Сказки слушай, стар и млад, постигай напевный лад
Радаева Ольга Александровна, библиотекарь I категории
МБУК г.о. Самара "ЦСДБ " детская библиотека №10 (филиал)
город Самара
Здравствуйте! Меня зовут Ольга Александровна, я работаю в детской библиотеке №10 г. Самара.
(Слайд 1). Ведущий: Наше сегодняшнее мероприятие я бы хотела начать вот с каких строк:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом ….
Ребята, скажите, пожалуйста, кто автор этого стихотворения? (Ответы детей).
(Слайд 2). Совершенно верно! Это строки из известного большинству людей стихотворения «Лукоморье», автор которого – удивительный и очень талантливый человек – Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин – это человек, намного лет опередивший свой век, он был и поэтом, и писателем, и литературным деятелем, и даже сказочником!
И вот как раз сегодня перед днём рождения великого поэта мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки А.С. Пушкина. Тема нашего мероприятия звучит так: «Сказки слушай, стар и млад, постигай напевный лад».
6 июня, ребята, Александру Сергеевичу Пушкину исполняется 222 года. Конечно, его уже давно нет в живых, но память о нём до сих пор жива по всему миру. Во всём мире в день рождения Пушкина люди вспоминают о том, сколько хорошего он успел сделать за свою короткую жизнь (а прожил Александр Сергеевич всего 37 лет), как смог обогатить и украсить наш родной русский язык, сделав его чётким, правильным, певучим, красивым.
В честь Пушкина построено множество памятников. Его именем названы улицы и площади во многих городах нашей страны. Россия по праву гордится этим человеком, человеком – гением.
(Слайд 3). С чего же всё начиналось? Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Перенесёмся с Вами мысленно в начало XIXвека и представим великого поэта маленьким ребёнком, таким же, как и вы. Каким же он был в своём детстве? Родился Саша в Москве в семье образованных и культурных родителей, которые стремились дать сыну самое лучшее воспитание и образование. В доме у Пушкиных было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Может быть, поэтому Саша начал писать стихи достаточно рано – в возрасте 3-х лет. К тому же, маленький Саша Пушкин уже в детстве свободно говорил на французском языке. В то время, ребята, было очень модно говорить на французском языке. Если семья была небедная, не крестьянская муж с женой, родители с детьмиобщалисьна французском языке. Но также в то время было модно и престижно держать рядом с детьми нянек, учителей (или гувернёров), которые присматривали за детьми и обучали их.
(Слайд 4). Так вот на всю жизнь лучшей подругой Пушкина сталаего няня – Арина Родионовна. Именно она познакомила мальчика с богатым миром русских народных сказок и преданий.Именно благодаря ей у Пушкина родились потом замечательные сказки, горячо любимые многими детьми и взрослыми. Арина Родионовна знала много сказок и хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась… и начиналась сказка. Эти сказки Пушкин мог слушать подолгу. (Слайд 5). И даже когда он вырос, он не забыл свою старенькую няню – постоянно приезжал к ней в гости и обязательно слушать сказки и рассказы Арины Родионовны. Несколько своих стихотворений он посвятил няне. Например, «Зимний вечер». Я прочитаю Вам отрывок из него:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
И сейчас, ребята,поговорим о сказках, которые сочинил Александр Сергеевич Пушкин.Какие сказки Вам уже читали? (Ответы детей).
Игра «Кто лишний?».
Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, Гвидон, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, Баба Яга, Курочка Ряба, Балда.
Молодцы! Ребята, а вы любите Вы путешествовать? (Ответы детей).
(Слайд 6). Это очень хорошо, потому что сейчас мы с Вами совершим путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.
Ребята, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). А на чём можно путешествовать в сказках? (Ответы детей).
Давайте мы с Вами закроем глазки и выберем свой транспорт, на чём мы отправимся в путешествие по сказкам.
Открываем глазки. (Слайд 7). Внимание на экран. Кто знает, что это за сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Скажите, ребята, сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку? (Три раза).
А кто из Вас знает, что просила бабка у золотой рыбки?» (Корыто, избу; стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской).
Чему учит эта сказка? (Ответы детей).
