Знакомство воспитанников дошкольного учреждения со спортивной игрой "Гольф"
Батуро Галина Францевна, инструктор по физическому воспитанию
Калинина Вера Николаевна, инструктор по физическому воспитанию
МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида"
г.Гатчина
Рост и возраст в гольфе имеет не большее значение, чем вес в шахматах!))
ТайгерВудс.
Актуальность:В нашем детском саду педагогический процесс выстраивается в соответствие с требованиями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Физическое
развитие включает формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. А также
отмечено, что при инклюзивном образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование направленно на освоение детьми программы с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Принимая во внимание, все выше сказанное, и желание приобщить к спортивным играм всех детей старших и подготовительных групп, а так же детей из логопедических групп, в нашем детском саду
созданы все условия для развития некоторых видов спорта, используя спортивный зал и наш мини стадион на территории нашего ДДУ, мы обучаем детей элементам спортивных игр флорбол, футбол,
баскетбол..Так же, присодействии Президента Федерации Гольфа Ленинградской области Щукина Станислава и вице-президента Светланы Журовой в нашем ДДУ построено и создано в окончательном
ландшафтном первое 9-луночное гольф-поле и было приобретенно гольф-оборудование для тренировок и турниров в дошкольных учреждениях.
Гипотеза: Знакомя детей с элементами спортивных игр, я убеждена, что они будут заинтересованы в дальнейшем изучении этих игр, а главное здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и
развиваться, а физические качества будут совершенствоваться.Эти игры позволяют находиться большее количество времени на свежем воздухе в движении.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гольф - массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, с успехом развивается во многих регионах России, так и на всех континентах мира. Сама игра из развлечения шотландских пастухов превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки.
Занятия гольфом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – общей выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: концентрация внимания, волю, чувство ответственности за свои действия перед собой и гольф клубам . Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости попадания в лунку, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности гольфа создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Цель:Расширить знание и представление детей дошкольного
возраста о новых спортивной игре «Гольф»
Задачи:
Образовательная
-Ознакомить детей с элементами спортивной игр «Гольф»
-Обучать детей правилам спортивных игр
Оздоровительная
-Развивать выносливость
-Укрепление мышц спинного карсета, мышц плечевого пояса
Воспитательная
- Создать единое воспитательно-образовательное пространство для детей и их родителей
- Содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой
-Умение действовать в команде
-Умение самостоятельно принимать решение, проявлять инициативу
-Учить подчиняться разным правилам
Проблема:
-гиподинамия детей дошкольного возраста
- отсутствие возможности участвовать в спортивных играх детей с ОВЗ
-краткосрочное прибывание детей на свежем воздухе
Форма работы:
-Познавательная
-Игровая
Оптимизация созданных условий, позволила сформировать у воспитанников такие интегративные качества, как самостоятельность, инициативности,
установление положительных отношений к окружающим и спорту, отношение к миру и самому себе, стремление быть лучше.
При взаимодействии с родителями и для поднятия самооценки воспитанником, мы проводим совместные мастер-классы(где инструктора заменяют сами дети, обучая своих родителей), спортивные
праздники, турниры, развлечения. Дети с большим желанием принимают активное участие в таких мероприятиях. Проводим турниры среди разных групп и в группах.
Участники проекта: воспитанники старших и подготовительных групп, инструктор по физической культуре, администрация МБДОУ, родители.
Направленность программы
Разработанная адаптированная программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортивных резервов для гольфа и характеризуется:
1. Физкультурно-спортивной направленностью;
2. Направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально климатическими условиями и видом ДОУ (комбинированный );
3. Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
4. Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь всех сторон учебно- тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
5. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
6. Направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования воспитанниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме
дня и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Будут знать:
- Что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- Как правильно распределять свою физическую нагрузку;
- Правила игры в гольф.
