Проект: "Моя любимая книжка"
Бакаева Марина Наилевна, воспитатель
МДОУ ЦРР Детский сад №127
город Магнитогорск, Челябинской области
Проект для детей старшей группы.
Тип проекта: познавательно- речевой, творческий.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатель группы, библиотекари детской районной библиотеки.
Автор проекта:Бакаева М.Н., воспитатель старшей группы.
Актуальность: К сожалению, в настоящее время роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать.Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Между тем, семейное чтение способно снять вопрос о бережном обращении к книге, духовно развивает ребенка, сближает его с родными людьми. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. Чтение – бесценное средство в формировании связной речи ребенка. По итогам анкетирования, которые провели в группе, мы выяснили что, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.
Проблема:стремительное снижение культуры чтения.
Цельпроекта: Прививать интерес и любовь к книге, чтению. Создать условия для литературно- творческого опыта детей.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке и книжном уголке;
- Формировать у детей понимание того, что книга источник знаний;
- Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным, поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;
- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.
- Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ней, вызывать положительные эмоции при чтении книг;
- Активизировать интерес родителей к совместной продуктивной деятельности, семейному чтению.
План реализации проекта:
Занятия |
- «История появления книги». Программное содержание: познакомить детей с историей создания книги, автором первой печатной книги. - «Правила пользования книгой». Программное содержание: познакомить с основами бережного отношения к книгам. - «Моя любимая книга». Программное содержание: Составление рассказа о любимой книжке ребенка. - «Какие бывают книжки» Программное содержание: Знакомить детей с тем, что книги могут быть разными по содержанию и по размерам, по целевой аудитории. - «Для чего нужны книги» Программное содержание: Развивать у детей интерес к чтению книг, учить внимательно слушать произведение, рассказать какую роль книга играет в жизни человека |
Беседы |
- «Моя любимая книга» - «Берегите книгу» - «Зачем нужны книги» - «Где живут книги». |
Экскурсии |
- экскурсия в библиотеку: |
Игры |
- Дидактические игры: «Угадай дальше», «Продолжи сказку», «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово». - Сюжетно – ролевая игра: «Библиотека» - инсценировки любимых сказок |
Продуктивная деятельность |
- «Книжкина больница»- лечим книжки - Рисование: «Мы рисуем волшебную сказку» - создание книжки из рисунков. -лепка: «Мой любимый сказочный герой» - создание тематической выставки. Тематическая выставка: «Моя любимая книга» - переустройство книжного уголка в группе |
Художественная литература |
Сказки: «Заюшкина избушка», «Хаврошечка» Разучивание стихотворения В.Берестова «Читалочка «И котенок и щенок», «Кто на ферме живет» «Волчишка», «Лисичкин хлеб» - Е.И.Чарушин |
Работа с родителями |
- Изготовление памяток для родителей: «Как научить ребенка беречь книгу», «Читайте чаще детям книги», «Как воспитать книголюба?» - Ежедневные информационные листки с занятий. - Литературная гостиная «В гостях у сказки» - Совместное создание «Книжки – малышки». |
Побывали на экскурсии в библиотеке.
Здесь живут наши друзья книги. Они тихонько стоят на полках и ждут своих читателей. Но стоит только взять их в руки они тут же расскажут много нового и интересного: какие животные живут в разных странах; откуда появляется дождь; где зимуют насекомые; какие есть планеты…
Занятия об истории возникновения книги.
Чтение книги одно из самых увлекательных занятий,дающее простор воображению и творчеству.
Не надо думать, что книги всегда были такими, какими мы их видим теперь перед собой. В старину много лет назад книги писались от руки, и на изготовление одной книги уходило 5-7 лет. К ним очень бережно относились и даже передавали другим по наследству.
Правила пользования книгой.
Книга очень ценная вещь. Много труда затратили люди на ее изготовление, поэтому необходимо обращаться с ней бережно.Нельзя рисовать в ней и подчеркивать понравившиеся места.На нее нельзя ставить утюг или сковородку, подкладывать ее под ножку качающегося стула.Книга очень хрупкая она боится воды и грязных рук.Бережно хранимая книга живет до ста лет.
В группе организована больница для книг.
Может ли книга заболеть? Конечно, может. Нам нужно обязательно о ней позаботиться, чтобы она служила долго и рассказывала свои интересные истории.
Рекомендации для родителей и педагогов.
Любой дошкольник является читателем и зрителем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем.
Воспитание дошкольника как читателя и зрителя является актуальной задачей, как для педагогов, так и родителей.
Необходимо: расширить круг читательских и зрительских интересов дошкольников; формировать готовность к полноценному восприятию прочитанного, увиденного; воспитывать вдумчивого, заинтересованного читателя.
Детям совместно с родителями регулярно посещать библиотеку, развивая их творчество, фантазию на основе прочитанного, увиденного.