Конспект комплексного занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики для детей с ОНР подготовительной группы

Павлюченко Анфиса Анатольевна, воспитатель

МБДОУ г.Иркутска детский сад № 110

г.Иркутск


Тема: "Прогулка по зимнему лесу"

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

·       Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы.

·       Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Зима».

·       Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование притяжательных прилагательных от существительных).

Коррекционно-развивающие задачи:

·       Развивать диалогическую речь.

·       Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление.

·       Развивать речевое дыхание, артикуляционную, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.

·       Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные:

·       Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

·       Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности.

Оборудование: Макеты деревьев, массажные шарики, скрепки, белые кружочки, прищепки, белые салфетки, снегири на нитках, конверт.

Ход занятия

Оргмомент

- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём.(ходьба по кругу)

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают.

Ура, мы проснулись!

 

- Ребята, скажите, какое время года у нас сейчас? (зима)

- Правильно, а какие три зимних месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

- Скажите, а зима какая? (холодная, снежная, красивая, вьюжная, морозная, студеная, веселая, сказочная и т.д.)

Сук в дверь, приносят письмо.

На конверте написано: "В детский сад № 165, ребятам логопедической группы". Логопед читает письмо: "Здравствуйте, мои дорогие друзья! Приглашаю вас в гости в свой зимний лес. Снеговик.»

- Ну что, ребята, поедем в гости? Ой, а как же мы попадем в лес, ведь там все снегом заметено? (на лыжах).

- Хорошо, тогда давайте оденемся теплее (имитация движений, надевания шапок и варежек), встанем на лыжи и отправимся в зимний лес.

Физминутка

Лыжи быстро мы берем

И по снегу мы идем.

По сугробам высоко ноги поднимаем,

А по льду совсем легко,

Тихонечко шагаем.

Чтоб в лесу не провалиться,

Быстро мчимся.

Мы деревья и кусты

Змейкой обойдем

И к лесной опушке шагом мы придем.

 

- Вот мы и в зимнем лесу, полюбуйтесь какой он красивый (изображение зимнего  леса на интерактивной доске). Послушайте, как тихо в лесу зимой.

Мы пришли в гости, что делают в первую очередь, когда приходят в гости? (здороваются).

- Давайте и мы поздороваемся.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй лес, зимний лес,

Полный сказок и чудес!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю.

 

- Смотрите, дерево, а что за птички на этом дереве? (на макете дерева висят снегири на нитках).

- Какая грудка у снегиря? (красная).

- Значит снегири какие? (красногрудые).

- Каких еще птиц вы знаете, которые остаются на зиму? Как эти птицы называются? (зимующие).

- Ребята, помогите мне посчитать, сколько красногрудых снегирей сидит на дереве? (считают по одному: 1 красногрудый снегирь, 2 красногрудых снегиря, 3 ...)

- Давайте поможем им взлететь нашим снегирям – подуем на них.

- Совсем мы заморозили наш язычок ледяным ветром. Давайте его погреем. Возьмем наши «Лопатки» (язык лежит на нижней губе на счет да 5).

Теперь, «Почистим снег» («расчесать» язык зубами).

А сейчас мы будем кататься на «Горке» (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгибается горкой).

– Пойдемте дальше. Смотрите, чьи-то следы  (на полу лежат следы животных из бумаги). Давайте попробуем отгадать чьи они. Я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать и сказать, чьи это следы.

Загадки

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…(Волк)

Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.(Заяц)

 Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса)

- Ребята, посмотрите, какой снежок лежит (на полу лежат белые салфетки). А давайте поиграем в снежки, для этого нужно их слепить (скомкать салфетки). Играют в снежки.

- Ой, как руки замерзли от снега, давайте погреем их:

Пальчиковая игра с массажными шариками

 

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 

- Снеговик для вас приготовил предложения, но вчера в лесу была сильная метель, и все слова разлетелись. Помогите их собрать обратно в предложения.

«Снежная, мне, нравится, зима».

« Нас, у, нарядная, дворе, во, елка».

«Дети, кататься, горки, с, любят».

«Забавы, зимние, обожают, малыши».

 

- Ребята, снеговик подготовил вам еще одно задание. Скоро праздник Новый год. Нужно сделать снежинки и укрыть ими ствол елочки, чтобы она не замерзала. Еще надо к празднику украсить елочку (дети делают снежинки из картонных кругов и скрепок, и украшают елку прищепками).

Итог

- Ну вот, ребята, и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Встаем на лыжи и поехали. Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Ребята, снеговик оставил вам подарки (снеговик-штриховка). Вы с воспитателем потом сядете и заштрихуете их.

 

Список литературы:

1. Утреннее приветствие "Собрались все дети в круг" [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/kartoteka-igr-na-splochenie-detskogo-kollektiva.html

2. Физминутка "Лыжи быстро мы берем" http://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-v-zimnii-les-90048.html

3. Пальчиковая гимнастика "Здравствуй, лес" [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: http://www.detochki.su/index.php?catid=238:2013-04-18-20-01-38&id=3062:2013-04-18-20-07-54&Itemid=696&option=com_content&view=article

4. Загадки о диких животных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/zagadki-o-dikih-zhivotnyh-s-otvetami-dlja-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html.

5. Пальчиковая игра с массажными шариками " Я мячом круги катаю." [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/24/kartoteka-palchikovyh-igr-s-ispolzovaniem-sharika

 

6. Снеговик-штриховка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://razukrashki.com/propisi-razvivaiushchiie-loghika/shtrikhovka.