Проект "Чистюли" с детьми младшего возраста

Печенина Алла Константиновна, воспитатель

МБОУ СОШ 32 (дошкольное звено)

Челябинская обл., г.Озёрск


Информационная карта проекта:

Тип проекта: кратковременный

Вид проекта: игровой

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2 – 3 года.

Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.

Актуальность:

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Цель педагога: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование стихов, потешек, песенок и т.д. в различных видах деятельности малышей.

Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».

Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».

Задачи:

— приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем;

— содействовать стремлению к здоровому образу жизни;

— развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность;

— привлечь родителей к формированию у детей культурно-гигиенических навыков. 

Предполагаемый результат.

Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.

1 этап — подготовительный

Наблюдение за детьми.

Организация предметно-развивающей среды.

Подборка литературы, игр, иллюстрации.

Консультации для родителей.

2 этап — практическая часть

Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему:

Организовать занятия, беседы.

Проведение игр.

Чтение художественной литературы.

Оказывать помощь детям при реализации желаний.

Связать работу в группе с жизнью ребенка в семье через пропаганду здорового образа жизни.

3 этап – заключительная часть

НОД «Девочка чумазая».

Выставка родительских проектов «Чистые ручки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ НА 2 недели проекта.

1 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

1.Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом» (см приложение).

Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного.

2. Показ алгоритма «Мытье рук» (см приложение).

Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки

ВТОРНИК.

1. Практическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо».

Цель: научить детей последовательно мыть руки, умываться.

2.Использование потешки «Водичка — водичка» (см.приложение).

Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.

Источник: В.В. Гербова 1986г. Стр.43

3.Рисование: «Чистые и грязные ладошки» (см. приложение).

Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать.

СРЕДА.

1.Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…» (см.приложение). Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи.

2.Занятие «Водичка, водичка» (см приложение).

Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия.

3.Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней «Водичка, водичка».

ЧЕТВЕРГ.

1.Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».

Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата» (см приложение).

 Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление.

2.Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»

Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций.

ПЯТНИЦА.

1.Чтение потешки

«В ручейке вода».

Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи.

2.Занятие: «Научим куклу Катю умываться».

Цель: уточнять названия предметов туалета и их свойств. Называть свойства воды.

2 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

1. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».

2. Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…» (см приложение)

Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного.

3. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

ВТОРНИК.

1.Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись».

Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки.

2.Чтение стихотворения Чтение К. Чуковского «Мойдодыр». (см приложение).

Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений.

ВЕЧЕР

Просматривание иллюстраций к стихотворению А.Барто «Девочка чумазая»

СРЕДА.

1.Игра-занятие «Поможем Маше быть опрятной»

Цель: Формирование культурно – гигиенических навыков; организовать применение детьми знаний о необходимости содержаний в чистоте лица, рук, о назначении предметов.

2.Д/И «Подбери предметы личной гигиены».

Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

ВЕЧЕР

Мультфильм «Смешарики.Лучная гигиена».

ЧЕТВЕРГ.

1.«Приключение мыльного пузыря». Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла), доставить радость детям от пускания мыльных пузырей.

2. Дидактическое упражнение: «Как мы моем ручки и вытираем их».

Цель: закрепление навыка мытья рук.

ПЯТНИЦА.

Итоговое мероприятие: НОД «Девочка чумазая».

Рассматривание с детьми выставки родительских проектов «Чистые ручки».

Список используемой литературы:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи»1986г.

2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром».2011 г.

3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.

 

4. К.Белая «Первые шаги». Москва 2002г.

5. К. Чуковского «Мойдодыр».

6.А.Барто «Девочка чумазая»

 

 

Привлечение родителей:

1. Создание фото выставки «Чистые ручки».

Цель: закрепление навыка мытья рук дома;

рассматривание и осмысление фото детьми в группе с помощью воспитателей и игровых персонажей.

2. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН».

Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).

 

 

1. Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

ЗАДАЧИ:

— Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).

— Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.

— Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

— Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!

— А вы как думаете, ребята? (ответы детей)

— Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?

— Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого… .

МЫЛА!

Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.

Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

Чтобы не заболеть — надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

— Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

— Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

 

2. Алгоритм мытья рук.

ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.

 

3.Настольная игра в нескольких экземплярах

СХЕМА МЫТЬЯ РУК

( тоже самое,только с картинками разрезными)

Инструкция: собери картинки в правильной последовательности.

 

ПОТЕШКИ.

1. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

2. Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

3. Каждый день

Я мыло мою

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Очень сильно тру.

Мойся, мыло,

Не ленись!

Не выскальзывай,

Не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

Р.Куликова

 

Стихи:

1. Аккуратные зайчата

Лапки? Мыли.

Уши? Мыли.

Хвостик? Мыли.

Все помыли!

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).

 

2. Девочка чумазая

— Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях — дорожки.

— Я на солнышке лежала,

руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

— Я на солнышке лежала,

нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

— Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы измазала,

не девочка, а зебра,

ноги-как у негра.

— Я на солнышке лежала,

пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

цапалась, как кошка:

— Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -

разобиделась до слёз:

— Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -

кричала громким голосом:

— Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

— Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (А.Барто).

 

3. Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое. (К.Чуковский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование)

в первой младшей группе «Смешарики»

«ЧИСТЫЕ И ГРЯЗНЫЕ ЛАДОШКИ»

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Формировать у детей ценностные основы отношения к соблюдению личной гигиены. Закрепить знание основных цветов, продолжать учить технике пальчикового рисования, повторить названия частей тела. Воспитывать у ребенка интерес к продуктивной деятельности, аккуратность, необходимость поддержания чистоты.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:

Кукла, предметные картинки, гуашь, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

     Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел. Это кукла. Ее зовут Таня. Давайте с ней поздороваемся.

Красивая у нас Танечка?.

 Посмотрите, какие у нее ручки (грязные) .

Нравится вам такая куколка?

А как же Танечке помочь? (помыть ручки)

Посмотрите, Таня совсем маленькая, она еще не запомнила, как правильно мыть ручки. Давайте ей покажем.

 (воспитатель вместе с детьми показывает кукле, как помыть руки)

Теперь у нас Танечка чистая?

Нам всем приятно на нее смотреть?

Хочется с ней поиграть?

Чтобы Таня запомнила, что надо обязательно мыть ручки, мы нарисуем ей картинку с чистыми и грязными ладошками.

 Используется методика прикладывания ладоней. Для чистых ладошек используется розовая, белая, телесная краска, а для грязных ладошек – темная.

Ребята, покажите Тане, какие ладошки у нас на рисунке чистые?

А какие грязные?

Вы все рисовали и испачкались, а что вы  сделали, чтобы ручки снова стали чистыми?

Покажите свои ладошки Тане. Посмотри, Таня, какие чистые ручки у детей. Не забывай мыть руки, и вы, ребята, не забывайте. А теперь давайте вместе с Таней поиграем.