Конспект комплексного занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики для детей с ОНР подготовительной группы
Павлюченко Анфиса Анатольевна, воспитатель
МБДОУ г.Иркутска детский сад № 110
г.Иркутск
Тема: "Прогулка по зимнему лесу"
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
· Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы.
· Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Зима».
· Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование притяжательных прилагательных от существительных).
Коррекционно-развивающие задачи:
· Развивать диалогическую речь.
· Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление.
· Развивать речевое дыхание, артикуляционную, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.
· Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
· Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности.
Оборудование: Макеты деревьев, массажные шарики, скрепки, белые кружочки, прищепки, белые салфетки, снегири на нитках, конверт.
Ход занятия
Оргмомент
- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём.(ходьба по кругу)
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
- Ребята, скажите, какое время года у нас сейчас? (зима)
- Правильно, а какие три зимних месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
- Скажите, а зима какая? (холодная, снежная, красивая, вьюжная, морозная, студеная, веселая, сказочная и т.д.)
Сук в дверь, приносят письмо.
На конверте написано: "В детский сад № 165, ребятам логопедической группы". Логопед читает письмо: "Здравствуйте, мои дорогие друзья! Приглашаю вас в гости в свой зимний лес. Снеговик.»
- Ну что, ребята, поедем в гости? Ой, а как же мы попадем в лес, ведь там все снегом заметено? (на лыжах).
- Хорошо, тогда давайте оденемся теплее (имитация движений, надевания шапок и варежек), встанем на лыжи и отправимся в зимний лес.
Физминутка
Лыжи быстро мы берем
И по снегу мы идем.
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко,
Тихонечко шагаем.
Чтоб в лесу не провалиться,
Быстро мчимся.
Мы деревья и кусты
Змейкой обойдем
И к лесной опушке шагом мы придем.
- Вот мы и в зимнем лесу, полюбуйтесь какой он красивый (изображение зимнего леса на интерактивной доске). Послушайте, как тихо в лесу зимой.
Мы пришли в гости, что делают в первую очередь, когда приходят в гости? (здороваются).
- Давайте и мы поздороваемся.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй лес, зимний лес,
Полный сказок и чудес!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю.
- Смотрите, дерево, а что за птички на этом дереве? (на макете дерева висят снегири на нитках).
- Какая грудка у снегиря? (красная).
- Значит снегири какие? (красногрудые).
- Каких еще птиц вы знаете, которые остаются на зиму? Как эти птицы называются? (зимующие).
- Ребята, помогите мне посчитать, сколько красногрудых снегирей сидит на дереве? (считают по одному: 1 красногрудый снегирь, 2 красногрудых снегиря, 3 ...)
- Давайте поможем им взлететь нашим снегирям – подуем на них.
- Совсем мы заморозили наш язычок ледяным ветром. Давайте его погреем. Возьмем наши «Лопатки» (язык лежит на нижней губе на счет да 5).
Теперь, «Почистим снег» («расчесать» язык зубами).
А сейчас мы будем кататься на «Горке» (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгибается горкой).
– Пойдемте дальше. Смотрите, чьи-то следы (на полу лежат следы животных из бумаги). Давайте попробуем отгадать чьи они. Я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать и сказать, чьи это следы.
Загадки
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(Волк)
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.(Заяц)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса)
- Ребята, посмотрите, какой снежок лежит (на полу лежат белые салфетки). А давайте поиграем в снежки, для этого нужно их слепить (скомкать салфетки). Играют в снежки.
- Ой, как руки замерзли от снега, давайте погреем их:
Пальчиковая игра с массажными шариками
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Снеговик для вас приготовил предложения, но вчера в лесу была сильная метель, и все слова разлетелись. Помогите их собрать обратно в предложения.
«Снежная, мне, нравится, зима».
« Нас, у, нарядная, дворе, во, елка».
«Дети, кататься, горки, с, любят».
«Забавы, зимние, обожают, малыши».
- Ребята, снеговик подготовил вам еще одно задание. Скоро праздник Новый год. Нужно сделать снежинки и укрыть ими ствол елочки, чтобы она не замерзала. Еще надо к празднику украсить елочку (дети делают снежинки из картонных кругов и скрепок, и украшают елку прищепками).
Итог
- Ну вот, ребята, и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Встаем на лыжи и поехали. Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Ребята, снеговик оставил вам подарки (снеговик-штриховка). Вы с воспитателем потом сядете и заштрихуете их.
Список литературы:
1. Утреннее приветствие "Собрались все дети в круг" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/kartoteka-igr-na-splochenie-detskogo-kollektiva.html
2. Физминутка "Лыжи быстро мы берем" http://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-v-zimnii-les-90048.html
3. Пальчиковая гимнастика "Здравствуй, лес" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detochki.su/index.php?catid=238:2013-04-18-20-01-38&id=3062:2013-04-18-20-07-54&Itemid=696&option=com_content&view=article
4. Загадки о диких животных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/zagadki-o-dikih-zhivotnyh-s-otvetami-dlja-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html.
5. Пальчиковая игра с массажными шариками " Я мячом круги катаю." [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/24/kartoteka-palchikovyh-igr-s-ispolzovaniem-sharika
6. Снеговик-штриховка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://razukrashki.com/propisi-razvivaiushchiie-loghika/shtrikhovka.