Решение простых арифметических задач
Семенчикова Галина Александровна, воспитатель
МБДОУ №41 "Почемучка"
Кемеровская обл., г.Юрга
Цель: Формирование начальных математических знаний.
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить умение сравнивать числа и расставлять нужный знак «больше», «меньше», «равно»
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Ход занятия:
Организационный момент:
В: Ребята , сегодня к нам пришли гости . Давайте поприветствуем их.
(Воспитатель и дети встают в круг)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Раз ладошка, два ладошка
Три, четыре топай ножкой
Дружно в группе мы живем
Всех гостей всегда мы ждем
ӀӀ. Психологический настрой
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
В.- Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый Буратино
-Мальвина задала домашнее задание Буратино, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к нам за помощью. Вы согласны ему помочь?
Д:Да
В: За каждое выполненное задание Буратино будет дарить вам по букве, из которых потом вы сможете составить слово.
В:Первое задание называется «Подумай и ответь».Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны постараться на них быстро ответить.
-Сколько дней в неделе?
-Сколько времен года вы знаете?
-Назови первый месяц года?
-Сколько месяцев в году?
-Сколько углов в квадрате?(4)
-Сколько хвостов у пяти коров?(5)
-Сколько лап у двух гусей?(4)
-Сколько ушей у трех мышей?
-Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?...(короче линейки)
-Если стол выше стула, то стул ?...(Ниже стола)
1. На столе лежало 4 яблока. Все яблоки разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
2. Какую посуду нельзя наполнить?
3. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
4. Сколько лап у двух медвежат?
5. Две картофелины сварилось за 2 минуты. Сколько надо времени, чтобы сварилось 3 картофелины?
6. Сегодня среда, через два дня мы пойдем в театр. В какой день недели мы пойдем в театр?
7. Сегодня понедельник, через три дня у Саши день рожденье. В какой день недели у Саши день рожденье?
8. Мышка зерна собирала
По два зернышка таскала.
Принесла уже пять раз.
Каков ее запас?
В:Молодцы! Вы все отвечали быстро и правильно. Справились с первым заданием. И за это Буратино дарит вам первую букву. Как называется эта буква?
Д: Буква «Ш». (выставляю её на доске).
В:Для выполнения второго задания я предлагаю пройти за столы.
В:Ребята, перед вами лежат листы в клетку.
Это задание будет на внимание. Вы выполните графический диктант.Кто мне скажет, что это значит? (Рисовать по клеточкам.) Вспомните правила выполнения такого диктанта. (Найти основную точку, внимательно слушать, не заглядывать в чужую тетрадь, если отстал — отложить карандаш и спокойно сидеть.) Давайте проговорим наши волшебные слова, которые помогут нам выполнить задание.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою —
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я примусь.
А теперь поработаем нашими пальчиками.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять — Дети поочередно «идут» каждым пальцем по столу.
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно по привычке, «Идут» средним и указательным пальцами по столу.
А куда ему спешить?
Вдруг увидел на табличке: Стучат по столу кулаком и ребром ладони.
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» Хлопают.
И ушел. Газон засох. Хаотично стучат пальцами по столу.
В: Сейчас поставьте свой карандаш на обозначенную точку, слушайте внимательно, кто получится вы увидите, когда выполните задание.
В: От красной точки в право 2 клетки, 4 клетки вниз, 1 клетку в право, 2 клетки вверх,1 клетку в право, 1клетку вверх, 4 клетки в право,1 клетку вниз, 1 клетку в право, 3 клетки вниз, 1 клетка в лево, 1 клетка вниз, 1 клетка в лево, 1 клетка вверх, 4 клетки в лево, 1 клетка вниз, 1 клетка в лево, 1 клетка вверх, 1 клетка в лево, 3 клетки вверх, 1 клетка в лево, 2 клетки вверх.
В:Что у вас получилось?
Д: У нас получилась черепаха. Как звали черепаху?
В: Молодцы. И с этим заданием мы помогли справиться Буратино. За это задание вы получаете следующую букву. Как называется эта буква?
Д: Это буква «К».
Воспитатель: Ребята, перед тем, как мы с вами выполним следующее задание, я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
В: В следующем задании Буратино просит нас составить и решить задачи.
В: Скажите из чего состоит задача?
Д –условие, вопрос, решение, ответ.
В: У вас на столе лежат карточки, рассмотрите их и составьте по ней задачу, запишите решение в цифрах.
Дети самостоятельно составляют задачи и выкладывают из цифр решение, оречевляют. Уточняется, где условие, где вопрос, где решение и ответ.
Д: буква«О»,
В: Вы хорошо потрудились. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть
Физминутка «Ты давай-ка, не ленись!»
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
На одной ноге стою,
А другую подогну,
А теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
В: Что бы получить еще одну букву нужно выполнить следующее задание. Будьте внимательны! Буратино предлагает сравнить числа и поставить нужный знак.
В: У вас на столах есть карточки,нужно поставить знаки «больше», «меньше», «равно». Вы выполняете это задание самостоятельно
В: А Игорь и Лера решат числовые выражения у доски. Потом мы сравним их. Приступаем к заданию.
5…6; 10…9; 5…9;
6…6 ; 2…8; 10…3; (работа за столом)
В: Видишь Буратино, какие наши дети сообразительные, не зря ты к нам обратился за помощью. Молодцы! за это Буратино дарит вам еще одну букву .Какая это буква?
Д: Буква «Л»
В: Что бы получить последнюю букву мы должны выполнить «Геометрический диктант»
В: У каждого на столе есть геометрическая фигура.
В: Сейчас вы сами выберите место для своей фигуры на фланелеграфе. При этом называя размер и цвет вашей фигуры и место куда вы ее поставите?
В: Какое место ты выбираешь Никита?
Р: Я возьму большой, красный квадрат и поставлю вверхний левый угол.
В: Куда ты хочешь поместить свою фигуру Таня.
Р: В середину листа я поставлю маленький, синий круг.
(Если ребенок затрудняется с ответом, то воспитатель предлагает: «Может быть твоя фигура займет место в середине нижнего края»)
В:Молодцы! Буратино дарит нам последнею букву. Как называется эта буква?
О.Д: Буква «А»
Вот и помогли мы с вами Буратино выполнить все задания. Какое слово получилось? ШКОЛА. Молодцы.
В: Буратино благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания.
Вспомните какие задания вы выполняли? Какое задание особенно понравилось? Как хорошо справились у доски Лера и Игорь. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Буратино дарит вам вот такие значки.