Сценарий открытого занятия "Чудесные превращения лимона"
Швецова Валерия Анатольевна, воспитатель
МБДОУ № 4
г. Красноярск
Цель: создание условий для экспериментаторской деятельности детей дошкольного возраста, обучение детей умению пользоваться собственными приобретенными навыками (собственным жизненным опытом) для решения поставленных задач. Развитие у детей интереса к поисковой и экспериментальной деятельности и умения принимать на себя различные роли.
Задачи:
1. Продолжать развивать экспериментаторские навыки
2. Закреплять знания о сезонных изменениях
3. Познакомить со свойствами лимона
4. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота». «пищевая сода», ржавчина, увеличительное стекло.
5. Продолжать учить наблюдать и делать выводы об увиденном.
Материалы и оборудование: Корзиночки по количеству детей, муляжи овощей и фруктов по три на каждого ребенка оранжевого, зеленого, желтого цвета; муляжи лимонов на каждого ребенка; кружки с лимонным напитком; блюдо с дольками лимона на шпажках; столы, подготовленные к экспериментированию накрытые клеенками. Оборудование для эксперимента на каждого ребенка и педагога (можно приготовить отдельно такой же стол для гостей): тарелка-поднос на каждого участника эксперимента, в которой: пластиковый стаканчик с водой, кусочек лимона, блюдечко с содой, мерная ложечка, увеличительное стекло, светлая тряпочка, испачканная ржавчиной. На столе положить бумажные салфетки, для того чтобы дети моли вытирать руки в ходе эксперимента. Магнитофон или ноутбук для воспроизведения мелодий. Записи песни «Ужасно интересно все то, что неизвестно...» из мультфильма «38 попугаев» и любая «космическая мелодия»
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, чтение художественной литературы, наблюдение в природе, разгадывание загадок, экспериментирование с водой (закрепление свойств), разучивание физкультминутки. Утром перед экспериментом вместе с детьми выдавить сок лимона в питьевую воду, разлить по индивидуальным кружечкам.
Ход ООД:
-Прежде, чем мы с вами пойдём на прогулку, давайте понаблюдаем за погодой из окна. Какая сегодня погода? (пасмурная, ясная)
-Почему вы так считаете? ( (не) светит солнце)
-Что вы можете сказать про осадки? ( сегодня (не) идёт (снег))
-Давайте теперь отметим в календаре наши наблюдения (пасмурно или ясно, снег или дождь, если идёт)
-Есть ли на улице ветер? Какой? А как вы догадались?
-Какая температура была, когда вы утром шли в садик?
-Соответствует сегодняшняя погода зиме?
-Посмотрите на эти символы. Найдите те, которые соответствуют зиме. Назовите признаки зимы. ( обобщение по карточкам)
-Правильно, зимой холодно. Люди часто болеют. Как вы думаете, ребята, почему зимой люди чаще болеют (ответы детей). (Может быть оттого, что не очень тепло одеваются … ). Иногда я вижу, как дети кушают снег. Иногда можно подхватить вирус. Как-то надо защищаться от болезней. А вы знаете как? (тепло одеваться, не кушать снег, употреблять витамины, делать прививки)
-Мудрая пословица гласит: «Береги здоровье смолоду». Вы знаете как? ( нужно закаляться: заниматься спортом, правильно питаться, употреблять в пищу фрукты и овощи) Правильно, свежие фрукты и овощи содержат много витаминов. А бороться с простудой помогает витамин «С». Он содержится в основном в кислых плодах. Отгадайте загадку:
Я пузатый, жёлтый фрукт:
Кислый, но полезный.
Если горло заболит,
Прогоню хандру я вмиг.
-Правильно, это лимон. (показать детям фрукт, дать рассмотреть, потрогать)
Какой он? (овальный , жёлтый,…)А теперь попробуйте лимон, съешьте кусочек. (выставляю на стол тарелку с дольками лимона).Какой у него вкус? (кислый)
Употребляя лимон в пищу каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет. А вы знаете, что такое иммунитет? (…) Это устойчивость нашего организма к болезням. Повторите слово - иммунитет. Что оно означает? Как ещё можно употреблять лимон в пищу? (с сахаром, пить чай с лимоном.) Давайте попробуем водичку, которую мы приготовили утром, выдавив туда лимон (дети пробуют воду из кружечек делают выводы).
- Ребят, а вы любите экспериментировать? Тогда мы отправляемся в научную лабораторию (напоминает правила поведения в лаборатории)
(Дети проходят за подготовленные столы, воспитатель предлагает рассмотреть все, что находится на их рабочем месте. (Ответы и вопросы детей)
- Ребята, при каких условиях кипит вода? (Ответы детей)
- А холодная вода может кипеть? (Ответы детей)
- Давайте попробуем заставить нашу воду кипеть без нагревания.
Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаю сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка).
- А теперь давайте заставим нашу водичку кипеть.
Проводится эксперимент:
Берем ложечку с содой опускаем в стакан с кислой водой, быстро размешиваем и смотрим, что получилось. (Вода начинает «кипеть»).
Что происходит со стаканом, когда в него наливают кипящую воду (он становится горячим), а теперь давайте потрогаем наш стакан (дети притрагиваются к стакану и делают выводы).
Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Выдавливаете из лимона сок. Если нет лимона, можно использовать лимонную кислоту вот в таких пакетиках.(предлагаю детям насыпать в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешать) Что получается? (кислая вода)
-В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (ставлю на стол блюдечко с содой), бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении). Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)
-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Физкультминутка:Что нужно делать для укрепления нашего здоровья?(ответы детей)
- каждое утро мы с вами делаем зарядку и потом говорим: «Спасибо зарядке, здоровье в порядке». Значит, …(здоровье надо укреплять зарядкой) .
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда ( повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь ( бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два ( упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
Итак, какие чудесные свойства лимона вы узнали?
(в нем много витамина «С», им можно укрепить свой иммунитет, вступает в реакцию с содой)
-Сейчас я вам раскрою ещё один секрет лимона. Скажите, знаете ли вы, что такое ржавчина?(когда железо соприкасается с водой и воздухом, оно ржавеет, портится) Если уж так получилось, что мы на одежде обнаружили пятно ржавчины, то убрать нам его поможет наш добрый друг лимон. Вот лоскуточек с пятном ржавчины. Надо отрезать от лимона дольку и натереть пятно, оставить дольку на пятне на некоторое время, затем постирать. Посмотрите, я попробовала и у меня получилось. Попробуйте и вы. Вот вам лоскутки с пятном ржавчины. Что вам надо сделать? (надо натереть пятно лимоном) Так как это длительный процесс, предлагаю положить ваши лоскуточки на подносики и поставить их на подоконник. Мы к ним вернёмся попозже, постираем и проверим результат.
Итак, расскажите, что вы знали раньше и узнали о лимоне сегодня?
А с какими новыми словами вы познакомились? А теперь съешьте ещё по дольке лимона – укрепляйте свой иммунитет и будьте здоровы!
Домашнее задание: нарисовать лимон и попросить родителей рассказать вам, что они еще знают о лимоне. А завтра вы нам всем расскажете новую информацию.