Картотека пальчиковых игр для группы раннего возраста
Скоморохова Елена Ивановна, воспитатель
МБОУ Звёздненская СОШ
Кемеровский район, п.Звёздный
Цель пальчиковых игр: развитие у детей внимания, воздействуют на умственное развитие ребенка, развивают мелкую моторику рук, формируют правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуют память.
1. «Наши
ручки» |
Спрятали ручки за спину |
2.
«Кулачки» |
Сложить кулачки обоих рук |
3.
«Очки» |
Колечки подносят к глазам Дети повторяют действия за воспитателем. |
4. «Дождик,
дождик» |
Дети повернули ладошку кверху и |
5.
«Пароход» |
Дети обе сложенные ладони |
6. «Надоели нам
дожди»
|
Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап»
|
7. «Ладушки, ладушки»
|
Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на» |
8. «Рыбки»
|
Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова |
9. «Ноги ходят по
дороге» |
Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст
|
10. «Еду к деду, еду к бабе» |
Дети катают карандаш между ладонями |
11. «Катя гуляет» |
Дети катают карандаш между ладонями |
12.
«Белка» |
Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым: |
13. «Пришла
весна»
|
Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста. |
14.
«Капустка» |
Движения ладонями вверх, вниз. |
15.
«Лошадки» |
Пальцы скачут по столу, |
16. «Хоровод среди цветов» |
У ребенка в ладошках грецкий орех, |
17.
«Колокольчики» |
У ребенка в ладонях грецкий орех. |
18. «Будем пальчики считать» |
Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки.
Дети загибают пальчики на правой руке. |
|
|
19. «Этот пальчик хочет спать» |
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
20. «Дружат наши
дети»
|
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
21. «Моя семья» |
По ходу чтения, загибается на ручке |
22. «На
лужок»
|
Сгибают пальчики поочередно в кулачок. |
23.
«Зима»
Девочки и мальчики
|
Дети по очереди разгибают пальчики, |
24. «Зимняя
прогулка»
|
Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
25. «На полянке дом стоит» |
Сложить ладони домиком, так, чтобы |
26. «В детский сад идти пора» |
Дети поочередно загибают пальчики
Дети машут кистями рук. |
27.
«Сорока» |
Указательный палец правой руки делает
Поочередно, загибаем пальцы левой
Большой палец поднять вверх. |
28. «Из-за леса, из-за
гор» |
Пальчики передвигаются по столу с разным темпом. |
29. «В гости к большому пальчику»
Вместе пальчики – друзья,
|
Поднять вверх большой пальчик
Соединить вместе пальцы, которые перечисляются. Ритмично сжимать и разжимать кулак. |
30.
«Мальчик-пальчик»
|
На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их. |
31.
«Белка»
|
Пальчик с лисичкой кланяется |
32. «Улитка,
улитка» |
Сжать все пальчики в кулак. |
33. «Человечки» |
Пальцы сначала одной руки бегут |
34.
«Утята»
|
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно обеих рук. |
35. «Наш малыш»
|
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого. |
36. «Встали наши пальчики» |
Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца. Остался один большой палец.
Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны. |
37. «Полетели
птички» |
Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха. |
38. «Повстречал ежонка еж» |
Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. |
39. «За
работу» |
Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.
Энергично шевелить пальцами. |
40.
«Ежик» |
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. |
41. «Две веселые лягушки» |
Дети сжимают руки в кулачки и кладут |
42. |
Дети сжимают пальцы в кулачки, |
43.
«Пальчики»
|
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают одновременно, не сжимая их в кулачки. |
44. «Мы рисуем бегемота» |
Дети сгибают руки в локтях, |
45. «Пальцы в гости приходили» |
Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно. |
46.
«Дятел» |
Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки. |
47. |
Упражнение выполняют стоя. |
48.
«Зайчата» |
Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. |
49.
«Карась»
|
Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево. |
50. С добрым
утром! |
Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.
Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. |
51. «Раз, два, три»
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять. |
Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками. |
52. «Пальчики» |
Загибают поочередно пальчики правой и левой руки. |
53. «Веселые
мышата» |
Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает. |
54. «Скорее, мышка, домой»
|
Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком. |
55. «Пальчик ест
кашу»
|
Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика. |
56. «Утро настало» |
Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
57. «Моя семья» |
Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
58. «Пять
пальчиков» |
Дети показывают ладони, покачивают Поочередно загибают пальчики. |
59.«Пальцы – дружная семья» Мы рога козы покажем И рога оленя даже..
Мы про зайку не забудем –
Чтобы четко говорить,
|
Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.
Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к
голове. |
60. А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,
|
Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу. |
61. «Замок» Кто открыть его бы мог? Покрутили. Постучали И открыли.
|
Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. |
62.
«Апельсин» |
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы. |
63.
«Прятки» |
Сжимание и разжимание пальцев. |
Доброе утро!
Утро пришло, Свет принесло, Раньше вставай! Солнце встречай!
Просыпайтесь, девочки! Поднимайтесь, девочки! Просыпайтесь, мальчики Поднимайтесь, мальчики! Улыбнитесь, мальчики!
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, леса высокие и низкие! Здравствуйте, луга ровные-преровные! И конечно, здравствуй, Я!
|
Во время песенки дети сидят на корточках с закрытыми глазами.
Поднимаются девочки
Поднимаются мальчики
Сделать руками круг Прямые руки вверх, в стороны Руки вверх (затем вниз), трясти кистями рук. Руками, согнутыми в локтях водить в одной плоскости, перед собой Обе ладони положить на грудь.
|
Вот я какой!
Хоть я и мал, но я могуч, Могу рукой достать до туч, Я звёздочку с небес возьму,
К себе в кармашек положу!
Сначала стану маленьким, К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большой – До солнца дотянусь.
|
Присесть, руками дотронуться до пола, Руки вверх, ладони в кулачках, Одна рука в прежнем положении, другую – выпрямить, максимально раздвинуть пальцы, выполнять круговые движения кистью, “Положить звёздочку” в противоп. карман.
Присесть на корточки, Обнять себя за колени, Встать, потянуться руками вверх, Раздвинуть пальцы, покачать кистями.
|
Стеночка.
Стенка, стенка, Потолок, Две ступеньки, Дзинь – звонок.
|
Гладить себя по щекам, По лбу, “Шагать пальцами” по губам. Нажать на нос. |
Две сороконожки.
Две сороконожки бежали по дорожке (3 раза), По полу бежали, По ножкам бежали, По пузику бежали, По носику бежали, Друга повстречали, Так друг друга обнимали, Обнимали, обнимали, Что едва мы их разняли.
И за кустик забежали.
|
Стучать пальцами по полу,
По ножкам с движением снизу вверх, По животу, По носу, Хлопок над головой прямыми руками Разводить прямые руки в стороны, сводя сцеплять кисти в замок. С усилием расцепить кисти рук.
Руки за спину. |
Чиним мост.
Чок-чок, чок-чок, Сколочу мосток, Серебром мосток замощу Маленьких ребятишек По мостику пущу. Чок-чок, чок-чок, Сколочу мосток, Серебром мосток замощу Больших великанов По мостику пущу Чок-чок, чок-чок, Сколочу мосток, Серебром мосток замощу Малюсеньких гномиков По мостику пущу.
Кузнец.
Кузнеца не видать, Кузнеца не слыхать. Надо его позвать, Чтобы лошадку подковать. Кузнец-молодец, Расковался жеребец, Ты, подкуй его опять, От чего ж, не подковать. Вот гвоздь, Вот подкова, Раз, два и готово.
Повторить ещё раз. |
Попеременно ударяем ладонями по щекам, Положили кисти на голову, Движения рук от головы до подбородка, “Шагаем пальцами” от подбородка до макушки. Попеременно ударяем кулаками по щекам,
“Шагаем кулачками”
Попеременно ударяем мизинцами о щекам,
“Шагаем мизинцами”
Ладонь у лба в виде “козырька” Ладонь у уха, Движения двумя руками к себе.
Гладить себя по голове, Развести руками, Грозить пальцем, топать ногой. Стучать кулаками в грудь, Указательный палец руки, Ладонь другой руки, Ткнуть указательным пальцем одной руки в ладонь другой, А затем хлопнуть в ладоши. Второй раз “подкова” на ноге. |
Мышки.
Ребятишки, у меня в амбаре мышки! Мышка – Машка, мышка – Тишка, Ну, и мышки – шалунишки, Мышки хвостики достали, Хвостиками помахали. Мышка – Машка, мышка – Тишка, Ну, и мышки – шалунишки, Мышки рано выползают, Мышки хвостиком болтают. Хвать зерно и убежали, Никому не показали. Ушки расправили, Лапки помыли, Длинные хвостики в кармашек положили И пошли гулять. |
Руки в кулаках подняты вверх,
Вращать одним кулаком, затем – другим, Двумя кулаками одновременно. Руки в кулаках с выпрямленными мизинцами подняты вверх, Шевелить одним мизинцем, потом другим. Затем, одновременно. Стучать пальцами по полу.
