Путешествие в Песочную страну
Костенкова Ольга Витальевна, музыкальный руководитель
МАДОУ д/с "Солнечный круг"
Свердловская обл., город Нижний Тагил
Пояснительная записка:
Технологическая карта разработана с целью организации совместной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленная на развитие интереса к экспериментальной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста.
Выбранная форма работы привлекает и мотивирует детей.
Использование игровых форм и методов позволяет создать благоприятные условия для развития познавательной активности детей раннего возраста.
Игровые средства, применяемые на занятии, направлены на повышение эффективности образовательной деятельности с детьми, обеспечение индивидуализации за счёт предоставления каждому ребёнку раннего возраста возможности самостоятельно действовать для достижения цели.
Представленная технологическая карта – является авторской разработкой, построенная в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
•Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности.
Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности.
Образовательная область / вид деятельности |
Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие Экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, двигательная активность. |
|
|||
Возраст детей |
Ранний возраст - 2-3 года |
|
|||
Тема НОД |
Путешествие в Песочную страну |
|
|||
Цель |
знакомство со свойствами и возможностями песка посредством песочной терапии. |
|
|||
Задачи |
Обучающие: - Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. - Дать представления о свойствах песка (сухой — рассыпается, мокрый— лепится); - Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий); - Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Развивающие: - Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком. - Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность. - Способствовать развитию воображения и творческих способностей. - Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов песочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх. Воспитательные: - Воспитывать аккуратность в обращении с песком. - Воспитывать интерес к совместной деятельности, умение слышать взрослого. |
|
|||
Материал |
Песочные столы/ световой планшет / стол, песок и емкости, брызгалки с водой и трафареты – репка, по кол-ву детей, аудиозапись со звуками, колокольчик, игрушка черепаха, дорожки со следами, ворота в Песочную страну, линейки и влажные салфетки по кол-ву детей, изображения А4 тучки, дождика, солнца, магнитная доска/ мольберт, магнитики |
|
|||
Этапы |
Этапные задачи |
Деятельность педагога |
Осуществляемая деятельность детей |
Предпосылки учебной деятельности |
|
Введение в игровую ситуацию |
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность |
(Воспитатель берёт колокольчик в руки, звонит) - Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй!
|
Под звон колокольчика дети подходят к педагогу |
Настрой на предстоящую деятельность
Фиксация цели |
|
|
Эмоционально-психологический настрой
|
День начинается Солнышко светит. Доброе утро! Здравствуйте, дети! Доброе утро всем нам! Встанем рядышком по кругу улыбнемся друг мы другу. Всем привет и добрый день! |
Дети стоят около педагога, принимают предложения воспитателя – улыбаются друг другу. |
|
|
|
Стимулирование детей к высказываниям
Постановка «детской» цели |
А теперь присядем на наши разноцветные подушечки Ребята, а вы любите играть в песочек? А где вы играете в песочек (Ответы детей в песочнице, на прогулке) - А сегодня сможем с вами поиграть на прогулке в песочек? (Ответы детей – нет - лежит снег) - А вы, хотели бы прямо сейчас, как летом, поиграть в песочнице? (ответ). - Тогда, дети, открою вам секрет! Есть на свете песочная страна, в которой много разных добрых сюрпризов. А вы хотите поиграть в этой песочной стране? (ответы детей). |
Рассаживаются на разноцветные подушечки вокруг педагога Отвечают на вопросы педагога |
|
|
|
Обратить внимание на дорожки со следами. |
Посмотрите, здесь дорожки со следами. - Дорожки, дорожки, нам помогите! В Песочную страну поскорей приведите! |
Дети встают и вместе с воспитателем идут по дорожкам со следами |
|
|
Основная часть: |
Создание заинтересованности детей в совместной деятельности |
- Вот мы с вами и в песочной стране… Посмотрите- что у нас на столе. В Песочной стране песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать ребятам много интересных игр и сказок. |
Дети подходят к песочным столам и садятся на стульчики, слушают педагога, отвечают на вопросы. |
|
|
Стимулирует детей к высказываниям |
- Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песком. |
Повторяют правила игры с песком |
Умение слушать понимать |
|
|
Упражнение «Здравствуй, песок!».
