Кейс-технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Филиппова Лариса Павловна, старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 87"

город Нижний Новгород


Аннотация.

В настоящее время в образовательном процессе на первыйплан выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Основная задача – сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять впроблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность – основу познавательной активности; способность самостоятельнорешать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображениекак направление интеллектуального развития; коммуникативность – способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии -как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).

Существуют различные определения кейс- технологии.

      В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со

сверстниками и взрослыми.

Примеры кейсов

I.Кейс-Прогнозирование

Направлен на:

  • Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
  • Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;
  • Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
  • Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.

Кому адресован:

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Ситуация:

Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».

Момент проблемного включения детей

Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?

Комментарии

Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

 

II.  Кейс-неоднозначная ситуация

Направлен на:

  • Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
  • Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

 

Кому адресован:

Дети старшего дошкольного возраста

Ситуация:

Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…

 

Момент проблемного включения детей

Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

Комментарии

Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.

В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

 

III.Кейс-проблемная ситуация

Кейс-ситуация – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно  анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать чётко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию.

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

- формирование дидактических целей кейса;

- определение проблемной ситуации;

- выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;

Современные тенденции организации образовательного процесса:

от идеи к результату

- выбор жанра кейса;

- подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации).

IV. Кейс – ситуация

Кейс № 1  «Знакомство»

Направлен на:

·       формирование культуры общения;

·       способствует приобретению опыта этикетного поведения;

·       обогащение речи  ребёнка словами и конструкциями, необходимыми  общении между людьми

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы

Ситуация:

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам.Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Момент проблемного включения детей

Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

Что они должны были сделать?

Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Комментарии

Задача воспитателя: вызвать у детей негативную реакцию на поведение  подруг. Упражнять в  общении со сверстниками

Кейс № 2. «Благодарность», «Прощание».

Направлен на:

·       формирование культуры общения;

·       обогащение речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы

Ситуация:

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово!

Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:

- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Момент проблемного включения детей

Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили как можно больше выходов  из  данной ситуации.

Кейс № 3«Разговор по телефону»

Направлен на:

·       закрепление  знаний правил и норм речевого этикета;

·       современные тенденции организации образовательного процесса:от идеи к результату

·       формирование культуры общения

·       воспитание  потребности использования речевых формул в повседневной жизни

Кому адресован:

Дети старшей и подготовительной к школе группы

Ситуация:

Аня звонит Маше по телефону.

- Маш, привет.

- Это не Маша. Это ее мама.

- А мне Маша нужна.

- Сейчас я ее позову.

- Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

- Хорошо.

- Ну ладно, пока!

Момент проблемного включения детей

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили  свой вариант разговора по телефону, разыграли  ситуацию.

Кейс № 4. «Вежливый отказ»

Направлен на:

·       формирование культуры общения;

·       - упражнение  в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

·       -  приобретение опыта этикетного поведения;

·       - обогащение  речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми вповседневном общении между людьми.

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы

Ситуация:

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб.

К обеду нет ни кусочка.

Момент проблемного включения детей

Как вы думаете, как поступит Витя?

Какой разговор возможен с мамой?

Что Витя скажет ребятам?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили как можно больше выходов  из  данной ситуации,предложили свои варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба»

Направлен на:

·       развитие умения соблюдать нормы употребления слов, говорить так,чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы

Ситуация:

У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Момент проблемного включения детей

Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

 

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили свои варианты разговора с папой.тне повторяя  друг друга

 

 

Кейс 6. «Прощение»

Направлен на:

·       развитие  умения соблюдать нормы употребления слов, говорить так,чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

·        воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни;

·       упражнение  в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы

Ситуация:

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе,

чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре:

- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который

виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

- что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со

стола.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Момент проблемного включения детей

Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили свои варианты разговора с  сестрой, не повторяя  друг друга

Кейс № 7. «Нахохлившиеся птицы зимой»

Направлен на:

·                     Умение воспитанников видеть возможный парадокс;

·                     Способность формулировать проблему;

·                     Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;

·                     Способность коллективно решать сложные задачи.

 

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.

Момент проблемного включения детей

Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?

Комментарии

Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

VI. Кейс-диспут

Направлен на:

  • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
  • Способность вести конструктивный диалог;
  • Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

 

Кому адресован:

Дети старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?

Момент проблемного включения детей

Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….»

Комментарии

Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.

 

VII.Кейс с добавлением проблемной ситуации

Направлен на:

·         Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;

·         Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;

·         Способность вести конструктивный диалог;

·         Способность выбирать наиболее актуальные решения.

 

Кому адресован:

Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

Момент проблемного включения детей

Что дальше делать в такой ситуации?

Комментарии

Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например:

- Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.

-Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель.

- Может, Нина прочтет?

- Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.

 

Кейс - технология активизирует учебный процесс,преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с«сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала.

 

Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение -альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность.