Путешествие в Песочную страну

Костенкова Ольга Витальевна, музыкальный руководитель

МАДОУ д/с "Солнечный круг"

Свердловская обл., город Нижний Тагил 


 

Пояснительная записка:

Технологическая карта разработана с целью организации совместной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленная на развитие интереса к экспериментальной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста.

Выбранная форма работы привлекает и мотивирует детей.

Использование игровых форм и методов позволяет создать благоприятные условия для развития познавательной активности детей раннего возраста.

Игровые средства, применяемые на занятии, направлены на повышение эффективности образовательной деятельности с детьми, обеспечение индивидуализации за счёт предоставления каждому ребёнку раннего возраста возможности самостоятельно действовать для достижения цели.

Представленная технологическая карта – является авторской разработкой, построенная в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

•Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

 • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

 • Принцип психологической комфортности.

Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности.

 

 

 

Образовательная область / вид деятельности

Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие

Экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, двигательная активность.

 

Возраст детей

Ранний возраст - 2-3 года

 

Тема НОД

Путешествие в Песочную страну

 

Цель

знакомство со свойствами и возможностями песка посредством песочной терапии.

 

Задачи

Обучающие: 

 - Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.

- Дать представления о свойствах песка (сухой — рассыпается, мокрый— лепится);

- Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий);

- Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Развивающие:

- Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком.

- Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.

- Способствовать развитию воображения и творческих способностей.

-  Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов песочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность в обращении с песком.

- Воспитывать интерес к совместной деятельности, умение слышать взрослого.

 

Материал

Песочные столы/ световой планшет / стол, песок и емкости, брызгалки с водой и трафареты – репка, по кол-ву детей, аудиозапись со звуками, колокольчик, игрушка черепаха, дорожки со следами, ворота в Песочную страну, линейки и влажные салфетки по кол-ву детей, изображения А4 тучки, дождика, солнца, магнитная доска/ мольберт, магнитики

 

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность детей

Предпосылки учебной деятельности

 

Введение в игровую ситуацию

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность

(Воспитатель берёт колокольчик в руки, звонит)

- Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй!

 

 

Под звон колокольчика дети подходят к педагогу

 

 

 

 

 

 

 

 

Настрой на предстоящую деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксация цели

 

 

 

Эмоционально-психологический настрой

 

День начинается

Солнышко светит.

Доброе утро!

Здравствуйте, дети!

Доброе утро всем нам! Встанем рядышком по кругу улыбнемся друг мы другу.

Всем привет и добрый день!

Дети стоят около педагога, принимают предложения воспитателя – улыбаются друг другу.

 

 

 

 

 

Стимулирование детей к высказываниям

 

 

 

 

Постановка «детской» цели

А теперь присядем на наши разноцветные подушечки

Ребята, а вы любите играть в песочек?  А где вы играете в песочек

 (Ответы детей в песочнице, на прогулке)

- А сегодня сможем с вами поиграть на прогулке в песочек? (Ответы детей – нет -  лежит снег)

- А вы, хотели бы прямо сейчас, как летом, поиграть в песочнице? (ответ).

- Тогда, дети, открою вам секрет! Есть на свете песочная страна, в которой много разных добрых сюрпризов.

А вы хотите поиграть в этой песочной стране? (ответы детей).

 

Рассаживаются на разноцветные подушечки вокруг педагога

Отвечают на вопросы педагога

 

 

Обратить внимание на дорожки со следами.

Посмотрите, здесь дорожки со следами.

- Дорожки, дорожки, нам помогите! В Песочную страну поскорей приведите!

Дети встают и вместе с воспитателем идут по дорожкам со следами

 

Основная часть:

Создание заинтересованности детей в совместной деятельности

- Вот мы с вами и в песочной стране… Посмотрите- что у нас на столе. В Песочной стране песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать ребятам много интересных игр и сказок.

 

Дети подходят к песочным столам и садятся на стульчики, слушают педагога, отвечают на вопросы.

 

Стимулирует детей к высказываниям

- Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песком.

Повторяют правила игры с песком

Умение слушать понимать

 

Упражнение «Здравствуй, песок!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение «Пощекотал очки».

 

- Умницы ребята, а теперь предлагаю

 - прикоснуться ладошками к песку;

- слегка постучать по нему пальцами;

- погладить;

- дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

- перетереть песок между пальцами, ладонями.

 Послушайте… Песок тоже с вами здоровается! Вы слышите? Он говорит тихим голосом. Ему грустно и одиноко. Давайте его развеселим! 

А вы, знаете, как можно развеселить песочек?

- А давайте его пощекочем песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками, между ладонями. Вы слышите, как он смеется?

(Звуковой эффект звонкого смеха!)

- Вот мы и развеселили песок!

 

Дети выполняют указания педагога,

 

 

Принимают учебную задачу, умение удерживать  учебную задачу

 

 

Игра – обращение к хозяйке песочной страны – игрушка Черепахи

 

Черепаха приветствует ребят и предлагает с ней поиграть.

Ребята, у нашей песочной страны есть хозяйка? Давайте с ней поздороваемся.

- Здравствуй, Черепашка!

Послушайте, Черепашка с нами здоровается, улыбается, посмотрите…

Давайте ее погладим.

- Ребята, а Черепашка предлагает нам поиграть с песочком.

 

Дети приветствуют черепаху

 

 

Ребята гладят Черепашку

 

 

 

Организация познавательной деятельности, экспериментирование с материалами и веществами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для динамической паузы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для поддержания интереса к образовательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Положите ладошку на песок. Давайте его погладим ладошкой. Какой песок, что о нем можно сказать?

- Теплый или прохладный?

 - Шершавый или гладкий?

- Сухой или мокрый?

- Мягкий или твёрдый?

Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

- Отряхните ладошку. Что осталось на песке? Отпечаток ручки. Давайте спрячем ладошку в песочке. Взяли линеечку. Проведем ей вправо, влево, вверх, вниз. Сделаем ровненькую полянку

-Какая у тебя Маша, полянка? (гладкая).

- На песчаную полянку прилетела тучка.

(Воспитатель показывает картинки: тучка, дождик, солнышко и прикрепляет их на магнитную доску/ мольберт, в соответствии с планом)

Из тучки полился дождик. Вот так: кап - кап - кап.

 - Покажите, как дождик идёт и песенку поёт. Нарисуем точечки на песке. Два указательных пальчика. Прыгают пальчики, получаются капельки… капает водичка.

- Поёт дождик песенку. Какую песенку поёт дождик, ребята? «Кап – кап»

-  Дождик покапал и прошёл. Солнце в целом свете. Это очень хорошо и большим и детям. Нарисуем солнышко.

- Какое солнышко у нас получилось? (ответы детей)

Педагог подводит итог: доброе, лучистое, улыбчивое, песочное.  - Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Нарисуйте короткие лучики. Давайте погладим лучики Пальчиками.

- Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Давайте рядом нарисуем длинные лучики.

 - А теперь давайте погладим пальчиком длинные лучики. Обрадовались солнышку наши пальчики, решили погулять по дорожке. Взяли линеечку спрятали солнышко в песочке, чтобы песочек согрелся. Пальчики гулять пошли и дорожку там нашли. Нарисуем дорожку для пальчиков. -Взяли указательный пальчик правой руки поставили внизу, ведем вверх. Стоп. Спускается пальчик вниз. Дорожка короткая получилась. Давайте ещё нарисуем дорожку. Поставили пальчик внизу, ведём вверх. Стоn!

- А теперь наши пальчики идут гулять, по дорожке поскакать.

-Как гуляют пальчики? Вот так. Вот так по дорожке
Шагают быстрые ножки. Побежали пальчики «топ - топ – топ»

А теперь с горы бегом – «топ - топ – топ».

- Давайте, ребятки со стульчиков встанем им немного ещё поиграем:

Вместе дружно покрутились

И в песчинки превратились! 

Песчинки золотые, в песочнице лежат, песочница веселая, зовёт играть ребят.

Но подул вдруг ветерок,

Высоко поднял песок.

Закружились, понеслись,

И на землю улеглись.

Ветер стих и песчинки опустились на землю.

- Молодцы, ребята! Мы немного отдохнули

 Ой, а слышите на полянку песочной страны кто - то спешит.

