Проект по лего-конструированию в подготовительной группе

"Мой город - мое будущее"

Фадейчева Юлия Валерьевна, воспитатель

МДОУ №61

ДП Кратово Раменский р-н, М/О

 


Паспорт проекта

Актуальность проекта

Проблема загрязнения окружающей среды с каждым днем становится все острее. Ежедневно люди сталкиваются с вредными  отходами производства, что отрицательно влияет на здоровье населения, приводит к загрязнению воздуха, воды, почвы. Разработки по активному внедрению экологически чистых производств и систем жизнеобеспечения начинают реализовываться в строительстве экологически чистых многомиллионных городов уже сегодня. На  съездах экологов,  экологических конференциях уделяется большое внимание именно этой проблеме.  Одно из предложений по уменьшению загрязнения окружающей среды в крупных городах было разработано китайскими учеными. По их мнению, следует строить города, которые будут удобны для жизни без машин. По мнению разработчиков,  офисные, производственные и административные  здания  в таком городе  будут находиться по периметру, а проживать люди будут в «сердце» города, т.е. в  его центре. При этом здания должны быть максимально высокими и близко расположенными  к рабочим местам жителей. Путь на работу или в любую другую точку города от места проживания  тогда будет  занимать примерно 10-20 минут прогулочным шагом. В таких условиях добираться  до места работы и обратно можно будет  на велосипеде или пешком. Таким образом, город будет полностью лишен транспорта, загрязняющего окружающую среду. Согласно результатам исследования, такой город  будет потреблять меньше воды на 58%, электроэнергии — на 48%, а количество отходов снизится на 89%.

Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту. Ведь без заботы и бережного отношения погибнет все живое, мы не сможем сохранить чистоту и красоту родного города.

Совершая  групповые экскурсии по улицам нашего города, мы не могли не заметить, что люди бросают мусор мимо урны, во дворах  переломаны скамейки у подъездов домов, стены некоторых зданий исписаны, на улицах много бездомных животных.

Мы задумались: каким же будет  наш город через 100 лет?

Картина получилась весьма удручающей: наш город может стать серым и мрачным, если люди не будут заботиться о нем. Не будет красивых и ярких зданий, ведь все стены будут исписаны, во дворах  пожилым людям негде будет присесть, кругом одни машины, а дети дышат выхлопными газами, и часто болеют, огромное количество грязных и голодных бездомных животных, совсем нет зеленых насаждений. «Такого не должно случиться, иначе наш город может  просто погибнуть!»- таким было наше общее мнение. «Что нужно сделать всем нам  для того, чтобы это не случилось?» -возник  следующий вопрос. Конечно же, в первую очередь, не быть равнодушными. Решать проблему нужно сообща.

Для того, чтобы улучшить  экологическую обстановку в родном городе, ребята решили построить технопарк  будущего, в котором современная техника будет максимально комфортной  для человечества и экологически  безопасной  для  окружающей среды.

Вид  проекта: групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников (законные представители).

Сроки реализации проекта: 2 месяца

Цель проекта: развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания модели технопарка посредством ЛЕГО-конструирования.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Продолжать обучать детей старшего дошкольного возраста конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • Расширять представления детей о разных видах транспорта, современной технике и их значении в жизни человека, ее влиянии на его здоровье;
  • Активизировать познавательный интерес к объектам социального мира.

Развивающие:

  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, познавательные и конструкторские способности, самостоятельность при работе со схемами;
  • Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
  • Способствовать эмоциональному, насыщенному, содержательному общению детей друг с другом в игре и продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, заботу о будущем родного города;
  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, чувство уважения к людям любой профессии и результатам  их труда;
  • Продолжать формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Предполагаемые результаты:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • Сформируется духовное, экологическое, нравственное и личностное отношение к действительности, представление о том, что сохранность природы, социальных объектов, выполнение правил культуры поведения в социуме – обязанность каждого жителя своего города, своей малой Родины.

Материально- техническое обеспечение: конструктор LEGO Duplo.

