Проектная деятельность как эффективная форма работы педагога по взаимодействию с семьями воспитанников

Франц Наталья Владимировна, воспитатель

МБДОУ "Горный ДС"

поселок Горный Ачинский район Красноярский край


Анализируя педагогические технологии, способные удовлетворить требованиям ФГОС ДО в области взаимодействия с родителями, мой выбор остановился на технологии «Проектная деятельность».

Цель:

создание единого пространства для развития детей в семье и дошкольной образовательной организации, интеграция родителей в «детсадовскую» жизнь ребенка, становление родителей полноценными участниками воспитательно – образовательного процесса.

Задачи:

1.     Способствовать внедрению новых форм работы с семьями воспитанников для успешного создания единого пространства для развития детей в семье и дошкольной образовательной организации;

2.     Способствовать  интеграции  родителей  в «детсадовскую» жизнь ребенка;

3.     Способствовать становлению родителей полноценными участниками воспитательно – образовательного процесса на основе собственных интересов, интересов  детей.   

Основная идея практики заключается в том, что создание единого пространства для развития детей в семье и дошкольной образовательной организации будет проходить более успешно, если будут:

·        использоваться новые формы работы с семьями воспитанников, нацеленные на интеграцию  родителей  в «детсадовскую» жизнь ребенка ,развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно и (или) совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Планирование результатов: При планировании результатов своей деятельности по реализации проекта «Моя семья» я учла то, что образовательное пространство при работе над проектом должны составлять: дети, родители, педагог. Определила для себя важное правило: при отсутствии тесного контакта (взаимодействия) всех участников положительного результата не будет.

               На данном этапе самым главным была необходимость снять страх ребенка и родителей перед недоступной средой. Для этого я организовала консультацию, где объяснила родителям и взрослым, что такое проект, с чего нужно начинать, как с этим работать, какую роль играют взрослые и дети в реализации проекта. После чего совместно с родителями пришли к выводу о том, что проектная деятельность в нашей группе – это, действительно, ключ к успеху, который будет способствовать выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, даст возможность реализовать свои способности через взаимодействие с родителями и сверстниками.  Совместно с родителями и детьми мы решили, что продуктом нашего проекта будет выставка «Семья глазами детей», где сами дети смогут попробовать себя в роли экскурсовода, организатора, «режиссера» необходимой для выставки среды.

Учитывая все необходимые условия для реализации проекта, в рамках тематической недели в нашем детском саду, мы представили гостям выставку «Семья глазами детей».

Этапы работы:

Работу над проектом выстроили в три этапа. На первом этапе стояла задача выявления первоначальных знаний детей о семье. К ее решению мы привлекли родителей, которые в свободной форме представили мини-рассказ детей о семье. Каждому родителю было дано задание: подбор художественной литературы о семье для детей, фотографий и плакатов, презентаций и видеороликов.

                На втором этапе мы объявили о прохождении в группе «Недели семьи», в рамках которой знакомили детей с понятиями «Родительский дом», «Семья», «Члены семьи», «Традиции семьи». Просматривали презентации и видеоролики, подготовленные родителями, читали художественную литературу. На протяжении данной недели мы включали в образовательную деятельность и режимные моменты, творческую речевую деятельность и игровые ситуации  типа  «Письмо бабушке и дедушке», «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные»; игры-драматизации: «Три поросенка» и др. В индивидуальной работе с детьми на развитие мелкой моторики  раскрашивали и штриховали картинки о семье, выкладывали из бусин и бросового материала подарки родителям.

                На третьем этапе  было объявлено о подготовке и организации выставки. На очередном собрании группы (дети, родители, педагоги) было решено задействовать все пространство (приемную и группу). Совместно с родителями дети изготовили макеты семейного герба и генеалогического дерева из разного материала (гипс, пластик, металл, бумага). Дети нарисовали рисунки, где изобразили свою семью. Когда все было готово, вместе с детьми и родителями в выходной день мы распределили подготовленный материал в пространстве группы и приемной. В приемной была оформлена выставка рисунков на тему «Моя семья» и выставка семейных гербов и генеалогических деревьев. В группе потолок украсили ромашками разной величины (символ праздника «День семьи, любви и верности»). В литературном уголке организовали выставку книжек – малышек о семье, которые были изготовлены детьми совместно с родителями.  На полках располагались папки-передвижки и художественная литература о семье.

Во время проведения экскурсии каждый ребенок смог попробовать себя в роли экскурсовода.  Старались проговаривать все сложные слова. Без затруднений отвечали на вопросы гостей о семье (Что такое семья? Традиции семьи? И т.д.), рассказывали о проделанной работе. Без стесненья общались с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Мониторинг результатов: В результате проделанной работы дети стали проявлять свою инициативу в повседневной жизни детского сада (к примеру, дети группы решили провести экскурсию для детей нашего ДОО). Была выработана модель взаимодействия с семьей (семья – полноценный участник образовательного процесса). Дети реализуют свой творческий потенциал через разные виды деятельности  (художественно-эстетическую, физическую, речевую и др.) совместно с родителями, то есть создано единое пространство для развития детей в семье и дошкольной образовательной организации, интеграция родителей в «детсадовскую» жизнь ребенка.

Практическая значимость:

Данный опыт могут использовать воспитатели дошкольных образовательных организаций в рамках работы по взаимодействию с семьями воспитанников.