Проект: "Сочиняем волшебные сказки"

Бакаева Марина Наилевна, воспитатель

Севостьянова Наталья Васильевна, старший воспитатель

МДОУ ЦРР Детский сад №127

г. Магнитогорск, Челябинской области


Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…

Актуальность проекта.

Сказка - один из основных жанров устного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Как мудрый друг, в жизнь ребенка входит сказка, ведь это первые литературные произведения, с которыми он начинает знакомиться.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ, духовно – нравственные ценности и традиции. Дошкольный возраст - возраст сказки. Ребёнок проявляет сильную тягу ко всему необычному и чудесному.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, — это особая реальность мира чувств. В сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности, и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним.Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность- это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Дети знакомятся со множеством разнообразных сказок, но ещё больше, чем узнавать известные сказки, они обожают сочинять свои.

Сочинительство – это школа мышления, способ развития речи, воображения, эмоций. Юный автор может проиграть собственные проблемы, а также учится децентрации, помогающей встать над обстоятельствами, учитывать разные точки зрения.

Творческое рассказывание строится надетском воображении. Ребёнку, сочиняя сказки необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Однако, у многих детей дошкольного возраста наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Особую трудность для детей представляет собой оформление контекстного высказывания.

У сочинённых детьми сказок нет структуры, противоречия не замечаются, ход действий меняется спонтанно, нелогично. Действия персонажей не связаны друг с другом, появление новых персонажей не мотивированно, нет ориентации на слушателей. У детей сформировано так называемое «клиповое мышление» - результат чрезмерное увлечения компьютерными играми и телевидением.

Родители понимают значение сочинительства сказок, но как показало анкетирование, не знают многих приёмов используемых при сочинительстве сказок и не умеют пользоваться известными.

Уметь сочинять сказки необходимо как родителям, так и детям и тем, но они не владеют этим умением в полной мере. Поэтому появилась идея создать с детьми и родителями книгу сказок собственного сочинения.

Цель проекта:

Формировать умение сочинять сказки, используя карточки - картинки.

Задачи проекта:

1. Познакомить с дидактическим приёмом - использование карточек с изображением, для сочинения сказок.

2. Формировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения. 

3. Развивать умение логически завершать рассказ.

4. Формировать умение коллективно сочинять сказки.

5. Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.

6. Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи.

7. Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать.

8. Развивать благожелательные отношения между ДОУ и семьей.

Проект рассчитан на участников: родители, дети, воспитатель.

Тип проекта:творческий.

По числу участников проекта: групповой

По продолжительности: краткосрочный – 2 недели (22 марта – 2 апреля)

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Действия

 

Направленные на среду

Направленные на детей

Направленные на родителей

Пополнить центр развития речи настольно – печатными играми по теме «Творческое рассказывание» («В стране котландии», «Поиграем в сказку», «Развиваем воображение» и др.).

Оформить в центре книги выставку «Волшебные сказки»

Проводить игры на развитие воображения. В НОД давать задания на изменение рассказа, сказки, истории, героев в соответствии с сюжетом.

Способствовать активизации словаря детей через составление описательных характеристик героев, событий.

Объяснить значение умения сочинять сказки. Привлечь к созданию библиотеки сказок, собственного сочинения.

 

Календарный план выполнения проекта.

 

Этапы

и сроки.

Содержание

Прогнозируемый результат

Подготовительный этап. 1 неделя

22.03

-

26.03

Подбор методической литературы, разработка совместной деятельности, иллюстрированного материала; пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности.

Систематизировать материал методической литературы. Подготовить материал, пособия, атрибуты.

Анкетирование «Сочиняем вместе».

 

 

Консультации для родителей: «Сочиняем сказки с детьми»,

 

 

«Какие сказки читать ребенку на ночь», «Сказкотерапия».

Папка – передвижка «Читаем детям сказки».

Оценить уровень знаний и умений родителей с помощью анкетирования.

 

Познакомить с дидактическим методом – использование картинок при сочинении сказок.

Напомнить о важности роли сказок в воспитании детей.

Основной этап. 1 неделя.

29.03-01.04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление выставки  книг «Волшебные сказки»

Наглядно познакомить детей с разнообразием книг – волшебных сказок. Продемонстрировать иллюстрации героев, ситуаций, волшебных предметов, книг.

Знакомство детей с волшебными сказками по программе «Детство».

Познакомить детей со сказками:

 «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Соляной бочок», «Снегурушка и лиса».

Организация и проведение выставки детских рисунков на тему: «Русские сказки глазами детей» (ДДТ)

Дать детям возможность проявить себя творчески в рисунках, вспомнить героев сказок.

Беседа на тему: “Как начинаются волшебные сказки”.

Дети знают, что такое зачин сказки и умеют самостоятельно подбирать слова к началу сказки.

Беседа  на тему «Волшебная сказка – какая она?»

Дети познакомились со структурой волшебной сказки, с её неизменными атрибутами.

Проведение дидактических игр: «Закончи сказку», «Подбери картинки к сказке», «Волшебный предмет», «Измени героя».

Дети умеют продолжать начатую сказку и выстраивать её в логическую цепочку соответственно структуре волшебной сказки. Дети умеют придумывать волшебство к любому предложенному предмету.

Завершающий этап.

1 неделя

02.04

НОД: «Сочиняем волшебную сказку»

Дети сочиняют сказку с опорой на карточки

Оформление книги «Волшебные сказки», а так же первой сказкив книге.

Готовая книга выставляется в приемную.

Подготовка для родителей пособия с методическими рекомендациями, для сочинения сказок самостоятельно.

Дети совместно с родителями сочиняют и оформляют новые сказки для пополнения книги.

 

Для реализации проекта мы использовали методы:

Название

Дети

Родители

Словесный

Беседы, объяснение, чтение, рассказ, словесные игры.

Устные консультации, беседы.

Наглядный

Рассматривание картинок, иллюстраций, книг, карточек для игры, атрибутов сказок. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Оформление папок-передвижек для родителей.

Практический

Дидактические игры по обучению детей сочинительству, коллективное сочинение, изготовление и оформление книги.

Домашнее задание родителям и детям по сочинению сказок и созданию рисунков для выставки.

 

Результаты, планируемые по завершении проекта:

Дети: получат новые знания (научатсясочинять сказки, используя различные приёмы), проявят себя творчески в процессе сочинительства и продуктивной деятельности.

Родители: получат новые знания о том, как сочинять сказки, используя картинки, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми в процессе игры.

 

Возможнопродолжение работы по теме проекта и оформление книжки – самоделки придуманных сказок уже в старшей возрастной группе.