Игровое упражнение «Пощекотал очки».
|
- Умницы ребята, а теперь предлагаю - прикоснуться ладошками к песку; - слегка постучать по нему пальцами; - погладить; - дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; - перетереть песок между пальцами, ладонями. Послушайте… Песок тоже с вами здоровается! Вы слышите? Он говорит тихим голосом. Ему грустно и одиноко. Давайте его развеселим! А вы, знаете, как можно развеселить песочек? - А давайте его пощекочем песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками, между ладонями. Вы слышите, как он смеется? (Звуковой эффект звонкого смеха!) - Вот мы и развеселили песок! |
Дети выполняют указания педагога, |
Принимают учебную задачу, умение удерживать учебную задачу |
|
|
|
Игра – обращение к хозяйке песочной страны – игрушка Черепахи
Черепаха приветствует ребят и предлагает с ней поиграть. |
Ребята, у нашей песочной страны есть хозяйка? Давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй, Черепашка! Послушайте, Черепашка с нами здоровается, улыбается, посмотрите… Давайте ее погладим. - Ребята, а Черепашка предлагает нам поиграть с песочком. |
Дети приветствуют черепаху
Ребята гладят Черепашку
|
|
|
Организация познавательной деятельности, экспериментирование с материалами и веществами
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Создание условий для динамической паузы
Создание условий для поддержания интереса к образовательной деятельности
|
- Положите ладошку на песок. Давайте его погладим ладошкой. Какой песок, что о нем можно сказать? - Теплый или прохладный? - Шершавый или гладкий? - Сухой или мокрый? - Мягкий или твёрдый? Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий. - Отряхните ладошку. Что осталось на песке? Отпечаток ручки. Давайте спрячем ладошку в песочке. Взяли линеечку. Проведем ей вправо, влево, вверх, вниз. Сделаем ровненькую полянку -Какая у тебя Маша, полянка? (гладкая). - На песчаную полянку прилетела тучка. (Воспитатель показывает картинки: тучка, дождик, солнышко и прикрепляет их на магнитную доску/ мольберт, в соответствии с планом) Из тучки полился дождик. Вот так: кап - кап - кап. - Покажите, как дождик идёт и песенку поёт. Нарисуем точечки на песке. Два указательных пальчика. Прыгают пальчики, получаются капельки… капает водичка. - Поёт дождик песенку. Какую песенку поёт дождик, ребята? «Кап – кап» - Дождик покапал и прошёл. Солнце в целом свете. Это очень хорошо и большим и детям. Нарисуем солнышко. - Какое солнышко у нас получилось? (ответы детей) Педагог подводит итог: доброе, лучистое, улыбчивое, песочное. - Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Нарисуйте короткие лучики. Давайте погладим лучики Пальчиками. - Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Давайте рядом нарисуем длинные лучики. - А теперь давайте погладим пальчиком длинные лучики. Обрадовались солнышку наши пальчики, решили погулять по дорожке. Взяли линеечку спрятали солнышко в песочке, чтобы песочек согрелся. Пальчики гулять пошли и дорожку там нашли. Нарисуем дорожку для пальчиков. -Взяли указательный пальчик правой руки поставили внизу, ведем вверх. Стоп. Спускается пальчик вниз. Дорожка короткая получилась. Давайте ещё нарисуем дорожку. Поставили пальчик внизу, ведём вверх. Стоn! - А теперь наши пальчики идут гулять, по дорожке поскакать.