- Правила охраны здоровья и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- Правила проведения соревнований
- О технических приемах в гольфе
- О положении дел в современном гольфе
Будут уметь:
-Проводить специальную разминку гольфиста
- Овладеют различными приемами техники гольфиста
- Освоят приемы тактики игры в гольфе
- Овладеют навыками судейства в гольфе, навыками организации мини- турнира.
- Овладеют навыками общения в коллективе;
- Будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Способы проверки ожидаемых результатов
• Педагогический контроль с использованием методов:
- педагогического наблюдения; опроса;
- приема нормативов;
-врачебного метода.
• Контрольные
игры (проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями.Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к турнирам).
Турниры.
•
Мониторинг в подготовительной группе (6-7 лет)
Оценка уровня развития:
• 1 балл-большинство компонентов не развиты
• 2 балла- отдельные компоненты не развиты
• 3 балла- соответствует возрасту (развиты все компоненты)
• 4 балла- высокий (уровень развития превышает норму)
№ |
ФИ |
Прыжок вверх с места толчком двух ног. |
Прыжок в длину с места толчком двух ног.
|
Кросс(бег по пересеченной местности).
|
Подтягивание на перекладине.
|
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа.
|
Паттинг с различных расстояний
|
Чиппинг с различных расстояний. |
Оценка техники выполнения полного свинга в ударах. |
Итоговый показатель |
|||||||||
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
О |
М |
||
Прыжок вверх с места толчком двух ног.
Наклеить на стену сантиметровую ленту. Предложить воспитаннику встать к ней боком, вытянув руку вверх. Зафиксировать точку на ленте, до которой он дотрагивается. Затем воспитанник выполняет прыжок как можно выше и касается на ленте самой высшей точки. Высчитывается разница между вторым и первым касанием.
1. Прыжок в длину с места толчком двух ног.
Воспитанник выполняет прыжок от исходной линией. Измеряется расстояние от исходной линии до пятки, ближайшей к линии.
2. Кросс(бег по пересеченной местности).
Максимально быстро пробежать необходимый отрезок по пересеченной местности.
3. Подтягивание на перекладине.
У мальчиков принимается по общепринятой методике. Девочки выполняют подтягивания в висе лежа на низкой перекладине. Исходное положение-вис лежа на прямых руках хватом сверху на ширине плеч. По команде испытуемый сгибает руки до касания подбородком перекладины. Туловище во время выполнения упражнения необходимо держать прямо. Руки должны разгибаться до полного выпрямления.
4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа.
Исходное положение: упор лежа, голова туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до прямого угла в локтевом суставе, не нарушая прямой линии тела. Разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии - голова, туловище, ноги.
5. Паттинг с различных расстояний
Удар паттером в лунку
6. Чиппинг с
различных
расстояний.
7. Удар лоб-веджем в лунку
8.Оценка техники выполнения полного свинга в ударах.
Ожидаемые результаты
Показатели |
Целевые ориентиры ФГОС ДО |
Планируемые результаты |
Ожидаемые результаты |
Средний |
Знакомство со спортивной игрой Гольф |
Знания истории и правил игры Гольф |
Уровень овладения материалом выше среднего |
Средний |
Способен договориться, учитывать интересы и чувства других |
Знает базовые навыки игры, хват, стойка, удар |
Уровень овладения материалом средний |
Средний |
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские так и исполнительные функции в совместной деятельности |
Знает разновидности удара и стойки |
Уровень овладения материала высокий |
Ниже среднего |
Подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими |
Выбирает правильную стойку, клюшку и правильно наносит удар |
Уровень овладения материалом средний |
Средний |
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения |
Правильно распределяет свои силы во время игры( удара), воспитанно ведет себя во время игры, знает правила безопасности |
Уровень овладения материалом средний |
Программный материал занятий
1. История возникновения гольфа. История возникновения мейджоров. Спортивная классификация и порядок присвоения спортивных званий. История Российского гольфа. Открытые чемпионаты США, Великобритании и РОССИИ. Олимпийские игры.Чемпионат Ленинградской области. Кубок федераций. Первый Всероссийский турнир и его победители. Первый гольф- инвентарь. Создание Ассоциации Гольфа России. Федерация гольфа Ленинградской области и ее роль в развитии массовой физической культуры и спорта. Российский гольф тур: соревнования любительские и профессиональные.
