Самостоятельная двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома
(Рекомендации по организации спортивного уголка )
Турчинович Елена Вячеславовна, инструктор по физо
МБДОУ ЦРР детский сад №142 "Росинка"
г.Ульяновск
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности. Однообразным становится и её содержание.
Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который наблюдал Л.С. Выготский у своих современников, связан «с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников.
Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.
Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в помещении более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.
Оборудование физкультурного уголка
В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей.
Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.
Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).
Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.
В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.
Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:
· игра «Городки» (из пластмассы);
· ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);
· кегли (один-два набора);
· малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;
· игра «Дартс» (с шариками на липучках);
· кольцеброс;
· один-два резиновых эспандера;
· два диска «Здоровье»;
· ролик-трекол;
· две-три скакалки и резинки;
· султанчики, ленточки, косички;
· бубен;
· два-три обруча;
· настольные спортивные игры;
· тренажёры (ножные, ручные);
· массажёры (ножные, ручные).
Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.
Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.
Но двигаться дети должны не только в саду, необходимо также и дома дать возможность развиваться физически.
Для хранения физкультурных пособий в детской комнате может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками. Это позволит высвободить пространство для проведения подвижных и спортивных игр.
Крупное оборудование (гимнастические модули, лестница и др.) требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен комнаты. Гимнастические модули и мячи можно расположить у стен, где нет батарей.
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытых ящиках вдоль стены.
Красивое оформление физкультурно-игровой среды в домашних условиях (гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий) способствует проявлению положительных эмоций у ребёнка. В многообразии условий предметно-развивающей среды у ребёнка формируется привычка к организации игр и игровых упражнений.
В связи с возросшими интересами старших дошкольников (образовательные занятия, конструирование,игры, просмотр видео и прослушивание музыки с использованием гаджетов), созданными условиями в семье всё больше ограничивается их двигательная деятельность. Поэтому у старших дошкольников могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники ещё не умеют соотносить свои желания с истинными возможностями, что может привести к переоценке своих сил и нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Всё это свидетельствует о том, что необходимо создать в домашних условиях разнообразную физкультурно-игровую среду, которая позволит обеспечить ребёнка рациональным уровнем двигательной активности.
Двигательная активность старших дошкольников в значительной мере зависит от их эмоционального состояния и мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Много радости приносят детям подвижные игры и спортивные упражнения, в которых они участвуют вместе с родителями.
Если у родителей есть возможность, советуем приобрести 2—3 детских тренажёра сложного устройства (велотренажёр, брусья, гимнастическая скамья, бегущая дорожка) для развития разных групп мышц и развития выносливости ребёнка, а также для целенаправленного развития физических качеств: быстроты движения, ловкости, гибкости, силы.
Игровые упражнения на детских тренажёрах повышают эмоциональный тонус детей, активизируют их двигательную и познавательную деятельность, формируют такие нравственно-волевые качества, как выдержка, решительность, смелость, самостоятельность, дисциплинированность. В то же время игры и упражнения на тренажёрах развивают детскую любознательность, творческое воображение и учат детей бережному обращению с физкультурными пособиями.
Наряду со сложными можно использовать простейшие тренажёры: детский эспандер — для развития мышц плечевого пояса, диск «Здоровье» — для укрепления мышц туловища и ног, детские гантели и гири — для укрепления рук и плечевого пояса, различные массажёры — для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, мяч-массажёр — для массажа разных частей тела, резиновые кольца — для развития и укрепления кистей рук, гимнастические ролики — для развития координационного аппарата, большие гимнастические мячи — для развития гибкости позвоночника и координационных способностей.
Простейшие тренажёры удобны в использовании, так как они не занимают много места, их можно хранить в ящике, расположив в углу комнаты. С ними можно выполнять разные комплексы упражнений общеразвивающего действия во время утренней гимнастики и после дневного сна.
Старшие дошкольники способны быстро запоминать последовательность упражнений, их элементы. Родители могут вместе с ребёнком несколько раз повторить один и тот же комплекс упражнений, а затем ребёнок будет его выполнять самостоятельно.
К пяти-шести годам ребёнок уже начинает проявлять интерес не только к процессу выполнения упражнений, но и к своим достижениям. Он может сравнивать свои показатели с результатами сверстников, сестёр, братьев. У ребёнка появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание постоянно стимулируется взрослыми, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физической культурой. У старшего дошкольника постепенно формируются такие качества, как самостоятельность, настойчивость, решительность, воля.
Ориентировочный комплект оборудования для детской комнаты ребёнка 5-7 лет
· Спортивно-игровой комплекс
· Мат гимнастический с разметками
· Балансир-волчок
· Мягкий модуль (2—3 элемента)
· Коврик массажный со следочками
· Шнур короткий (длина 75 см)
· Обруч (диаметр 55—65 см)
· Палка гимнастическая пластмассовая (длина 75 см)
· Скакалка (длина 100—120 см)
· Кольцеброс
· Серсо
· Мяч большой (диаметр 18 см)
· Мяч «хопп» (диаметр 45 см)
· Мяч-массажёр
· Детские гантели
· Детский эспандер
· Диск «Здоровье»
Перечень тренажёров сложного устройства
· Велотренажёр — для укрепления мышц ног и развития выносливости
· Брусья — для укрепления мышц рук и брюшного пресса
· Скамья наклонная — для тренировки мышц брюшного пресса
· Тяга — для укрепления мышц рук и плечевого пояса, туловища
Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.