-Как гуляют пальчики? Вот так. Вот так по дорожке А теперь с горы бегом – «топ - топ – топ». - Давайте, ребятки со стульчиков встанем им немного ещё поиграем: Вместе дружно покрутились И в песчинки превратились! Песчинки золотые, в песочнице лежат, песочница веселая, зовёт играть ребят. Но подул вдруг ветерок, Высоко поднял песок. Закружились, понеслись, И на землю улеглись. Ветер стих и песчинки опустились на землю. - Молодцы, ребята! Мы немного отдохнули Ой, а слышите на полянку песочной страны кто - то спешит. - А, чтобы узнать кто, к своим столам подойдем и возьмём линейку, сделаем ровненькую полянку. Вот так вправо, влево, вверх-вниз. - Ой, посмотрите, на полянку Песочной страны прибежали кошечки. Они тоже рады солнышку. У них мягкие лапки, а в лапках царапки. Вот такие сложите три пальчика вместе. Покажите, как бегут кошечки по полянке и поют песенку: мяу-мяу-мяу. - Помогите кошечке спеть песенку. - Какую песенку Дима у тебя поёт кошечка? А у тебя Лена? Спряталась кошечка. Возьмите линеечку, выровняйте полянку. - Вышел на полянку медведь. Вот какие лапы у медведя. Покажите какие большие. Как шагает мишка? Вот так. Спрячьте мишку в берлогу. - Слышите кто- то на полянку спешит. Приготовили указательный пальчик. Змейки выползли на полянку. Вот так. И поют свою песенку. -Какую песенку поют змейки? «ш - ш – ш».
-Какую песенку у тебя
Дима поют змейки? Одна змейка, вторая. Целая семейка. Спрятались змейки в песок. Как спрятались? Взяли линеечку сделали ровную полянку.
Что немножечко устали - А сейчас мы с вами поиграем в сказку. А какую узнаете, когда отгадаете загадку. Загадка. Её тянут бабку с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой. Что же это такое. (Репка) - А в сказке кто посадил репку? (ответы детей – ДЕД) Сейчас каждый из вас тоже посадит репку, возьмите трафарет репки на подносе у Черепашки и положите его на песочек. - Чтобы репка выросла большая, пребольшая нужно ее полить. Возьмите в руки брызгалку и побрезгайте, приговаривая: расти репка большая - пребольшая. - Катя, какие волшебные слова ты, сказал репке? - А ты, Дима? - Хорошо поливайте репку. Брызгалку с водичкой поставили на стол, а теперь аккуратно поднимаем репку. Что получилось? РЕПКА. Какая репка? Красивая, сказочная. - По - Понравилась вам наш сказка? - Давайте положим ладони на песочек и попрощаемся с ним. Скажите: до свидания песочек! Спасибо тебе за игры. - Ребятки, Черепашки с нами так играть понравилось, что она еще нас в гости ждет. И с ней попрощаемся: До свидания милая наша Черепашка! - А теперь возьмите салфетку и вытрите ручки. |
Дети слушают, играют с песком выполняют указания воспитателя, отвечают н вопросы, действуют
Дети прикасаются пальчиками.
Дети смотрят на изображения, действуют совместно с педагогом, имитируют шаги пальчиками.
Дети слушают, выполняют указания воспитателя, действуют по сигналу педагога.
Дети выходят из -за песочные столы, подходя к воспитателю
действуют в соответствии с текстом, по показу воспитателя
Дети возвращаются к своим песочным столам (песочницам)
Отвечают на вопросы педагога, имитируют звуки
Дети отгадывают загадку,
Берут с подноса у воспитателя трафареты репки, выполняют действия, проговаривают слова, фразы.
Дети отвечают н вопросы воспитателя, прощаются с Песочной страной, Черепашкой.
|
|
||
Итоговая часть |
|
(Воспитатель вновь берёт колокольчик в руки, звонит) - Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй! Воспитатель подводит итог: - С кем мы сегодня познакомились и где играли? - Во что мы играли? - Кому мы помогли? - Что мы сегодня делали в песочной стране? - Что понравилось делать больше всего? - Что больше всего запомнилось? - Какое у вас настроение? - Вы все были умницами, мне тоже понравилось с вами играть и в Песочной стране. - Вместе хлопнули в ладоши (хлопают в ладоши) Дружно топнули ногами, Все во что мы здесь играли, Мы запомнили с тобой. До свидания всем сказали и отправились домой - А теперь давайте вернемся в группу по нашим волшебным дорожкам и дружно пойдем мыть руки с мылом после игры с песочком. |
Дети собираются рядом с воспитателем. Слушают, проговаривают, выполняют движения в соответствии с текстом, делятся впечатлениями. Учатся анализировать свою работу |
Умение подвести итог, проделанной работы |
|