Проект "Чистюли" с детьми младшего возраста
Печенина Алла Константиновна, воспитатель
МБОУ СОШ 32 (дошкольное звено)
Челябинская обл., г.Озёрск
Информационная карта проекта:
Тип проекта: кратковременный
Вид проекта: игровой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2 – 3 года.
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Актуальность:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель педагога: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование стихов, потешек, песенок и т.д. в различных видах деятельности малышей.
Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».
Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».
Задачи:
— приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем;
— содействовать стремлению к здоровому образу жизни;
— развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность;
— привлечь родителей к формированию у детей культурно-гигиенических навыков.
Предполагаемый результат.
Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
1 этап — подготовительный
Наблюдение за детьми. Организация предметно-развивающей среды. Подборка литературы, игр, иллюстрации. Консультации для родителей. 2 этап — практическая часть Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему: Организовать занятия, беседы. Проведение игр. Чтение художественной литературы. Оказывать помощь детям при реализации желаний. Связать работу в группе с жизнью ребенка в семье через пропаганду здорового образа жизни. 3 этап – заключительная часть НОД «Девочка чумазая». Выставка родительских проектов «Чистые ручки».
ПЛАН РАБОТЫ НА 2 недели проекта. 1 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА. ПОНЕДЕЛЬНИК. 1.Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом» (см приложение). Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного. 2. Показ алгоритма «Мытье рук» (см приложение). Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки ВТОРНИК. 1. Практическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо». Цель: научить детей последовательно мыть руки, умываться. 2.Использование потешки «Водичка — водичка» (см.приложение). Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Источник: В.В. Гербова 1986г. Стр.43 3.Рисование: «Чистые и грязные ладошки» (см. приложение). Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать. СРЕДА. 1.Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…» (см.приложение). Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи. 2.Занятие «Водичка, водичка» (см приложение). Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия. 3.Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней «Водичка, водичка». ЧЕТВЕРГ. 1.Практическое упражнение «Аккуратные зайчата». Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата» (см приложение). Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление. 2.Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?» Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций. ПЯТНИЦА. 1.Чтение потешки «В ручейке вода». Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи. 2.Занятие: «Научим куклу Катю умываться». Цель: уточнять названия предметов туалета и их свойств. Называть свойства воды. 2 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА. ПОНЕДЕЛЬНИК. 1. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр». 2. Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…» (см приложение) Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного. 3. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». ВТОРНИК. 1.Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись». Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки. 2.Чтение стихотворения Чтение К. Чуковского «Мойдодыр». (см приложение). Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений. ВЕЧЕР Просматривание иллюстраций к стихотворению А.Барто «Девочка чумазая» СРЕДА. 1.Игра-занятие «Поможем Маше быть опрятной» Цель: Формирование культурно – гигиенических навыков; организовать применение детьми знаний о необходимости содержаний в чистоте лица, рук, о назначении предметов. 2.Д/И «Подбери предметы личной гигиены». Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. ВЕЧЕР Мультфильм «Смешарики.Лучная гигиена». ЧЕТВЕРГ. 1.«Приключение мыльного пузыря». Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла), доставить радость детям от пускания мыльных пузырей. 2. Дидактическое упражнение: «Как мы моем ручки и вытираем их». Цель: закрепление навыка мытья рук. ПЯТНИЦА. Итоговое мероприятие: НОД «Девочка чумазая». Рассматривание с детьми выставки родительских проектов «Чистые ручки». Список используемой литературы: 1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи»1986г. 2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром».2011 г. 3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.
4. К.Белая «Первые шаги». Москва 2002г. 5. К. Чуковского «Мойдодыр». 6.А.Барто «Девочка чумазая»
Привлечение родителей: 1. Создание фото выставки «Чистые ручки». Цель: закрепление навыка мытья рук дома; рассматривание и осмысление фото детьми в группе с помощью воспитателей и игровых персонажей. 2. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН». Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).
|
1. Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ:
— Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).
— Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
— Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
— Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!
— А вы как думаете, ребята? (ответы детей)
— Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
— Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)
В глубоком, чёрном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо днём и ночью,
Они детей не мытых ждут.
С не мытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он…
… Но только не надо бояться,
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого… .
МЫЛА!
Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.
Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.
Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).
Чтобы не заболеть — надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.
— Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?
Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.
— Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
2. Алгоритм мытья рук.
ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.
3.Настольная игра в нескольких экземплярах
СХЕМА МЫТЬЯ РУК
( тоже самое,только с картинками разрезными)
Инструкция: собери картинки в правильной последовательности.
ПОТЕШКИ.
1. Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
2. Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
3. Каждый день Я мыло мою Под горячею водою И в ладонях поутру Очень сильно тру. Мойся, мыло, Не ленись! Не выскальзывай, Не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала. Р.Куликова |
Стихи:
1. Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Уши? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли!
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).
2. Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке лежала,
нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы измазала,
не девочка, а зебра,
ноги-как у негра.
— Я на солнышке лежала,
пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (А.Барто).
3. Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое. (К.Чуковский).
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование)
в первой младшей группе «Смешарики»
«ЧИСТЫЕ И ГРЯЗНЫЕ ЛАДОШКИ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Формировать у детей ценностные основы отношения к соблюдению личной гигиены. Закрепить знание основных цветов, продолжать учить технике пальчикового рисования, повторить названия частей тела. Воспитывать у ребенка интерес к продуктивной деятельности, аккуратность, необходимость поддержания чистоты.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:
Кукла, предметные картинки, гуашь, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел. Это кукла. Ее зовут Таня. Давайте с ней поздороваемся.
Красивая у нас Танечка?.
Посмотрите, какие у нее ручки (грязные) .
Нравится вам такая куколка?
А как же Танечке помочь? (помыть ручки)
Посмотрите, Таня совсем маленькая, она еще не запомнила, как правильно мыть ручки. Давайте ей покажем.
(воспитатель вместе с детьми показывает кукле, как помыть руки)
Теперь у нас Танечка чистая?
Нам всем приятно на нее смотреть?
Хочется с ней поиграть?
Чтобы Таня запомнила, что надо обязательно мыть ручки, мы нарисуем ей картинку с чистыми и грязными ладошками.
Используется методика прикладывания ладоней. Для чистых ладошек используется розовая, белая, телесная краска, а для грязных ладошек – темная.
Ребята, покажите Тане, какие ладошки у нас на рисунке чистые?
А какие грязные?
Вы все рисовали и испачкались, а что вы сделали, чтобы ручки снова стали чистыми?
Покажите свои ладошки Тане. Посмотри, Таня, какие чистые ручки у детей. Не забывай мыть руки, и вы, ребята, не забывайте. А теперь давайте вместе с Таней поиграем.