Белоснежка и семь гномов

Петровских Екатерина Анатольевна, воспитатель

МБДОУ №212

г.Красноярск


1. Организационный момент.

Вход под спокойную музыку (Слайд картинка зимнее утро в лесу)

- Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я вас всех люблю!

- Ребята, посмотрите на картину, какое время года на ней изображено? (Зима)

- Какое вы бы дали название картине? (Зимний лес, утро в лесу)

Проблемный вопрос.

-Дети, а что такое лес? Хотите побывать сейчас в зимнем лесу?

Метод вживания (эмпатии)

- «Вокруг себя обернись и в лесу очутись».

- Ой, в какой лес мы попали? (Волшебный, зимний, холодный...).

- Давайте назовем «зимние» слова и сдуем каждый по снежинке.

- Поднимите глаза и посмотрите на белое, морозное небо. Улыбнитесь ему (улыбка - мимический упр.).

- Вдохните свежий, чистый воздух грудью - выдохните (упражнения на дыхание).

- Послушайте голоса птиц, животных. (Слайд «аудиоголос животных в лесу».) Нам стало страшно в таком безмолвном лесу (испуг - мимический упр.).

- Возьмите в руки бинокли и посмотрите на зимние деревья - они все закутаны в платки. (Гимнастика для глаз). Выразите им свое восхищение (восхищение - мимический упр.).

-  А вон тропинка, давайте узнаем куда она ведёт. Идём по ней. И привела нас к волшебному камню.

2. Целеполагание

- Ребята, посмотрите куда нас привела лесная тропинка! (Слайд)

- Это волшебный камень с надписью: «Налево пойдёшь- коня потеряешь, направо пойдёшь себя не найдёшь. Прямо пойдёшь- в сказку попадёшь». Ребята, какое направление мы выберем сегодня с вами? (Прямо)

- Мы все с вами хотим попасть в сказку, поэтому пойдём прямо.

- А в какую сказку мы с вами попадём, вы узнаете отгадав загадку:

Они жители лесные

Очень добрые смешные.

Вместо шапки колпачок.

Рост с ребячий башмачок.

С ними девушка жила.

Очень доброю была.

Любила стряпать и вязать

Дом в порядке содержать (Белоснежка и 7 гномов)

- Итак, ребята мы побываем сегодня в сказке «Белоснежка и 7 гномов», проведём опыты с камнями, потренируемся в счёте.

3. Основная часть занятия

- Много лет тому назад на нашей планете Земля в ужасном беспорядке появились складки на земле- это скалы, хребты, горы (слайд). Все эти породы состоят из камней.

-Ребята, а где вы встречались с камнями? (В горах или у их подножия, на берегу рек и морей, в самом море). (Показ слайдов).

- Дети, наши главные герои сказки «Белоснежка и 7 гномов» добывали камни глубоко под землей (слайд).

- Вспомните,как звали гномов? (Дог, Ворчун, Весельчак, Чхун, Тихоня, Соня, Простак) (Слайд).

- Сегодня гномы у нас в гостях. (Демонстрация слайда гномов.)

- Ребята, давайте дадим гномам свои имена. Например: по дням недели. (Слайд)

Дети называют дни недели и дают имена гномам.

- Гном по имени понедельник многое знает о камнях, так как очень любит строить.

- Вспомним, из чего строят люди свои дома? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т. д.).

- Все правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня. Вспомните сказку «Три поросёнка».

- Чей домик остался целым? Почему? (Ответы детей)

- А теперь давайте поиграем.

 Игровое упражнение «Что лишнее?»(На столе лежат булыжник, кирпич, кирпичик хлеба, кирпичик конструктора).

- Назовите предметы, которые лежат у меня на столе. (Дети называют)

- Вам нужно найти предмет, который не похож на остальные.

 - Что общего между кирпичом и кирпичом хлеба?

 - Чем они отличаются от булыжника? (Камень создала природа. А кирпич и хлеб сделал человек).

-Чем похожи кирпичик хлеба и кирпичик конструктора? (Формой)

- Чем отличается кирпичик конструктора и кирпич? (Материалом, размером, весом)

- Какой следующий гном к нам пожалует?

- Гном по имени вторник- очень любознательный и постоянно что-то исследует. Он любит изучать разные предметы, их свойства. Вторник предлагает нам проверить наши ощущения, которые проявляются при исследовании камней.

Игра «Ящик ощущений» (В ящике только камни).

- Нам Гномик принёс необычайный ящик, в котором находятся разные камешки.

- Я буду описывать камень, а вы его на ощупь по этим признакам найдите среди других камней.

- Поищите, пожалуйста, самый маленький, гладенький, круглой формы камень.

- Поищите, овальной формы камень, очень лёгкий.

- Поищите, самый тяжёлый камень.

(Выходит гном среда)

- Люблю я камни наблюдать,

Над ними можно размышлять,

Ценнее другого - желание

Законы жизни их понять.

Познать скрытые в них тайны и готово!

Что им присуще, что-случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.

- Гном Среда приглашает нас в свою мини- лабораторию для проведения научных опытов.

Исследование № 1.Первый опыт который мы с вами будем проводить называется «Одинаковых не бывает».

- Перед вами находятся разные камешки. Они отличаются формой, цветом, размером, весом.

- Рассмотрите внимательно, найдите самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный), камень среднего размера, круглый камень, камень овальной формы, камень с острыми краями, самый тяжёлый и самый лёгкий.

- Обоснуйте свой выбор.

Исследование № 2. «Пересчёт камней».

-Вам надо выложить камни в ряд - от самого большого до самого маленького.