Этапы проекта:

I этап (подготовительный):

 

  • Выбор темы, ее актуальность;
  • Подбор материалов по теме проекта (дидактический, демонстрационный  материал, художественная литература);
  • Разработка проекта (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования);
  • Работа с родителями (законными представителями): вовлечение родителей в проект (знакомство с проектом, привлечение родителей в работу по созданию построек из Лего – конструкторов в детском саду и дома, консультации, буклеты, участие с детьми в конкурсах детского совместного творчества);
  • Создание условий для реализации проекта по Лего - конструированию (подбор конструкторов для детей по возрастам, определение места в группах).

II этап (основной):

Реализация проекта осуществлялась через:

  • непрерывную образовательную деятельность ,
  • режимные моменты,
  • самостоятельную деятельность детей,
  • взаимодействие с семьями воспитанников,
  • со специалистами ДОУ,
  • с социокультурными институтами (музей, детская библиотека).

III этап(заключительный) :

  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей из различных видов  конструктора  «Наш город в будущем»;
  • Фотовыставка «Лего- это увлекательно!» ;
  • Презентация Лего- постройки «Технопарк»;
  • Участие в муниципальном Лего- фестивале «Карталы- город будущего».

Работа на I этапе:

  • Беседы с детьми с целью выявления знаний детей о нашем городе (его истории, особенностях климата, достопримечательностях города, названиях улиц, городков в городе, о знаменитых земляках, о работе транспорта и т.д.);
  • Подбор иллюстративного и демонстрационного материала, художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактических игр по теме проекта («Собери картинку», «Убери лишнее», «Назови профессии» и т.д.);
  • Подбор аудио- и видеоматериалов о нашем городе Карталы; о современных транспортных средствах;
  • Оформление выставки  совместного творчества «Наш город   в будущем» (совместно с родителями);
  • Изготовление буклетов «Карталы- город мой», «Земля- это наш дом, не допустим мусора в нем!»;
  • Разработка памяток для родителей «Берегите природу!», «Мы- за чистый город!»

Работа с родителями:

  • Ознакомление родителей (законных представителей) с проектом;
  • Помощь в оформлении выставки работ совместного творчества из различных  видов конструктора «Наш  город в будущем»;
  • Подготовка консультаций для родителей : «Моя малая Родина», «Воспитываем патриотов»;
  • Изготовление буклетов «Карталы- город мой», «Земля- это наш дом, не допустим мусора в нем!»;
  • Разработка памяток для родителей «Берегите природу», «Мы- за чистый город!»

Работа с детьми:

  • Цикл познавательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (образовательные области  согласно ФГОС ДО);
  • Беседы по теме проекта;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Экскурсии в городской  краеведческий музей, детскую библиотеку с целью расширения знаний  о родном городе, его достопримечательностях,  знаменитых горожанах и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», «Город мой»;
  • Чтение стихов о городе;
  • Выставка работ  совместного творчества «Наш город в будущем»;
  • Создание построек из Лего- конструктора.

Взаимодействие со специалистами ДОУ:

Специалист  по  ИЗО- деятельности:

  • Рисование гуашью  «Мы- за чистый  город!», «Карталы- город  будущего»;
  • Лепка из пластилина «Дом, в котором я живу»;
  • Аппликация «Машины на улицах города»;  «Я люблю свой город!»(коллективная работа);
  • Тестопластика «Транспорт» .

Инструктор по ФИЗО :

  • Подвижные игры «Золотые ворота», «Заря-заряница», «Горелки», «Колечко», «Море волнуется», «Жмурки», «Салки»;
  • Физкультурный досуг совместно с родителями «Вот какая дружная семейка!», квест-игра с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие  по родному городу»;
  • Утренняя гимнастика с использованием логоритмики «Строим дом»;
  • Пальчиковые игры: «Целый день: стук да стук», «На полянке стоит дом», «У оленя дом большой», «Едем, едем на машине…»;
  • Физминутки: «Самолеты», «Я-шофер», «Ракета», «Вертолет», «Поливальная машина».

Работа на II этапе

Технологическая карта проекта

 

Образовательная область

Виды деятельности

Содержание образовательной области

 

 

 

 

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коммуникативно- познавательная

 

 

Рассматривание альбомов с иллюстрациями, фотографий с изображением нашего города; альбомов, открыток с изображением различных современных видов транспорта, техники.