2. Изучение параметров оборудования и мировые стандарты: клюшек, мяча, типов гольф-полей, форма игроков, допуск, дисквалификация. Характеристики клюшек и их классификация: мощность, динамическая инерция, управляемость, контроль, ударная поверхность . Подбор клюшек по весу, балансу, управляемости, ударной способности, жесткости, длине,грипу. Мячи. Обувь. Экипировка гольфиста.
3. Инструктажи по соблюдению правил техники безопасности при игре в гольф. Общая характеристика спортивного травматизма. Средства и методы профилактики травм опорно-двигательного аппарата в гольфе. Правила поведения на гольф-поле и в спортзале при проведении занятий. Техника безопасности при использовании гольф- тренажеров. Техника безопасности при проведении групповых занятий на гольф-поле и в зале в присутствии большого количества занимающихся. Гольф-травмы и причины травматизма. Гольф- инвентарь, типы гольф-полей и гольф-симуляторов,физическая и техническая подготовленность спортсмена, простудные заболевания, тренировка и участие в соревнованиях в болезненном состоянии. Оказание первой помощи при ушибах, травмах. . Роль и функции тренера при проведении учебно- тренировочных занятий.
4. Инструктажи по соблюдению правил поведения нагольф-поле и в спортивном зале, действия по антитеррору. Инструктажи по соблюдению правил техники безопасности при игре в гольф.
5. Виды и группы мышц, участвующих в игре, их свойства, профилактика перегрузки, ущемления, переохлаждения, «сушка» организма, питье и питание игрока в гольф. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Физиологическая характеристика организма гольфиста при спортивной деятельности. Периоды изменения функционального состояния организма гольфиста во время тренировочных занятий или соревновательной деятельности: предстартовый, основной рабочий и восстановительный. Влияние разминки на состояние организма. Врабатывание. Утомление и переутомление. Механизмы развития утомления. Критерии готовности к тренировочной работе и соревновательной деятельности. Восстановительные мероприятия в спорте. Активный отдых. Массаж (виды спортивного массажа).
6. Роль и влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях гольфом, гольф-этикет. Основы рационального питания гольф истов. Основные принципы и формы специализированного питания гольфистов. исистов. Энергетическая диетология при подготовке гольфистов. Биологически активные пищевые добавки. Режим дня гольфиста. Режим дня во время турнира. Питьевой режим при выезде
в другую местность. Вредные привычки и их профилактика. Правильный подбор спортивной одежды, обуви, гольф-клюшек.
7. Правила игры в гольф. Судейство матча и судейская терминология. Организация турниров. Расстановка участников во флайтахтурнирах.Гольф-поля,стартовыети и их длина. Положение о турнире. Участники турнира. Организационный комитет. Судейский и обслуживающий аппарат соревнований.
8. Гольф-поля мира — изучение параметров и мировых стандартов.
• Методические рекомендации по технике безопасности мест проведения занятия и профилактике травм
Учебно-тренировочные занятия часто проводятся в неблагоприятных погодных условиях при одновременном нахождении на гольф-поле значительно больше 5-ти занимающихся спортсменов. Это обстоятельство выдвигает определенные требования, которые должен учитывать тренер. Занимающиеся должны быть проинструктированы об особенностях поведения на гольф-поле. Точное выполнение заданий тренера, особое внимание при выполнении ударов, исключающее удар клюшкой и попадание мячом в людей, находящихся на гольф-поле или рядом с ним.
.
В настоящее время находят широкое применение в практике занятий с гольфистами различные тренажеры, простейшие приспособления, приборы срочной информации. Их внедрение в практику требует особого внимания со стороны тренера.
Внедряя в практику занятий различные технические средства, необходимо уделять внимание обучению занимающихся тому, как ими пользоваться, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.
