Изобразительная деятельность в сенсорном развитии дошкольников

Радионова Оксана Викторовна, воспитатель

МАДОУ №82

г. Томск

 


Сенсорное развития в младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение. Именно в этом возрасте наиболее благоприятно совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом детского сада в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагогунеобходимо создавать для этого все условия, а именно он должен:

- обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности;

- формировать эстетические чувства и представления,- развивать образное мышление и воображение;

- обучать детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

        

Лепка

Игра «Большие и маленькие мячики».

Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры.

Воспитатель даёт рассмотреть мячики разных цветов (синие, красные) и разной величины (большой и маленький). Показываеткак они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч красного цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч синего цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

- Посмотрите, какой формы мячики? ( круглые)

- А какой они величины? (разные: один больше, другой меньше)

- Какого цвета мячики? (разные: красный, синий.)

- Молодцы! Мячики рассмотрели. Давайте, слепим для Оли и Иры мячики.

Посмотрите, какого цвета у меня пластилин?

Д.: Красный.

В.: Правильно, красный. Я разомну пластилин руками, чтобы он был мягкий, чтобы из него легко было лепить.

-Какой кусок пластилина нам нужно отщипнуть, чтобы слепить большой мячик? (большой).

Сейчас отщипываем большой кусок пластилина, размягчаем его в руках, кладем на ладошку и раскатываем круговыми движениями.

-Какой мячик получился? (Большой)

Посмотрите, какой получился мячик? (красный, круглый, большой).

Мы его подарим кукле Оле.

-Какой кусок пластилина нужно отщипнуть, чтоб слепить маленький мячик? (маленький). 

Отщипываем маленький кусок  синего пластилина, размягчаем его в руках, кладем на ладошку и раскатываем круговыми движениями. Покажите, как будем раскатывать? (Дети показывают жестом в воздухе).

-Что получается? (мячик).

-Какой? (маленький).

Мы его подарим кукле Ире.

Аппликация

Дидактическая игра «Собери бусы».

Цели и задачи: закреплять представления детей об основных цветах, уметь группировать предметы по цвету; развивать сенсорное восприятие; формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами; воспитывать интерес к математическим действиям.

Для игры вырезать кружки из картона разного цвета и разного размера.

Давайте для мамы сделаем бусы на ниточке. Для этого у нас есть геометрические фигуры.

-Какие геометрические фигуры видите? (Круг)

-Какого они цвета? (Зеленый, Желтый).

Воспитатель: Ой, посмотрите, все мои бусинки просыпались на пол и раскатились. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. Дети раскладывают по цвету «бусинки» (круги, вырезанные из цветного картона).

Давайте сами сделаем красивые разноцветные бусы и подарим маме.

Взрослый предлагает ребёнку собрать бусы. Ребёнок раскладывает кружки, глядя на образец, а также можно создавать свои "бусы".

Рисование

Дидактическая игра «Украсим ёлочку»

Цель: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками", познакомить детей с красками.
Задачи:
1. развивать память и внимание детей.
2. обогатить детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
3. воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам.
4. развивать речевое общение детей со взрослыми и сверстниками.
5. вызвать желание детей к творчеству через игру.
6  учить детей правильно сидеть при рисовании.
7. познакомить детей к красками желтого и синего цвета.
8. развивать моторику рук, посредством рисования пальчиками.
9. создавать положительный эмоциональный настрой… развивать художественное восприятие.

Организация детей на игру:

Воспитатель: Елочка красивая в гости к нам пришла. Какого цвета елочка? (зеленая) А какой скоро праздник? (Новый год). На праздник новогодний все наряжаются. Давайте и мы с вами украсим елочку (желтыми) шарами.

Ход игры:

 

(Дети выбирают из четырех основных цветов желтые шары и располагают их в хаотичном порядке на елочке). Какими шариками мы украшали нашу елочку? (желтыми). Правильно,ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш поверхностно опускал пальчик в баночку с краской.
 Покажите ребенку, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости возьмите руку ребенка в свою и нарисуйте несколько точек.
При смене цвета пальчик промываем в мисочке с водой и вытираем тряпочкой.