Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему "Лесные жители" (с использованием интерактивной песочницы)
Надежда Витальевна Зареченская, воспитатель
Минеева Дарья Александровна, воспитатель
"МБДОУ Детский сад №13"
нп Спутник
Цель: развитие познавательных способностей детей по теме «Дикие животные».
Задачи:
Образовательные:
– Формировать умение детей знать и различать диких животных;
– Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, уточнить название их жилища и особенности питания.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику
– Способствовать развитию связной речи;
– Активировать речь детей за счет перечисления внешних признаков животных.
Воспитательные:
– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.
Предварительная работа:
– Рассматривание иллюстраций из цикла «Дикие животные», беседы об их среде обитания.
– Чтение художественной литературы «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок».
– Отгадывание загадок про диких животных;
– Настольные игры «Кто где живет», «Чей детеныш»
– Подвижные игры «Зайка серенький», «У медведя во бору»
Материалы к НОД:
Игрушки-животные (лиса, заяц, еж, медведь, белка), плоскостные изображения их жилища и продуктов питания.
Ход занятия:
Организационный момент.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
В: Ребята, слышите? кто-то плачет за дверью. Давайте посмотрим кто там.
входит бельчонок.
В: Бельчонок, что случилось? почему ты расстроен?
Б: Я потерялся и не могу найти дорогу домой. Что мне теперь делать?
В: Бельчонок, не переживай, мы с ребятами тебе обязательно поможем!
В: Ребята, а вы знаете, где живет бельчонок?(ответы детей)
В: Бельчонок ты живешь в лесу, в дупле на высоком дереве. Чтобы тебе помочь, мы должны отправиться в лес.
Д: Ребята, а давайте вспомним, кого еще мы можем встретить в лесу?(ответы детей)
В: А как называют животных ,которые живут в лесу?
Д: Дикие животные.
В: Почему мы называем животных дикими?
Д: Потому что эти животные живут в лесу, сами добывают себе еду.
В: Ну что ж отправляемся в путь.
Давайте скажем волшебные слова:
Закрываем крепко глазки,
И сейчас же: раз, два, три,
оказались все мы в сказке,
Оглянись и посмотри
В: Ребята, получилось, мы оказались с вами в сказочном лесу. (включается песочница).
В: смотрите, вот чей-то домик (устанавливается плоскостное изображение берлоги). Бельчонок, это твой домик?(не знает)
Ребята, как вы думаете это домик бельчонка?(ответы детей). почему вы так думаете?( дети отвечают: бельчонок живет в дупле на высоком дереве, а этот домик на земле. Да ребята, вы правы, такой домик называется берлога. Кто же там живет?(ответы детей). Давайте проверим.(откапываем медведя в песочнице).
В: Рассмотрите медведя. Расскажите какой он? Большой или маленький? Какого цвета шуба у медведя. Какие когти у него есть на лапах?
Д: Медведь большой, сильный, у него коричневая шубка. У него длинные когти и сильные лапы.
В: А как называют дом у медведя?
Д: Берлога
В: Чем питается медведь?
Д: Мёдом, ягодами.
В: Давайте угостим мишку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест медведь и кладут угощения возле его берлоги).
В: а ещё медведя называют «хозяином леса», потому что он самый сильный в лесу.
В: как ходят мишки в лесу? (кулачками и ладонями дети надавливают на песок)
В: молодцы. Пойдемте дальше искать домик бельчонка.
В: (устанавливается плоскостное изображение куста). Смотрите, какой то кустик. Может здесь кто-то живет? Бельчонок, может это ты здесь живешь? (бельчонок пожимает плечами)
В: Ребята, как вы думаете кто там живет? Давайте посмотрим?(откапывают зайца).
Д: Это Заяц.
В: Правильно ребята. Давайте рассмотрим зайку. Расскажите какой он, маленький или большой? Какие у него ушки? Чем питается заяц? Где живет?
Д: Зайка маленький, беленький, пушистый, у него длинные ушки. Он питается корой деревьев, кустарников, травкой, яблоками, морковкой, капустой.
В: Давайте угостим зайку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест заяц и кладут угощения возле его куста).
В: : У зайки нет домика. Под кусточком поспит и дальше побежит.
В: Дети покажите пальчиками как бежит зайчик. (кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.)
В: умнички. Ну что, пойдемте дальше?(оборачиваются вокруг себя)
В: (устанавливается плоскостное изображение норы) И снова чей-то домик! Может это твой дом, бельчонок?(пожимает плечами).
В: Ребята как вы думаете, это домик похож на домик бельчонка?
Д: Нет. Бельчонок живет в дупле на дереве, а это домик на земле.
В: верно. Давай посмотрим чей же это домик.(откапывают лису)
Д. Это домик лисы.
В: Правильно. а называется он нора. Давайте посмотрим лисичка какая? чем лисичка питается?
Д: Лисичка рыжая. Она питается рыбой.
В: Давайте угостим лисичку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест лиса и кладут угощения возле её норы).
В: верно ребята. у нее вытянутое тело и заостренные ушки и пушистый хвост.
В: ребята, а кто знает зачем лисичке такой пушистый хвост.( ответы детей)
В: пушистый хвост нужен чтобы заметать следы. Давайте попробуем. ( ладошками заметаем следы по песку)
В: мы замели Лисичкин след, теперь волк ее точно не найдет.
Б: ребятки, давайте немного разомнемся.
ФИЗМИНУТКА.
Рыженькие белочки скачут по ветвям (прыжки)
Пушистенькие хвостики мелькают тут и там («машут» хвостиком).
Маленькие белочки замерзли на снегу (потереть плечики)
Как согреть им лапочки в зимнюю пургу (потереть ладони).
Лапка лапку ударяет, (правый кулачок стучит по левой ладони)
Быстро-быстро согревает (левый кулачок стучит по правой ладони).
Прыг да скок, прыг да скок (прыжки)
И свернемся мы в клубок (присели, обхватили себя).
В: вот мы размялись, набрались сил. пойдемте дальше.
В: (устанавливается плоскостное изображение пня) И снова стоит чей-то дом? кто же живет в нем? Бельчонок твой дом?(пожимает плечами)
Д: Ребята как вы думаете, это домик похож на домик бельчонка?
Д: Нет. Бельчонок живет в дупле на дереве, а это домик на земле.
В: Верно. Давайте узнаем чей это дом! (раскапываем) Кто в нем живет?
Д: это ежик.
В: Правильно, ребятки. Ёжик устраивает себе норку возле старого пня и устилает её листочками.
В: Расскажите мне какой ежик? чем питается?
Д: маленький, колючий. Ёжик любит грибы.
В: мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, лапки короткие. На спине ёж носит колючие иголки.
В: Давайте угостим ёжика! (дети выбирают из корзинки только то, что ест ёж и кладут угощения возле его пня).
В: Ребятки, у меня есть для вас маленькие ежики. Давайте с ними поиграем?
«Ёжик»- упражнение с массажным мячом.
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
В: умнички. Ну что, пойдемте дальше?(оборачиваются вокруг себя)
В: (устанавливается плоскостное изображение дупла) Ребята, смотрите, какое высокое дерево у нас на пути, да и бельчонок как-то зарадовался. Что он увидел, как вы думаете? (ответы детей)
В: Бельчонок, ребята говорят, что наконец-то нашли твой домик. Ребята, скажите бельчонку, как называется его дом?
Д:дупло.
В: Где дом находится?
Д:на дереве.
В: Давайте проверим, точно ли это домик бельчонка? (раскапывают)
Д: Белка!
В: Рассмотрите белку. Какая она? Какие у неё ушки? Какой у белки хвост? Чем она питается?
Д: Белка маленькая, у неё пушистый хвост, маленькие ушки. Она питается орешками, шишками.
В: Давайте угостим белочку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест белка и кладут угощения возле дупла).
В:Как прыгают белочки?(в песочнице дети двумя пальчиками прыгают влево-вправо).
В: Ну вот ребята молодцы! Мы помогли нашему бельчонку найти свой дом.
Б: Спасибо, ребята, за помощь! Я приготовил для вас угощения (отдает детям грецкие орешки).
Б:До свидания, ребята! (уходит).
В: И нам пора возвращаться обратно в д/с . Закройте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся в детском саду.
В: Закрываем крепко глазки,
И сейчас же: раз, два, три,
Возвратились все мы в садик
Оглянись и посмотри! (садятся на стульчики).
В:Ребята вот и закончилось наше путешествие в лес. Вам понравилось наше приключение?
Д: Да!
В: Где мы сегодня побывали?
Д: В сказочном лесу!
В: Кому мы с вами помогли сегодня?
Д:бельчонку.
В: Кого видели в лесу?
Д: Диких животным.(дети перечисляют: медведя, зайца , лису, ежа).
В:Ребята ,а как вы думаете в лесу живут ещё какие-нибудь животные? Конечно да. Но мы с ними познакомимся в другой раз. Скажем всем до свидания!