он их кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».

А сейчас – еще одно непростое задание. С помощью этих чудесных книг (раздает книги командам) найдите ответ на вопрос: «Чем купцы торговали в разных странах в первый, второй и третий раз?» Кто быстрее найдет ответ и зачитает его?

Звучит музыка. Команды с помощью закладок отмечают в книгах нужные страницы.

Ведущая (зрителям). А вы, люд чест­ной, не хотите ли потешиться? Когда буду называть героев из «Сказки о царе Салтане», вы хлопайте, а когда из других — топайте: Князь Гвидон, пова­риха, попадья, ткачиха, корабельщики, гонец, звездочет, Балда, купец, Черномор, чернавка, царь Дадон...

Далее проходит проверка ответов.

Правильные ответы: «соболями, чернобурыми лисами», «конями, все донскими жеребцами», «булатом,чистым серебром и златом».

Молодцы! Справились с нашим испы­танием.  (Правильно ответившим.) Получите перо для письма. (Вручает.)

Вот и сказочка кончается,

А у нас победители выявляются.

Идет подсчет перьев каждой команды.

Спасибо вам, добры молодцы да красны девицы, за ваши знания и умения. Лучшим из вас — почет, ну а прочим — уважение. Читайте да ума набирайтесь!

Участникам команд вручаются призы.                       

Звучит сказочная мелодия.

Список литературы

Пушкин, А.С. Сказка о царе Салтане / А.С. Пушкин; рис. В. Канашевича. — Москва: Детская литература, 1988. — 48 с.: ил. – Текст: непосредственный.

 

Использованные электронные ресурсы

 

Бодрых, О.Р. Познавательная игра "Сказки А.С. Пушкина" [Электронный ресурс] / - Режим доступа  https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/532688/. –Дата обращения 10.04.2020