Использование коррекционно-развивающих нетрадиционных игр
"Сенсорные пакетики" в работе с детьми с ограниченными возможностями
Петренко Светлана Адольфовна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 64
Ростовская обл г.Новочеркасск
Идею изготовления такого пособия как «сенсорный пакет» я увидела на просторах интернета. Предлагаю Вам познакомиться с этим пособием, которое я теперь использую в своей работе. Его можно использовать как в работе с детьми коррекционных групп, так и с детьми групп общеразвивающей направленности.
Актуальность
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, у которых в той или иной степени присутствуют нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонетических процессов и т. д. Все эти нарушения негативно скажутся в процессе усвоения школьной программы. С целью повышения уровня сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей в нашем саду реализуется комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, помимо речевого расстройства мы отмечаем недостаточную таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, и представлений об окружающем, а также моторных движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. И хотя недостатка в пособиях по сенсорике в данное время нет, но выбрать подходящее бывает очень трудно, да и стоимость их достаточно высока. Поэтому мы стараемся изобретать новые интересные и, по возможности, многофункциональные, пособия.
Предлагаю Вам “сенсорный пакет” он прост в исполнении, многофункционален и, что самое главное, очень нравится детям.
Итак что это? - это пакет заполненный гелем, в котором скользко перемещаются разные включения, ребёнку приятно с этим играть и он тем самым расширяет свой диапазон сенсорных ощущений, улучшает моторную деятельность.
Краткое описание: дидактическая игра, предназначенная для развития мелкой моторики, сенсорного развития ребенка.
Материал будет полезен:
- педагогам дошкольных образовательных учреждений;
- дефектологам и логопедам;
- родителям детей дошкольного возраста.
Для какого возраста:
- Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с младшего дошкольного возраста (с 2,5 лет). Это интересно и познавательно. Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее
задания. Проверено: даже взрослым интересно играть.
Какие задачи позволяют решать:
Яркие “сенсорные пакетики” скрывают в себе множество «секретиков», а значит, побуждают к проявлению познавательного интереса.
Ребенок пытается нащупать содержимое, а значит, стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики (что неразрывно связано с речевой функцией), описывает предполагаемую форму через ткань, свойства предметов, — развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи;
Развивать образное мышление, зрительное внимание, память.
В зависимости от содержимого “сенсорного пакетика” могут оказывать стимулирующее и расслабляющее воздействие.
Описание: данная игра представляет собой zip – пакетили или файл с разнообразным наполнением.
Тематика игр может быть разной: «Новогодняя елка», “Муха Цокотуха”, «Весёлый клоун”, “Воздушные шары”, “Яблонька” и т.д.
Для изготовления пакета нам понадобятся:
- zip – пакетили или файл;
- гель для волос или жидкое мыло;
- любые мелкие предметы (по тематики);
- скотч;
- использовать прозрачный гель – тогда играть будет намного интересней и веселее;
- не берать шампунь – если долго играть он начинает пузыриться и вытекать из пакета;
- не наливайте слишком много геля. Она будет выливаться из пакета и не будет стекать, так как его будет очень много.
Чем можно наполнить:
- блестки (сердца, звезды и др), макароны, рис, чечевица, маленькие игрушки, бусинки, пластиковые буквы, цифры;
- пуговицы, гидрогелевые шарики.
Порядок изготовления пособия:
- Берём zip – пакетили или файл и наполняем гелем, кладём мелкие предметы;
- скреплчем скотчем
- подкладываем под файл лист с картинкой по теме:
- скреплчем скотчем.
- можно просто подкладывать картинку, каждый раз меняя её.
Как играть с «сенсорным пакетом»:
- можете прикрепить пакет на стол или стул при помощи скотча;
- можно сделать целый ряд пакетиков с разными наполнителями и декорировать ими комнату, группу;
- спросить ребенка что находится в пакете, какого цвета и какими свойствами оно обладает;
- предложить пересчитать предметы внутри пакетика;
- предложить ребенку пальцем пройти лабиринт;
- подложите под пакет распечатанные большие буквы и предложите ребенку обводить их;
- под пакет можно положить распечатанные трафареты цифр, букв, различных дорожек и попросить ребенка обвести их пальчиком;
- можно положить картинку и дать определёное задание.
- давать задания ребёнку, на закрепление таких понятий, как: «на», «под», «возле», «за» и т. д.;
- выстраивать пальчиками, из мелких предметов ряды, считать предметы и т.д..
Несомненным плюсом такой игры являются многофункциональность, компактность, бюджетность.
В такие игры можно играть дома, они формируют добрые взаимоотношения между детьми, между взрослым и ребёнком.