Использование карточек-символов в системе коррекционной работы учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Ерина И.А., учитель-логопед

Лысикова Ю.А., воспитатель

Стюхина С.В., инструктор по физической культуре

МАОУ детский сад №79 "Гусельки"

Самарская обл., г.о.Тольятти


Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в практику дошкольного образования предъявляет новые требования к организации всего образовательного процесса в ДОУ через поиск новых форм взаимодействия с дошкольниками.  На опыте мы убедились, что одним из эффективных приемов  в работе с дошкольниками с ТНР является использование карточек-символов.

У большинства детей с тяжелым недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Также для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к учебной деятельности.

В основе метода лежит использование заменителя - модели, в роли которого могут выступать схемы, символы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

Наглядное моделирование можно использовать в работе над всеми компонентами речевой системы у дошкольников с ТНР, а также во всех видах деятельности: в организованной образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателя, инструктора по физической культуре,  при выполнении утренней гимнастики, при организации подвижных игр и эстафет и т.д.  При использовании схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, движение), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с особыми возможностями здоровья, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних стимулов, наглядный материал усваивается лучше вербального. Карточки-схемы способствуют повышению эффективности в становлении целенаправленности и саморегуляции деятельности дошкольников с ТНР.

В работе с карточками-схемами мы применяем принцип предварительного действия. Цель - оставить наглядный след первого объяснения элементов выполняемой задачи, упражнения. При знакомстве с новым упражнением, движением педагог демонстрирует карточку-схему, сопровождая словесным объяснением.

Выделяют основные этапы наглядного моделирования:

1. Усвоение и анализ речевого материала.

2. Перевод материала на знаково-символический язык.

3. Работа с моделью.

После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Карточки-символы являются опорой мысли, опорой действий, активизируют детей в образовательной, двигательной деятельности, повышают интерес к предстоящей деятельности. Дети быстрее думают, быстрее выполняют предстоящее задание. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа деятельности.

Применение наглядно-графических моделей делает сложный процесс коррекционного воздействия более занимательным и насыщенным, позволяет применять большее количество дидактических игр и игровых упражнений, способствует насыщению и вариативности предметно-пространственной развивающей среды кабинета учителя-логопеда,  группового помещения, физкультурного зала.

У детей формируется умение читать карточки-символы; совершенствуется лексико-грамматический строй речи,  навыки составления самостоятельных связных высказываний; развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление, память, внимание; совершенствуется целенаправленность деятельности; повышается интерес к познавательной деятельности, двигательной активности.

Положительным моментом в использовании карточек-символов является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает условное обозначение, а ребенок подбирает нужное слово, действие, упражнение.

Анализируя новый материал и образно его представляя, ребенок (под руководством взрослых) зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.

Работа с карточками-символами способствует развитию самостоятельности дошкольника, а также освоению новых, более эффективных способов познания и деятельности детей дошкольного возраста.

Используя в своей практике приемы и методы  наглядного моделирования, мы убедились, что у детей повысился уровень речевого, физического развития, сформировалось умение составлять четкий внутренний план высказывания, действий, повысился интерес к образовательной деятельности. У детей значительно повысилась скорость реакции на сигнал, сформировалась осознанность выполнения действий, что несомненно, положительно сказывается на результативности коррекционно-развивающей работы педагогов, работающих на группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР   .

Библиографический список:

1.           Зюзина, А. И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А. И. Зюзина, И. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014.

2.           Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

3.           Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

 

4.           Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.