Игра «В гости к Золотой Рыбке».
Поиграем с Вами в игру. Если я скажу «волны» - Вы показываете руками, как плещутся волны; «тина морская» - Вы приседаете, а если я скажу «рыбка» - Вы хлопаете в ладоши.
Ну что же, отправляемся снова в путь. В другую сказку. Закрываем глазки. Прибыли!
(Слайд 8). Угадайте, что это за сказка («Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Повстречался сын с отцом.
Выстроил для белки дом.
В лебедь белую влюбился,
На красавице женился.
Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? (Тридцать три богатыря.)
Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь? (Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)
Игра «В гости к дядьке Черномору».
Ребята, Дядька Черномор приготовил для Вас необычное испытание. Вам нужно показать, как из моря выходят 33 богатыря (от корточек до полного роста).
Молодцы! Закрываем глазки и представляем, как мы отправляемся в новое сказочное путешествие. Открываем глазки, внимание на экран. (Слайд 9).
Что же это за сказка? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Странное зеркальце
В сказке той было.
С царицей недоброй
Оно говорило.
На какую известную сказку похожа эта сказка по сюжету? («Белоснежка и Семь гномов»).
Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей).
К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру).
Что говорила злая мачеха, когда обращалась к зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»).
Игра «Волшебное зеркальце».
Ребята, я Вам буду показывать движения, а Вы должны будете точно изобразить эти движения, как в зеркале.
А у нас с Вами ещё одно путешествие. В другую сказку. Закрываем глазки. Открываем. (Слайд 10).
Скажите мне, что это за сказка? («Сказка о Золотом Петушке»).
Петушок царю помог.
Слово царь сдержать не смог,
Вот поэтому и умер —
В темя клюнул петушок.
Дети отгадывают.
Как звали царя в сказке «О Золотом Петушке?» (Додон).
Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец-звездочёт).
Как кричал петушок, предупреждая царя об опасности?
(«Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»).
Какое желание попросил исполнить Додона звездочёт-мудрец? (Подарить Шамаханскую царицу).
Ребята, Золотой Петушок был дозорным. Он должен был смотреть на все четыре стороны, стороны света, чтобы высматривать врагов. А какие Вы знаете стороны света? (Ответы детей).
Игра «Дозорные».
Сейчас мы с Вами будем дозорными, представим, что мы охраняем наше государство. Итак, слушайте мою команду. 2 шага на север, 3 шага на запад, 1 шаг на юг, 2 шага на восток и т.д.
И у нас осталась последняя сказка, в которую мы немедленно отправимся. В последний раз закрываем глаза, представляем свое путешествие. Открываем глазки. (Слайд 11). В какую сказку мы попали? («Сказка о попе и о работнике его Балде).
В сказке поп и попадья,
Даже черти в море.
С ними за оброк Балда
С зайцем вместе спорит.
Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха).
Какую кашу любил Балда? (Полбу).
За какую плату согласился работать Балда у попа? (За три щелчка по лбу в год).
Поскольку Балда должен был баламутить воду в море, чтобы напугать чертей и собрать с них оброк, мы с Вами тоже немного пошалим. Поиграем в игру «Море волнуется раз….».
Игра «Море волнуется раз…».
(Слайд 12). Ребята, сколько сказок мы сегодня вспомнили? (Ответы детей).
На этом наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, Вы не раз обратитесь к творчеству Пушкина: сказкам и не только. Откроете для себя много нового и интересного. Ну а наша библиотека Вам в этом поможет.
Список используемых ресурсов
Интересные факты о А. С. Пушкине : [факты из биографии рус. классика] // Детская роман-газета. - 2020. - № 6.
Медовой, И. Путеводная звезда. - Наперсница волшебной старины : [о няне Пушкина Арине Родионовне] / И. Медовой // Путеводная звезда. - 2019. - № 7.
Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. В 3 ч. Ч. 1 / Рос. гос. дет. б-ка ; авт.-сост. : Воронова Н. О. [и др.] ; гл. ред. Самсонов С. И. - Москва : Либерея, 1998.
Пушкин, А. С. Стихи и сказки [Текст] / худож. В. Коркин. - Москва : Мир "Искателя", 2005.