Мастер-класс для родителей "Играя, оздоравливаемся"
Литвиненко Татьяна Викторовна, воспитатель
МАДОУ "Детский сад №257"
г. Барнаул
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью.
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом.
В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.
Цель: Систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного возраста и пропаганда здорового образа жизни в семье.
Задачи:
1. Повышать уровень знаний родителей в области формирования здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения и современных здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО.
2. Формировать у родителей мотивации к здоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
3. Расширять знания родителей с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ здорового образа жизни.
4. Развивать творческий потенциал родителей.
Содержание
1. Презентация педопыта
Уважаемые родители, здравствуйте! Позвольте начать моё выступления со стихотворения В. Крестова "Тепличное создание":
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике,в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится - вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов - богатырей.
И сегодняшний семинар будет посвящен тому, как использовать здоровьесберегающие технологии в ДОУ и дома.
Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось».
Итак тема нашей встречи посвящена здоровью.
Упражнение «Воздушный шар»
Нарисуйте воздушный шар который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите 9 ценностей важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие. А теперь представьте, что ваш шар начал снижаться и грозит упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и важности для присутствующих.
По данным Всемирной организации здравоохранения наше здоровье определяют следующие факторы:
- Наследственность – 20%
- Условия внешней среды – 20 %
- Системы здравоохранения – 10%
- Образ жизни человека – 50%
Вывод: Наше здоровье в наших руках. И от того какой образ жизни мы ведем, зависит наше здоровье и здоровье наших детей, потому что они воспитываются на нашем примере.
«Неоконченное предложение»
Давайте выясним, что необходимо детям, на ваш взгляд, чтобы они были здоровыми! Предлагаю поиграть в игру «Неоконченное предложение». Выберите карточку и закончите предложение.
- Мой ребенок будет здоров, если будет…..
- Мой ребенок будет здоров, если будет…..
(делать гимнастику, правильно питаться, закаливаться, соблюдать режим и т.д.)
Итак, подведем итог, мой ребенок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.
Польский педагог Януш Корчак говорил:
«Детям совершенно так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого надо сделать. Объясним им и они будут беречься.»
2. Представление системы занятий
3. Имитационная игра с учасниками
Здоровье-сберегающие технологии
Первое, с чем мы сталкиваемся при поступлении детей в детский сад, это слабое физическое развитие. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости и координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес и нарушения осанки.
Поэтому, мы пришли к выводу, что большинство детей нуждаются в особых технологиях физического развития. Которые получили общее название «Здоровьесберегающие технологии».
Арсенал видов здоровьесберегающих технологий очень широк:
-утренняя зарядка;
-артикуляционная гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
-гимнастика для глаз;
-пальчиковая гимнастика (Арт – терапия, крупотерапия, пескотерапия;
-простые приемы массажа и самомассажа тела;
-физкультминутка;
-подвижные игры.
Главное, чтобы это нравилось ребенку. Использование здоровьесберегающих технологий дома с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.
Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в город «Здоровья».
Первая улица в нашем городе «Зарядка»
В детском саду каждое утро мы начинаем с комплекса утреней зарядки, которая несет заряд бодрости, силы, энергии и хорошего настроения на весь день.
-Комплексы утренней гимнастики мы разучиваем на физкультурных занятиях. Сейчас мы предлагаем вам посмотреть фрагмент физкультурного занятия.
Педагог: Вот мы и в городе на улице «Артикуляционная».Здесь живут упражнения для щек, губ и языка.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Педагог: Давайте и мы с Вами выполним артикуляционное упражнение.
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…
Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.
Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке….
А теперь наоборот. Ловко тянутся вперед.
Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.
На качелях оказался. Вверх – взлетел….и вниз – спускался.
Догадаться,кто бы мог: Язычок наш, как грибок.
Язычок гармошкой стал….поиграл и не устал.
То иголка, то лопата – язычок у нас ребята.
Вот и кончилась разминка….
Язычок ложиться спать.
(выполняется вместе с родителями)
Проходите на улицу «Гимнастики для глаз».
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел – посмотрел,
Левое крыло отвел – поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу
Опускаться не хочу!
(Дети и родители выполняют движения в соответствии с текстом)
.Педагог: Следующая улица «Пальчиковая»
Еще одной из форм работы является пальчиковая гимнастика,которая решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Педагог: Давайте познакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг). Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Педагог: Отправляемся на улицу «Самомассажная».
Есть много различны способов профилактики, но один из самых простых и эффективных это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.
А также элементы игрового стретчинга (видео)
Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. (Игры с Су- Джок тренажерами)
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться)и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь,то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
Педагог: Молодцы! Отлично справляетесь!
Педагог: Пора идти дальше. Мы отправляемся на улицу «Дыхательная»
Одним из важных элементов крепкого здоровья является дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.
4 Практическая часть
А сейчас мы изготовим тренажер для дыхательных упражнений «Ракета»
Изготовление ракеты способом оригами и обыгрывание.
Одеваем ракету на трубочку для коктеля. Вдох носом, выдох на слова: Носиком легко вдохни, лёгкий ветерок пусти, эй ракета вверх лети!
Педагог: Вам понравилось в городе здоровья?
Участники: Да.
5 Рефлексия
И конечно все мы хотим чтобы наши дети росли здоровыми.
У нас есть газета «Растем здоровыми», давайте вместе ее закончим.
- Напишите по одному предложнию «Что Вы будете делать для сохранения и укрепления здоровья наших детей!»
Я предлагаю остаться нам в этом городе и пригласить ваших родных, близких и друзей. Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека.
Так будьте все здоровы! Всем удачи! Благодарим за внимание!