Проект "Носит одуванчик жёлтый сарафанчик" 

Мешкова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования

МБДОУ "Детский сад №62 "Каравай"

город Смоленск


Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети младшей группы, родители

 

Актуальность проекта

Экологическое воспитание, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.     Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является, на сегодняшний день, очень актуальной. Проведенный проект определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Цель проекта:

создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников младшего возраста в процессе разработки познавательно - исследовательский проекта «одуванчик».

Задачи:

  Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней;

  Прививать экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом;

  Формировать представление о связи растений с различными экологическими факторами;

● Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между      объектами природы;

  Воспитывать бережное отношение к одуванчику;

  Познакомить со строением одуванчика;

  Развивать наблюдательность;

  Формировать умения видеть красоту.

Ожидаемый результат:

  Осознанное правильное отношение детей к растениям.

  Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.

  Развитие познавательной активности детей.

  Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений».

  Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.

  Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.

  Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности всотрудничестве с детским садом.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Подготовительный этап:

  Подготовить природный объект для деятельности детей,

  Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме; загадок; поговорок; стихотворений по теме проекта.

  Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

  Слушание музыки И. Чайковского «Времена года».

  Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

  Чтение произведений художественной литературы по теме:

  Подготовка материала для изобразительной деятельности;

  Договориться с родителями о приготовлении «Майского меда» из одуванчиков.

Реализация проекта

1.Занятия познавательного цикла:

Рисование «Одуванчики на нашем участке» Программное содержание:

  Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.

  Развивать умение передавать красоту увиденного в коллективной работе.

  Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, салфетки.

Аппликация «Носит одуванчик беленькое платьице».

Программное содержание:

  Развивать умение передавать форму цветка, с помощью нетрадиционной техники из скомканной бумаги;

  Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия;

Материал: лист бумаги голубого цвета, салфетки белого и желтого цвета, гофрированная бумага зеленого цвета.

Лепка «Цветок одуванчика»

Программное содержание:

  Закрепить знания о строении одуванчика, о его отличительных признаках, (есть стебель, лист и цветок; стебель хрупкий, легко ломается); •Развивать мелкую моторику рук.

Материал: модель одуванчика, пластилин, дощечки для лепки, стеки

2. Чтение, заучивание наизусть

  заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»,

  чтение рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг»

  заучивание стихотворения О.Высотской «Одуванчик»,

  чтение рассказов Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке»,

  чтение Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»;

3.  Деятельность детей

  наблюдение за одуванчиком с появления первых всходов до созревания семян;– коллективное рисование «Одуванчики на лугу».

  объёмная аппликации «Носит одуванчик беленькое платьице»,

  лепка «Цветок одуванчика»,

  проведение опытов: «Зачем одуванчику корень (цветы)?»,

  сбор растения для гербария (вспомнить правила по сбору растений)

  подвижные игры «Найди одуванчик», «Собери цветок»,

  дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы весенней природы», «Кто быстрей».

  плетение венков из одуванчиков,

  дидактические игры: «Узнай по запаху», «Назови часть растения» (в течение всего проекта). «Где растут?», «Найди по описанию»,

  настольные игры: «Сложи цветок», «Клумба», «Что где растет?»,

  пальчиковая гимнастика «Солнышко»,

4.  Работа с родителями:

  Родительское собрание в форме круглого стола «Экологическое воспитание младших дошкольников)». Цель собрания: познакомить родителей с запланированными целями задачами по экологическому проекту

  Проведение консультаций для родителей: «Познавательное развитие детей», «Как знакомить детей с окружающим миром».

  Совместное изготовление детьми и родителями поделок из природного материала и участие в выставке «Чудеса огорода».

  Угощение «майским медом», приготовленным родителями.

5.Подведениеитогов

●Выставка детских работ

●Оформление «Дневника наблюдения».

Обложка «одуванчик ».

1-я страница: Портрет растения (рисунки детей).

2-я страница: «Что нужно нашему растению?» (солнце, вода, почва, пчелы, бабочки, дождевые черви, воздух – условные обозначения).

3-я страница: «Чем полезен одуванчик ?» схемы. ( из листьев делают салат , а из цветов варят варенье и называют его « Майский мёд»,в нём много витаминов ).

4-я страница: «Гербарий растения»

5-7 я страницы: «Фотографии и иллюстрации одуванчика».

8 -я страница: загадки, пословицы, поговорки, стихи, сказки, рассказы (детей) о одуванчике.

●Оформление фотовыставки « Здравствуй лето золотое!» ●Участие в общесадовском празднике «Лето красное пришло»

6.Выводы:

Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети, наблюдая за

ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный р о с т и з а р и с о в ы в а л и в д н е в н и к е н а б л ю д е н и й .

 

Дети учились практическим действиям по охране природы, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.