Изобразительная деятельность в сенсорном развитии дошкольников
Радионова Оксана Викторовна, воспитатель
МАДОУ №82
г. Томск
Сенсорное развития в младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение. Именно в этом возрасте наиболее благоприятно совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом детского сада в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагогунеобходимо создавать для этого все условия, а именно он должен:
- обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности;
- формировать эстетические чувства и представления,- развивать образное мышление и воображение;
- обучать детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.
На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Лепка
Игра «Большие и маленькие мячики».
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры.
Воспитатель даёт рассмотреть мячики разных цветов (синие, красные) и разной величины (большой и маленький). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч красного цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч синего цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
- Посмотрите, какой формы мячики? ( круглые)
- А какой они величины? (разные: один больше, другой меньше)
- Какого цвета мячики? (разные: красный, синий.)
- Молодцы! Мячики рассмотрели. Давайте, слепим для Оли и Иры мячики.
Посмотрите, какого цвета у меня пластилин?
Д.: Красный.
В.: Правильно, красный. Я разомну пластилин руками, чтобы он был мягкий, чтобы из него легко было лепить.
-Какой кусок пластилина нам нужно отщипнуть, чтобы слепить большой мячик? (большой).
Сейчас отщипываем большой кусок пластилина, размягчаем его в руках, кладем на ладошку и раскатываем круговыми движениями.
-Какой мячик получился? (Большой)
Посмотрите, какой получился мячик? (красный, круглый, большой).
Мы его подарим кукле Оле.
-Какой кусок пластилина нужно отщипнуть, чтоб слепить маленький мячик? (маленький).
Отщипываем маленький кусок синего пластилина, размягчаем его в руках, кладем на ладошку и раскатываем круговыми движениями. Покажите, как будем раскатывать? (Дети показывают жестом в воздухе).
-Что получается? (мячик).
-Какой? (маленький).
Мы его подарим кукле Ире.
Аппликация
Дидактическая игра «Собери бусы».
Цели и задачи: закреплять представления детей об основных цветах, уметь группировать предметы по цвету; развивать сенсорное восприятие; формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами; воспитывать интерес к математическим действиям.
Для игры вырезать кружки из картона разного цвета и разного размера.
Давайте для мамы сделаем бусы на ниточке. Для этого у нас есть геометрические фигуры.
-Какие геометрические фигуры видите? (Круг)
-Какого они цвета? (Зеленый, Желтый).
Воспитатель: Ой, посмотрите, все мои бусинки просыпались на пол и раскатились. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. Дети раскладывают по цвету «бусинки» (круги, вырезанные из цветного картона).
Давайте сами сделаем красивые разноцветные бусы и подарим маме.
Взрослый предлагает ребёнку собрать бусы. Ребёнок раскладывает кружки, глядя на образец, а также можно создавать свои "бусы".
Рисование
Дидактическая игра «Украсим ёлочку»
Цель: познакомить
детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками", познакомить детей с красками.
Задачи:
1. развивать память и внимание детей.
2. обогатить детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
3. воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам.
4. развивать речевое общение детей со взрослыми и сверстниками.
5. вызвать желание детей к творчеству через игру.
6 учить детей правильно сидеть при рисовании.
7. познакомить детей к красками желтого и синего цвета.
8. развивать моторику рук, посредством рисования пальчиками.
9. создавать положительный эмоциональный настрой… развивать художественное восприятие.
Организация детей на игру:
Воспитатель: Елочка красивая в гости к нам пришла. Какого цвета елочка? (зеленая) А какой скоро праздник? (Новый год). На праздник новогодний все наряжаются. Давайте и мы с вами украсим елочку (желтыми) шарами.
Ход игры:
(Дети выбирают из четырех основных цветов желтые шары и располагают их в хаотичном порядке на елочке). Какими
шариками мы украшали нашу елочку? (желтыми). Правильно,ребенок
опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш поверхностно опускал пальчик в баночку с краской.
Покажите ребенку, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости возьмите руку ребенка в свою и нарисуйте несколько точек.
При смене цвета пальчик промываем в мисочке с водой и вытираем тряпочкой.