Опасность представляют отдельные спортивные снаряды, конструкции с выступающими в зал частями, на которые кто-то из занимающихся может наткнуться и получить травму. Перед началом занятий тренеру необходимо обратить внимание на все то, что может представлять опасность получения травм занимающимся: двери, окна, открытые в сторону зала, состояние сетки, устройства для подсчета очков и пр.
Особенность освещения зала предполагает расположение светильников по высоте, силе источника света, его направленности. При современных скоростях полета мяча освещенность над поверхностью корта должна быть не менее 500 люкс.
Тренер должен организовать тренировочный процесс таким образом, чтобы его воспитанники были защищены от получения травм.
В настоящее время большое количество турниров, в которых приходится участвовать с раннего возраста юным гольфистам, порой приводит к спортивным травмам и специфическим заболеваниям опорно-двигательного аппарата спортсменов. Подавляющее большинство травм возникает вследствие организационных и методических ошибок в учебно-тренировочном и соревновательном процессах. Однако нельзя не учитывать и индивидуальные особенности спортсмена, такие как уровень технической и физической, морально-волевой подготовленности, состояние здоровья в день тренировки и соревнования.
К организационным причинам, вызывающим получение травм гольфистами при проведении учебно-тренировочного процесса и турниров, следует отнести ошибки тренера, связанные с недостаточно высоким уровнем профессиональной подготовленности, неудовлетворительным состоянием санитарно-гигиенических и метеорологических условий, низким качеством и не соответствующим возрастным особенностям спортсмена гольф- инвентаря, оборудования, одежды и обуви.
К методическим причинам, стимулирующим травмы спортсменов, следует отнести нарушение принципов постепенности, непрерывности, цикличности проведения учебно-тренировочного процесса, нарушение правил врачебного контроля, пренебрежительное отношение к индивидуальным средствам защиты (по В.Ф. Башкирову).
Наиболее уязвимыми звеньями опорно-двигательного аппарата гольфиста являются локтевой, коленный, голеностопный суставы, а также мышцы спины и бедер.
Основной причиной многих травм гольфистов является низкий уровень технической подготовленности при выполнении атакующих ударов, таких как удары по мячу драйвером и вудами, удары из рафа и других тяжелых положений мяча.
Меры профилактики. Основными средствами профилактики травм опорно- двигательного аппарата являются обучение основам техники выполнения ударов, исключающей работу суставов и мышц гольфиста, противоречащей законам анатомии и физиологии спорта человека.
Другой возможностью предотвратить получение травм спортсменом является правильная организация учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Для этого необходимо:
- качественно проводить разминку;
- мышпы нижних конечностей подготовить к быстрым перемещениям по траве и снегу с учетом выполнения рывков и резких остановок.
- следить за техникой выполнения сложных ударов и осуществлять контроль за хватом клюшки.
- следить за состоянием гольф обуви, клюшек, состоянием поверхности гольф-поля (неровность, повышенная влажность, скользкая поверхность) и его освещенностью;
- постоянно совершенствовать материально-техническое обеспечение и условия проведения учебно-тренировочных занятий и турниров.
3.3. Материально- техническое оснащение
Для занятий по программе требуется:
1. Гольф-поле,драйвинг-рендж и спортивный зал.
2. Гольф инвентарь и оборудование:
- Гольф клюшки и мячи на каждого обучающегося.
- Набивные мячи.
- Перекладины для подтягивания в висе - 5-7 штук.
- Скакалки для прыжков на каждого обучающегося.
- Секундомер.
- Гимнастические скамейки - 5-7 штук.
- Мягкие мячи.
- Сетки для гольфа - 3 штуки.
- Гимнастические маты - 8 штук.
- Гимнастическая стенка.
- Напольные лунки
- Маты для ренджа-8 штук.
1. ЖеребкоД.С.Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11классов образовательных учреждений на основе вида спорта-гольф.Москва 2011г.
2. Модифицированная образовательная программа «Настольный теннис» г.Всеволожск 2010г..