- Посчитайте, сколько камней у вас в ряду.

- Покажите мне третий по счёту камень, пятый, седьмой?

- Посчитайте камни обратным счётом, как взлёт ракеты. (Дети считают обратный счёт.)

- Уберите из своего ряда пятый камень слева.

- Уберите из своего ряда второй камень справа.

- Сколько камней у вас осталось?

- Что нужно сделать, чтобы камней стало 10?

- Сколько нужно камней доложить до 10?

- Назовите соседей камня 4.

- Какой камень идёт после 6?

- Назовите предыдущий камень 4?

Исследование № 3. Найдите и внимательно рассмотрите самый круглый камень. Наложите его сверху на лист бумаги и обведите по контуру. Что Какая фигура получилась? (Круг)

 - Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).

- А раньше углы были? Как вы думаете?

- Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга.

- Послушали?

- А теперь вам задание. Когда вы будете на реке, послушайте, также камешки стучат в воде, когда поднимаются волны или по -другому, а потом мне расскажите.

- Договорились.

Исследование № 4.  «Какая поверхность у камня?».

- А сейчас мы будем с вами исследовать камни.

- Наша задача рассмотреть разные камни cпомощью лупы.

- Берем лупу и рассматриваем камешки.

- Что вы видите? (Кристаллики, трещины, узоры).

- Посмотрите на слайд и скажите, на ваших камнях есть такие линии?

-Это линия называется прямая –это линия, которая не имеет ни начало ни конца.

-  Кто увидел такую линию у себя на камушке?

- Это линия называется кривая-  это тоже линия, которая не имеет ни начало ни конца, но её нельзя начертить под линеечку, она похожа на змейку.У кого на камешки есть кривая линия?

- На что похожа ломанная линия? (На молнию во время грозы, на горы). Это фигура, которая состоит из нескольких отрезков.Кто нашёл на камушке такую фигуру?

Исследование № 5. «Твёрдость камней»

- У вас на столах лежат камень и пластилин.

- В одну руку возьмите камень, в другую возьмитепластилин.

- Сожмите крепко две ладони одновременно.

- Сравните, что случилось с камешком, а что с пластилином.

- Почему (камешек твердый, а пластилин мягкий)

- А теперь попробуйте постучать комочком пластилина о камень, отложите пластилин и возьмите еще один камешек и постучите двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Исследование № 6.«Тонет - не тонет».

- Ребята, как вы думаете, что случится с камушком, если мы его опустим в воду?  (Ответы детей)

- Может ли он плавать?

- Возьмем гальку и керамзит, сравним их по весу.

- Какие они одинаковые или нет?

- Какой из этих камней легче?

- Затем одновременно опустите их в стаканы с водой.

- Что случилось с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом?

Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что керамзит не тонет, так как в нём много пузырьков воздуха.

- Какой стала галька, когда вы её достали из стакана? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими?

- Какие вы у меня молодцы.

(Выходит гном четверг и представляется)

- Я гном деловитый. (Приносит мел и карандаш.)

Воспитатель: Гном по имени четверг интересуется камнями, которыми можно писать. А вы знаете камни, которыми можно писать и рисовать? (Мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте.

- А на бумаге вы чем рисуете? (Ответы детей).

- Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита – тёмно-серого мягкого минерала.

- Давайте с вами отдохнем, мы хорошо поработали. - Встаньте пожалуйста у своих мест.

Физкультминутка (На слайде)

 

- Вот мы с вами отдохнули и отправляемся на встречу к гному по имени Пятница.

- Я гном-мечтатель, добываю много сокровищ, я добытчик.

Воспитатель: Гном по имени Пятница изучает камни, которые образовались из растений и животных. Это янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней). Ребята, покажите мне пожалуйста, знакомые для вас камни и расскажите чем он вам запомнился? (Дети дают ответы-как зародилась жемчужина (из песчинок, янтарь - окаменевшая смола, коралл - полипа (крошечный желеобразный морской организм)

Воспитатель: - Где можно найти камни в современной квартире (Статуэтки, стены, аквариум) (слайд)

- Вернёмся к нашим друзьям гномам.

- Я гном интересный. Гном по имени суббота увлекается наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека- астрологией.

Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определенному знаку Зодиака, то есть камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва янтарь, топаз, У Девы нефрит. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, болезней, дурного глаза, от злых чар и т.д.

- Я гномик-трудяга добрый, ищу сокровища, тут и там.

Воспитатель: Гном по имени воскресенье все своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы и легенды. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисоватьящик (сундук), в котором будут охраняться подземные кладовые сокровищ. (Дети обводят по контуру и разукрашивают сундук).

 

 

- Ребята, скажите пожалуйста, из каких геометрических фигур состоит наш сундук? (Прямоугольники, квадрат, пол круга)

-Разукрасьте пожалуйста все прямоугольники жёлтым цветом, квадраты- коричневым, пол круга- оранжевым.

Дети разукрашивают сундук.

- Гномик Воскресенье благодарит детей за помощь.

- А вот и пришла к нам Белоснежка (слайд). По нраву пришлись вы мне. И я хочу одарить вас своими сокровищами, но для этого вы должны рассказать о том, что интересного сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем вы можете поделиться со мной.

Дети рассказывают, что узнали нового, что понравилось, что удивило.

 

- Я рада, дети, что вам понравилось наше занятие. И Белоснежка благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища. (Вручение конфет из малахитового ящика.). А еще давайте поблагодарим наших проводников-гномов, за очень интересное путешествие-знакомство с камнями. На этом наше занятие закончено. До новой встречи!