Одновременно ладонями хлопнуть по полу, Прижать ладони к груди. Гладить ладонями уши, Гладить одной ладонью другую ладонь, Имитировать движения.
|
Каша.
Каша-малаша, ты, так хороша! Если добавить чуть-чуть молока, Сахар и соль и корицу возьмём, Кашу мы маленьким деткам даём. Каша-малаша, ты, так хороша! Если добавить стакан молока, Сахар и соль и корицу возьмём, Кашу мы папам и мамам даём. Каша-малаша, ты, так хороша! Если добавить ведро молока, Сахар и соль мы горстями кладём, Кашу большим великанам даём.
|
Одна рука имитирует маленькую кастрюльку Мешать мизинцем другой руки. Рука в шепотке, Мизинцем “доставать кашу из кастрюльки”
Одна рука имитирует кастрюлю побольше Мешать указательным пальцем другой руки. Рука в шепотке, Указательным пальцем “кормить”. Одна рука имитирует большую кастрюлю (вся рука), мешать другой рукой. Рука собрана в горсть,
Всей рукой “доставать кашу из кастрюли”
|
Одеваемся.
На улицу собираемся, Тепло одеваемся. Одели шапку, под подбородком крепко завязали,
Одели шубку.
На все пуговицы застегнули (пуговки в ряд на деток глядят). Варежки одели, Длинный шарф завязали. |
Ладоням обеих рук проводим от макушки к подбородку,
Имитация: просовываем одну руку в рукав, натягиваем на плечо, затем то же, др. рукой. Поочерёдно опускаем кулачки от шеи до коленок. Имитация движений. |
Ворота.
Построим ворота Сначала в небеса Потом не землю. Ой, живые ворота, пропустите, меня! Я и сам пройду и детей проведу.
|
Прямые руки подняты вверх и в стороны,
В том же положении ладонями коснуться пола. Дети по очереди проползают между ног взрослого или других детей.
|
Птенец.
В солнечном домике, кто-то живёт. Посмотрите, как они расправляют перья. Пёрышки превратились в крылья, Крылья сложились и полетели над землёй! Вот высокая гора, Вот быстрая речка, Вот зелёный лес, Вот дерево, а на нём… Что это там? Это гнездо! (Давайте одной ручкой обнимем другую). А в этом гнёздышке – птенчик! Какой у него клювик! Птенчик кричит! Что он кричит? “Мама, мама!” (тоненьким голоском). Он есть хочет. Мама прилетела.
Мама червяков принесла. Птенчик съел одного червяка, потом второго, третьего, четвёртого, а пятый убежал. Но птенчик всё равно наелся. Погладьте его животик, (какой он тёплый!) Птенчик наелся. А теперь, что он делает? Захотел спать. Мама приготовила ему мягкую постель, Птенчик потрогал её клювом и лёг. Улёгся спать птенчик.
|
Ладони в кулачках,
По очереди выпрямлять пальцы,
Раскрытые ладони соединить, имитируя крылья,
Положить одну ладонь в другую,
Указательный и большой палец правой руки имитируют клюв птенца
На левой руке большому пальцу противопоставлены указательный, сред- ний, безымянный, мизинец (клюв птицы). Пальцы левой руки быстро шевелятся. Имитация того, как птенец съедает по очереди червяков, Пальцы левой руки (червячки) по одному загибаются. Гладить ладонью левой руки по тыльной стороне правой. Разомкнуть и сильно развести указатель- ный и большой палец правой руки. Поставить ладонь левой руки параллельно полу, Сомкнутыми указательным и большим пальцами правой руки коснуться ладони левой руки. Имитировать движение. |
Сказку зовём.
На горе стоит гора, И на той горе гора, А на той горе – лужок, А на том лужке – дубок, Сидит ворон на дубу,
И играет во трубу, Ворон в красных сапогах, Во зелёных серьгах, Сказку вещает, Гостей созывает. Мы пойдём сказку слушать, Вкусные прянички кушать.
|
Одна рука перед собой, согнутая в локте, На неё положить другую руку. Сверху положить первую руку А вторую поставить вертикально. Вертикально стоящая рука кистью имитирует голову ворона. Обе ладони сложить у рта в виде рупора. Гладить себя ладонями по голеням снизу вверх, Гладить по ушам сверху вниз. Ладони у рта в виде рупора, Махи руками к себе. Поднести ладонь к уху, затем другую ладонь к другому уху, Поочерёдно подносить кулачки ко рту.
|