Кейс-технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Филиппова Лариса Павловна, старший воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 87"
город Нижний Новгород
Аннотация.
В настоящее время в образовательном процессе на первыйплан выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Основная задача – сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять впроблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность – основу познавательной активности; способность самостоятельнорешать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображениекак направление интеллектуального развития; коммуникативность – способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии -как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
Существуют различные определения кейс- технологии.
В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми.
Примеры кейсов
I.Кейс-Прогнозирование
Направлен на: |
|
Кому адресован: |
Дети среднего и старшего дошкольного возраста |
Ситуация: |
Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!». |
Момент проблемного включения детей |
Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово? |
Комментарии |
Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации. |
II. Кейс-неоднозначная ситуация
Направлен на: |
|
Кому адресован: |
Дети старшего дошкольного возраста |
Ситуация: |
Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…
|
Момент проблемного включения детей |
Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный? |
Комментарии |
Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать. |
III.Кейс-проблемная ситуация
Кейс-ситуация – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.
Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать чётко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию.
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
- формирование дидактических целей кейса;
- определение проблемной ситуации;
- выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;
Современные тенденции организации образовательного процесса:
от идеи к результату
- выбор жанра кейса;
- подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации).
IV. Кейс – ситуация
Кейс № 1 «Знакомство»
Направлен на: |
· формирование культуры общения; · способствует приобретению опыта этикетного поведения; · обогащение речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми общении между людьми |
Кому адресован: |
Дети подготовительной к школе группы |
Ситуация: |
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам.Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем. |
Момент проблемного включения детей |
Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза? Что они должны были сделать? Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться? Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы? |
Комментарии |
Задача воспитателя: вызвать у детей негативную реакцию на поведение подруг. Упражнять в общении со сверстниками |
Кейс № 2. «Благодарность», «Прощание».
Направлен на: |
· формирование культуры общения; · обогащение речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми |
Кому адресован: |
Дети подготовительной к школе группы |
Ситуация: |
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату. |
Момент проблемного включения детей |
Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему? Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша? Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней? Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации? |
Комментарии |
Задача воспитателя: чтобы дети предложили как можно больше выходов из данной ситуации. |
Кейс № 3«Разговор по телефону»
Направлен на: |
· закрепление знаний правил и норм речевого этикета; · современные тенденции организации образовательного процесса:от идеи к результату · формирование культуры общения · воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни |
Кому адресован: |
Дети старшей и подготовительной к школе группы |
Ситуация: |
Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока! |
Момент проблемного включения детей |
Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему? Умеет ли Аня разговаривать по телефону? О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила? |
Комментарии |
Задача воспитателя: чтобы дети предложили свой вариант разговора по телефону, разыграли ситуацию. |
Кейс № 4. «Вежливый отказ»
Направлен на: |
· формирование культуры общения; · - упражнение в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации; · - приобретение опыта этикетного поведения; · - обогащение речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми вповседневном общении между людьми. |
Кому адресован: |
Дети подготовительной к школе группы |
Ситуация: |
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка. |
Момент проблемного включения детей |
Как вы думаете, как поступит Витя? Какой разговор возможен с мамой? Что Витя скажет ребятам? Как бы вы поступили в данной ситуации? |
Комментарии |
Задача воспитателя: чтобы дети предложили как можно больше выходов из данной ситуации,предложили свои варианты ответа. |
Кейс 5. «Просьба»
Направлен на: |
· развитие умения соблюдать нормы употребления слов, говорить так,чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника; |
Кому адресован: |
Дети подготовительной к школе группы |
Ситуация: |
У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу. |
Момент проблемного включения детей |
Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему? Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил? Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе? Как бы вы поступили в данной ситуации?
|
Комментарии |
Задача воспитателя: чтобы дети предложили свои варианты разговора с папой.тне повторяя друг друга |
Кейс 6. «Прощение»
Направлен на: |
· развитие умения соблюдать нормы употребления слов, говорить так,чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника; · воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни; · упражнение в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации |
Кому адресован: |
Дети подготовительной к школе группы |
Ситуация: |
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы… |
Момент проблемного включения детей |
Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю? Какие слова надо использовать, чтобы извиниться? Как бы вы поступили в данной ситуации? |
Комментарии |
Задача воспитателя: чтобы дети предложили свои варианты разговора с сестрой, не повторяя друг друга |
Кейс № 7. «Нахохлившиеся птицы зимой»
Направлен на: |
· Умение воспитанников видеть возможный парадокс; · Способность формулировать проблему; · Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать; · Способность коллективно решать сложные задачи.
|
Кому адресован: |
Дети подготовительной к школе группы. |
Ситуация: |
Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе. |
Момент проблемного включения детей |
Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было? |
Комментарии |
Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью. |
VI. Кейс-диспут
Направлен на: |
|
Кому адресован: |
Дети старшей и подготовительной к школе группы. |
Ситуация: |
Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту? |
Момент проблемного включения детей |
Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь. Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….» |
Комментарии |
Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические. |
VII.Кейс с добавлением проблемной ситуации
Направлен на: |
· Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; · Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор; · Способность вести конструктивный диалог; · Способность выбирать наиболее актуальные решения.
|
Кому адресован: |
Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы. |
Ситуация: |
Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может. |
Момент проблемного включения детей |
Что дальше делать в такой ситуации? |
Комментарии |
Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например: - Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети. -Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель. - Может, Нина прочтет? - Нина не умеет еще читать. Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства. |
Кейс - технология активизирует учебный процесс,преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с«сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала.
Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение -альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность.