Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему "Лесные жители" (с использованием интерактивной песочницы)

Надежда Витальевна Зареченская, воспитатель

Минеева Дарья Александровна, воспитатель

"МБДОУ Детский сад №13"

нп Спутник

 


Цельразвитие познавательных способностей детей по теме «Дикие животные».

Задачи:

Образовательные:

– Формировать умение детей знать и различать диких животных;

– Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, уточнить название их жилища и особенности питания.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику

 Способствовать развитию связной речи;

– Активировать речь детей за счет перечисления внешних признаков животных.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предварительная работа:

– Рассматривание иллюстраций из цикла «Дикие животные», беседы об их среде обитания.

– Чтение художественной литературы «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок».

– Отгадывание загадок про диких животных;

– Настольные игры «Кто где живет», «Чей детеныш»

– Подвижные игры «Зайка серенький», «У медведя во бору»

Материалы к НОД:

Игрушки-животные (лиса, заяц, еж, медведь, белка), плоскостные изображения их жилища и продуктов питания.

Ход занятия:

Организационный момент.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся!

В: Ребята, слышите? кто-то плачет за дверью. Давайте посмотрим кто там.

входит бельчонок.

В: Бельчонок, что случилось? почему ты расстроен?

Б: Я потерялся и не могу найти дорогу домой. Что мне теперь делать?

В: Бельчонок, не переживай, мы с ребятами тебе обязательно поможем!

В: Ребята, а вы знаете,  где живет бельчонок?(ответы детей)

В: Бельчонок ты живешь в лесу, в дупле на высоком дереве. Чтобы тебе помочь, мы должны отправиться в лес.

Д: Ребята, а давайте вспомним, кого еще мы можем встретить в лесу?(ответы детей)

В: А как называют животных ,которые живут в лесу?

Д: Дикие животные.

В: Почему мы называем животных дикими?

Д: Потому что эти животные живут в лесу, сами добывают себе еду.

В: Ну что ж отправляемся в путь.

Давайте скажем волшебные слова:

Закрываем крепко глазки,

И сейчас же: раз, два, три,

оказались все мы в сказке,

Оглянись и посмотри

В: Ребята, получилось, мы оказались с вами в сказочном лесу. (включается песочница).

В: смотрите, вот чей-то домик (устанавливается плоскостное изображение берлоги). Бельчонок, это твой домик?(не знает)

Ребята, как вы думаете это домик бельчонка?(ответы детей). почему вы так думаете?( дети отвечают: бельчонок живет в дупле на высоком дереве, а этот домик на земле. Да ребята, вы правы, такой домик называется берлога. Кто же там живет?(ответы детей). Давайте проверим.(откапываем медведя в песочнице).

 В: Рассмотрите медведя. Расскажите какой он? Большой или маленький? Какого цвета шуба у медведя. Какие когти  у него есть на лапах?

Д: Медведь большой, сильный,  у него коричневая шубка. У него длинные когти и сильные лапы.

В: А как называют дом у медведя?

Д: Берлога

В: Чем питается медведь?

Д: Мёдом, ягодами.

В: Давайте угостим мишку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест медведь и кладут угощения возле его берлоги).

В: а ещё медведя называют «хозяином леса», потому что он самый сильный в лесу.

В: как ходят мишки в лесу? (кулачками и ладонями дети надавливают на песок)

В: молодцы. Пойдемте дальше искать домик бельчонка.

В: (устанавливается плоскостное изображение куста). Смотрите, какой то кустик. Может здесь кто-то живет? Бельчонок, может это ты здесь живешь? (бельчонок пожимает плечами)

В: Ребята, как вы думаете кто там живет? Давайте посмотрим?(откапывают зайца).

Д: Это Заяц.

В: Правильно ребята. Давайте рассмотрим зайку. Расскажите какой он, маленький или большой? Какие у него ушки? Чем питается  заяц? Где живет?

Д: Зайка маленький, беленький, пушистый, у него длинные ушки. Он питается корой  деревьев, кустарников, травкой, яблоками, морковкой, капустой.

В: Давайте угостим зайку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест заяц и кладут угощения возле его куста).

В: : У  зайки нет домика. Под кусточком поспит и дальше побежит.

В: Дети покажите пальчиками как бежит зайчик. (кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.)

В: умнички. Ну что, пойдемте дальше?(оборачиваются вокруг себя)

В: (устанавливается плоскостное изображение норы) И снова чей-то домик! Может это твой дом, бельчонок?(пожимает плечами).

В: Ребята как вы думаете, это домик похож на домик бельчонка?