- А, чтобы узнать кто, к своим столам подойдем и возьмём линейку, сделаем ровненькую полянку. Вот так вправо, влево, вверх-вниз.                                                     

- Ой, посмотрите, на полянку Песочной страны прибежали кошечки. Они тоже рады солнышку. У них мягкие лапки, а в лапках царапки.

 Вот такие сложите три пальчика вместе. Покажите, как бегут кошечки по полянке и поют песенку: мяу-мяу-мяу.

 - Помогите кошечке спеть песенку.

- Какую песенку Дима у тебя поёт кошечка? А у тебя Лена? Спряталась кошечка. Возьмите линеечку, выровняйте полянку.

- Вышел на полянку медведь. Вот какие лапы у медведя. Покажите какие большие. Как шагает мишка? Вот так. Спрячьте мишку в берлогу.

- Слышите кто- то на полянку спешит. Приготовили указательный пальчик.

Змейки выползли на полянку. Вот так. И поют свою песенку. -Какую песенку поют змейки?

«ш - ш – ш».

 -Какую песенку у тебя Дима поют змейки? Одна змейка, вторая. Целая семейка. Спрятались змейки в песок. Как спрятались? Взяли линеечку сделали ровную полянку.
- Так наши пальчики рисовали,

Что немножечко устали
вот сейчас мы отдохнём
и опять играть начнём.

- А сейчас мы с вами поиграем в сказку. А какую узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка.

Её тянут бабку с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой.

Что же это такое.  (Репка)

- А в сказке кто посадил репку? (ответы детей – ДЕД) Сейчас каждый из вас тоже посадит репку, возьмите трафарет репки на подносе у Черепашки и положите его на песочек.

- Чтобы репка выросла большая, пребольшая нужно ее полить. Возьмите в руки брызгалку и побрезгайте, приговаривая: расти репка большая - пребольшая.

- Катя, какие волшебные слова ты, сказал репке?

- А ты, Дима?

- Хорошо поливайте репку. Брызгалку с водичкой поставили на стол, а теперь аккуратно поднимаем репку. Что получилось? РЕПКА. Какая репка? Красивая, сказочная.

- По - Понравилась вам наш сказка?

- Давайте положим ладони на песочек и попрощаемся с ним. Скажите: до свидания песочек! Спасибо тебе за игры.

- Ребятки, Черепашки с нами так играть понравилось, что она еще нас в гости ждет. И с ней попрощаемся: До свидания милая наша Черепашка! 

- А теперь возьмите салфетку и вытрите ручки.

 

Дети слушают, играют с песком выполняют указания воспитателя, отвечают н вопросы, действуют

 

 

 

 

Дети прикасаются пальчиками.

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят на изображения, действуют совместно с педагогом, имитируют шаги пальчиками.

 

 

 

 

Дети слушают, выполняют указания воспитателя, действуют по сигналу педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выходят из -за песочные столы, подходя к воспитателю

 

 

действуют в соответствии с текстом, по показу воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

Дети возвращаются к своим песочным столам (песочницам)

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы педагога, имитируют звуки

 

 

Дети отгадывают загадку,

 

 

 

 

 

Берут с подноса у воспитателя трафареты репки, выполняют действия, проговаривают слова, фразы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают н вопросы воспитателя, прощаются с Песочной страной, Черепашкой.

 

 

Итоговая часть

 

(Воспитатель вновь берёт колокольчик в руки, звонит)

- Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй!

Воспитатель подводит итог:

- С кем мы сегодня познакомились и где играли?

- Во что мы играли?

- Кому мы помогли?

- Что мы сегодня делали в песочной стране?

- Что понравилось делать больше всего?

- Что больше всего запомнилось?

- Какое у вас настроение?

- Вы все были умницами, мне тоже понравилось с вами играть и в Песочной стране.

- Вместе хлопнули в ладоши (хлопают в ладоши)

Дружно топнули ногами,

Все во что мы здесь играли,

Мы запомнили с тобой. До свидания всем сказали и отправились домой

- А теперь давайте вернемся в группу по нашим волшебным дорожкам и дружно пойдем мыть руки с мылом после игры с песочком.

 

 

Дети собираются рядом с воспитателем.

Слушают, проговаривают, выполняют движения в соответствии с текстом, делятся впечатлениями.

Учатся анализировать свою работу

 

 

 

Умение подвести итог, проделанной работы