Рассматривание альбомов, иллюстраций  с изображением различных профессий.

Экскурсия в  детскую библиотеку  с целью расширения знаний о нашем городе, его истории, природе и т.д.

Игровая деятельность: с/р игры «Строители», «Автосалон», «Библиотека».

Дидактические  игры «Кому что нужно для работы», «Назови и покажи», «Что лишнее?», «Собери картинку».

Чтение  художественной литературы: ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин  «Кто построил этот дом», В.Маяковский «Кем быть?» и др.

Познавательное развитие

познавательно – исследовательская, коммуникативная

Беседы: «За что я люблю свой город», «Каким я представляю свой город в будущем», «Откуда берется мусор?», «Если бы у меня была машина времени…»  и т.п.

Экскурсия в городской краеведческий музей с целью обогащения знаний о родном городе (его истории, природе, знаменитых земляках и т.д.)

Беседа «Что мне больше всего понравилось и запомнилось» (по итогам экскурсии)

Проблемные ситуации «Чем помочь родному городу, чтобы воздух в нем стал чище?» , «Придумай полезные и нужные средства передвижения», «Новая жизнь ненужных вещей»  и т.п.

Образовательная деятельность по Лего-конструированию: «Мой город будущего», «Городские достопримечательности», «Транспорт».

Вечер загадок и отгадок (загадки, пословицы и поговорки  о профессиях).

Составление творческих рассказов «Почему я люблю свой город»,  их оформление  в сборник.

Викторина «Знатоки  родного города».

НОД «Путешествие в прошлое и будущее города».

Речевое развитие

речевая

Копилка стихов и песен о  нашем городе

Чтение  художественной литературы: ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин  «Кто построил этот дом», В.Маяковский «Кем быть?» и др.

Словесные игры: «Закончи слово», «Скажи ласково», «Кто что делает». «Скажи наоборот», «Подскажи словечко»

Художественно – эстетическое развитие

изобразительная,

продуктивная

Рисование  гуашью:«Мы за чистый город!», «Карталы- город  будущего»;

Лепка из пластилина  «Дом, в котором я живу»;

Аппликация  «Машины на улицах города»;  «Я люблю свой город!»(коллективная работа);

Тестопластика «Транспорт»

Физическое развитие

двигательная, игровая

Утренняя гимнастика  с использованием логоритмики «Строим дом»

Подвижные русские народные  игры  «Золотые ворота», «Заря-заряница», «Горелки»,  «Колечко», «Море волнуется», «Жмурки», «Салки»

Физкультурный досуг совместно с родителями «Вот какая  дружная семейка!», квест-игра с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие  по родному городу»

Пальчиковые игры: «Целый день: стук да стук», «На полянке стоит дом», «У оленя дом большой», «Едем, едем на машине…»;

Физминутки: «Самолеты», «Я-шофер», «Ракета», «Вертолет», «Поливальная машина».

Работа на III этапе

На заключительном этапе проекта  была оформлена фотовыставка  «Лего- это увлекательно!», дети презентовали свою Лего-постройку «Технопарк», была организована  выставка  работ совместного творчества  детей и родителей из различных видов  конструктора  «Наш город в будущем».

В результате проделанной работы были получены следующие результаты:

  • у детей появился интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;
  • сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей улучшились;
  • у детей стало более сознательным желание  трудиться, они с удовольствием выполняют задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,  стараются доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • наблюдается сформированность духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представление о том, что сохранность природы, социальных объектов, выполнение правил культуры поведения в социуме – обязанность каждого жителя своего города, своей малой Родины.
  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей из различных видов  конструктора  «Наш город в будущем»;
  • Фотовыставка «Лего- это увлекательно!» ;
  • Презентация Лего- постройки «Технопарк»;
  • Участие в муниципальном Лего- фестивале «Карталы- город будущего».

Список используемой литературы:

1.Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/М.С. Ишмакова.-М.:изд. – полиграф. Центр «Маска». -2013г.

 

2.Комарова Л.Г. Строим из «LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)- М: Линка-Пресс, 2001г.