Д: Нет. Бельчонок живет в дупле на дереве, а это домик на земле.

В: верно. Давай посмотрим чей же это домик.(откапывают лису)

Д. Это домик лисы.

В: Правильно. а называется он нора. Давайте посмотрим лисичка какая? чем лисичка питается?

Д: Лисичка рыжая. Она питается рыбой.

В: Давайте угостим лисичку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест лиса и кладут угощения возле её норы).

В: верно ребята. у нее вытянутое тело и заостренные ушки и пушистый хвост.

В: ребята, а кто знает зачем лисичке такой пушистый хвост.( ответы детей)

В: пушистый хвост нужен чтобы заметать следы. Давайте попробуем. ( ладошками заметаем следы по песку)

В: мы замели Лисичкин след, теперь волк ее точно не найдет.

Б: ребятки, давайте немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА.

Рыженькие белочки скачут по ветвям (прыжки)

Пушистенькие хвостики мелькают тут и там («машут» хвостиком).

Маленькие белочки замерзли на снегу (потереть плечики)

Как согреть им лапочки в зимнюю пургу (потереть ладони).

Лапка лапку ударяет, (правый кулачок стучит по левой ладони)

Быстро-быстро согревает (левый кулачок стучит по правой ладони).

Прыг да скок, прыг да скок (прыжки)

И свернемся мы в клубок (присели, обхватили себя).

В: вот мы размялись, набрались сил. пойдемте дальше.

В: (устанавливается плоскостное изображение пня)  И снова стоит чей-то дом? кто же живет в нем? Бельчонок твой дом?(пожимает плечами)

Д: Ребята как вы думаете, это домик похож на домик бельчонка?

Д: Нет. Бельчонок живет в дупле на дереве, а это домик на земле.

В: Верно. Давайте узнаем чей это дом! (раскапываем) Кто в нем живет?

Д: это ежик.

В: Правильно, ребятки. Ёжик устраивает себе норку возле старого пня и устилает её листочками.

В: Расскажите мне какой ежик? чем питается?

Д: маленький, колючий. Ёжик любит грибы.

В: мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, лапки короткие. На спине ёж носит колючие иголки.

В: Давайте угостим ёжика! (дети выбирают из корзинки только то, что ест ёж и кладут угощения возле его пня).

В: Ребятки, у меня есть для вас маленькие ежики. Давайте с ними поиграем?

«Ёжик»- упражнение с массажным мячом.
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

В: умнички. Ну что, пойдемте дальше?(оборачиваются вокруг себя)

В: (устанавливается плоскостное изображение дупла)  Ребята, смотрите, какое высокое дерево у нас на пути, да и бельчонок как-то зарадовался. Что он увидел, как вы думаете? (ответы детей)

В: Бельчонок, ребята говорят, что наконец-то нашли твой домик. Ребята, скажите бельчонку, как называется его дом?

Д:дупло.

В: Где дом находится?

Д:на дереве.

В: Давайте проверим, точно ли это домик бельчонка? (раскапывают)

Д: Белка!

В: Рассмотрите белку. Какая она?  Какие у неё ушки? Какой у белки хвост? Чем она питается?

Д: Белка маленькая, у неё пушистый хвост, маленькие ушки. Она питается орешками, шишками.

В: Давайте угостим белочку! (дети выбирают из корзинки только то, что ест белка и кладут угощения возле дупла).

В:Как прыгают белочки?(в песочнице дети двумя пальчиками прыгают влево-вправо).

В: Ну вот ребята молодцы! Мы помогли нашему бельчонку найти свой дом.

Б: Спасибо, ребята, за помощь! Я приготовил для вас угощения (отдает детям грецкие орешки).

Б:До свидания, ребята! (уходит).

В: И нам пора возвращаться обратно в д/с . Закройте глазки, сейчас я произнесу волшебное  заклинание и мы очутимся в детском саду.

В: Закрываем крепко глазки,

И сейчас же: раз, два, три,

Возвратились все мы в садик

Оглянись и посмотри! (садятся на стульчики).

В:Ребята  вот и закончилось наше путешествие в лес. Вам понравилось наше приключение?

Д: Да!

В: Где мы сегодня побывали?

Д: В сказочном лесу!

В: Кому мы с вами помогли сегодня?

Д:бельчонку.

В: Кого видели в лесу?

Д: Диких животным.(дети перечисляют: медведя, зайца , лису, ежа).

 

В:Ребята ,а как вы думаете в лесу живут  ещё какие-нибудь животные? Конечно да. Но мы с ними познакомимся в другой раз. Скажем всем до свидания!